Конспект урока по теме "Обобщение знаний учащихся о глаголе как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Хилевич Елена Анатольевна

Урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_roditeley.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

открытого урока

по русскому языку в 4-ом классе на тему:

«ОБОБЩЕНИЕ   ЗНАНИЙ   О   ПРИЗНАКАХ

ГЛАГОЛА   КАК   ЧАСТИ   РЕЧИ»

(УМК «Школа России»)

Урок разработан

учителем начальных классов

Хилевич Е.А

Санкт-Петербург

2010г.

ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить знания о признаках глагола как части речи, о правописании безударных личных окончаний глагола.

                   Развивать речь детей, знакомить с глаголами цвета, звучания, света.

Воспитывать патриотические чувства у детей, интерес к русскому языку.

Оборудование: картинки облаков с записанными на них безударными личными окончаниями глаголов, девиз урока на доске,

ХОД УРОКА

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.
  1. По какой стране путешествовали на последних уроках русского языка?
  2. Какие части речи живут в  стране Глаголии ?
  3. Что вы знаете о глаголах?

Путешествие наше пройдёт под девизом, который написан на доске: «Наш язык и ясен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад» (дети читают хором девиз). Как вы поняли эти слова?

  1. Какое словарное слова я уже несколько раз произнесла? (путешествие)

Объясните его значение.

II. ОСНОВНАЯ    ЧАСТЬ

- Ребята, на чем можно путешествовать?  (ответы детей)

  1. Мы отправимся в путешествие на облаках. Чтобы сесть на них, нужно отгадать словарные слова из темы «Путешествие» (слова – анаграммы записаны  на доске. Дети отгадывают слова, ставят ударения, объясняют правописание, находят «лишнее» слово)
  2. Итак, отправляемся в путешествие по стране Глаголии. Понесли нас облака на лексическую полянку сказочного леса. В пути на облаках появились необычные очертания букв. Чтобы приземлиться, нужно их разгадать. (На облаках написаны безударные личные окончания глаголов. Дети объясняют, к какой форме глагола относятся эти окончания)
  3. Мы приземлились на лексической полянке. Здесь живут глаголы. Их нужно найти среди других частей речи.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Посмотришь, кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягода земляники. А сколько звуков услышишь в лесу! В глухой чаще попискивает рябчик. Трещат кузнечики, жужжат шмели и пчёлы. (Выписать глаголы и обозначить орфограммы, определить лицо и число)

  1. Какие глаголы обозначают цвет?
  2. Какие глаголы обозначают звуки леса? Придумайте свои глаголы с этими значениями.

Вдруг полянка осветилась ярким солнечным светом (включить свет над доской). На полянке появляются глаголы: блестеть, сиять, сверкать, искриться.

  1. Почему глаголы стоят в один ряд? (синонимы)
  2. Какие ещё синонимы можно подобрать к этим словам?
  3. В каких словах есть проверяемая безударная гласная?
  4. В какой форме стоят все глаголы?
  5. Как по НФ определить спряжение глаголов? (запись этих глаголов в третьем лице единственного числа)
  6. О чём можно сказать, используя эти глаголы?
  7. Послушайте, как наши поэты и писатели употребляли эти глаголы в своих произведениях

        Сияет солнце, воды блещут.

        На всём улыбка, жизнь во всём.

        Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом.

Ф.ТЮТЧЕВ

Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами.

И.ТУРГЕНЕВ

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река.

М.ГОРЬКИЙ

  1. Какие словосочетания с глаголами вы запомнили?

Реставрирование текста.

Весело … … …  (сияет)

Месяц над селом.

Белый снег … … …  (сверкает)

Синим огоньком.

И.СУРИКОВ

Месяц под косой … … …   (блестит),

А во лбу звезда горит.

А.ПУШКИН

  1. Каким ещё глаголом дополнил А.С.ПУШКИН наш ряд синонимов? (гореть)

ЗАДАНИЕ. Записать в тетрадь и сделать синтаксический разбор предложения. Весело сияет месяц над селом.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
  1. Чтобы закончить наше путешествие, необходимо вернуться на наши облака, которые возвратят нас из страны Глаголии (на обратной стороне облаков графические схемы предложений. Дети должны выбрать себе схему, по которой они составляют предложения, используя глаголы цвета, света или звучания).

IY. ИТОГ   УРОКА

  1. Для кого наш урок был познавательным?
  2. Что нового вы узнали на уроке?

Чтение хором девиза урока с доски и объяснение его смысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола,как части речи".

Систематизация знаний о глаголе,как части речи,формирование умения определять грамматические признаки глагола,развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем.прошедшем и будущем временах....

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Глагол как часть речи".

Конспект урока русского языка во 2 классе "Глагол как часть речи" (конспект, раздаточный материал, презентация)....

Конспект урока русского языка для 4 класса "Глагол как часть речи"

Данный урок подготовлен по УМК системы Л.В. Занкова....

Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...

конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагол как часть речи"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Глагол как часть речи»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, его признаках.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие...

конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагол как часть речи" рефлексия

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Глагол как часть речи»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, его признаках.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие...