Тема урока: "Правописание предлогов и приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Аверина Любовь Владимировна

Русский язык 3 класс

Учитель МБОУ СОШ №6,  Аверина  Любовь Владимировна

Тема: Правописание предлогов и приставок.

Цель: Научить распознавать предлоги и приставки.

Формировать умения правильно употреблять их в речи и писать.

Продолжить работу над  развитием  речевой деятельности, познавательной активности учащихся.

Воспитывать интерес к предмету, аккуратность написания.

Технология проблемного обучения.

Оборудование: слайдовая презентация по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazy_pravopisanie_predlogov_i_pristavok.3_klass.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс

Учитель МБОУ СОШ №6,  Аверина  Любовь Владимировна

Тема: Правописание предлогов и приставок.

Цель: Научить распознавать предлоги и приставки.

Формировать умения правильно употреблять их в речи и писать.

Продолжить работу над  развитием  речевой деятельности, познавательной активности учащихся.

Воспитывать интерес к предмету, аккуратность написания.

Технология проблемного обучения.

Оборудование: слайдовая презентация по теме урока.

Ход урока

I. Организационный  момент.

Задача: эмоциональный настрой.  Даются указания. – Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.

 – Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).

Что  от урока ждёте?

Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор.  Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова.

 II. Актуализация знаний.

1.Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:   Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём: - Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите  тетради  дату. Почему выполнить не можете задание? Пропущено слово.  Догадайтесь, какое слово я пропустила?

- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются?  Предлоги.

Посмотрите внимательно на строку. Что написано?  (предлоги и приставки) Слайд 1,2

На, за, по, от, со, под,

-Так приставка или предлоги? Решение проблемы.

Кто сможет поспорить? Включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников.

Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам понять помог?

  Учитель: Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  (Будем учиться различать  предлоги  и  приставки).

Учитель:  Для чего  нужно  уметь  различать их? (Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги, правильно написать  письмо, заявление  и  другие  документы).

Учитель.  А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги,  правильно их писать и употреблять в речи. Когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой. Слайд 3.

2.Составление текста,  используя приставки и предлоги.

Учитель:  (Слайд 4). Профессор Сова приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

3.Оформление тетрадей.

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Двадцать пятое октября. Классная работа и чистописание.

Первое испытание от Профессора Совы. Разгадай ребус.  Слайд 5.(Запись словарных слов)

В это время работают индивидуально у доски и на мете несколько учеников.

1.Разбор слов по составу.

2.Подбор однокоренных слов.

3.Проверка безударных гласных.

4.Составить и записать предложение, подчеркнуть главные члены, указать части речи.

5. Исправить ошибки в словах.

Проверка словарных слов. Слайд 6. Народ, задача, заяц, ветер, погода. Молодцы! Профессор Сова предлагает следующее испытание.

Вход в тему урока.

Словарно - орфографическая работа.

4.На доске записаны словосочетания:  (слайд 7)

(до)ехал                        (до)д .ревни

(по)б .жал                           (по)д . роге

(про)ч .тал                (про)з .вод

(под)полз                        (под)м .шину

(на)кр . чал                (на)с .баку

– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) Можно разделить на слова из словаря и не из него.

2) На глаголы и существительные.

3) На слова с приставками и слова с предлогами.

Беседа по вопросам:

– Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками.

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)

– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой:  – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)

– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.

(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.

(До (чего?) деревни, до нашей деревни

По (чему?) дороге, по узкой дороге

Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)

Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)

-Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)

-А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударн. глас. в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).

-Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

-Подчеркните предлог и выделите приставку. (Взаимопроверка по  слайду 8)

2.Работа по учебнику с.62

-Откройте учебники на с.62

-Прочитайте тему урока, сведения.

-Кто напомнит, чему будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться различать предлоги и приставки).

Буратино просит помощи.   Упражнение 108, страница 63. Профессор Сова строгий и может исключить из своего клуба «Почемучек». Поможете? У нас опять проблемная ситуация. Как разобраться со значением слов. Задание по уровням.1 уровень составить предложения. 2  уровень составить словосочетание. 1в.2 и 3слово,2в.4 и 5слово.

Физминутка. Слайд 9,10,11.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

 V.Продолжение работы по теме урока.

1.Работа в парах. Задание от профессора Совы.

-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.

Собери предложение.    Слайд   12,13. Назовите приставки, предлоги.

 На востоке показалась ранняя зорька.

Скоро поднимется весёлое солнце.

Журавли готовятся к отлёту.

Собрались птицы в стаи, покричали.

Они покружились над рекой.

Птицы потянулись в дальние страны.

По пути их ждёт большое испытание.

Запиши предложение. Исправь ошибки.

птицы  па тинулись  вдалные  страна

Игра на внимание.

1.Слова с приставкой  хлопок.

2. Слово с предлогом «Домик»

(За) горой, (за)бежал, (с) вернула, (с) крыши, (на) бумаге, (на) резать, (на) листе, (на)чертил.

2.Дифференцированная работа. Рефлексия. Сова предлагает поиграть в игру.

Игра «Умники и умницы»    Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и  интеллекте. Представьте себя участником этой  передачи. (Слайд 14)

-Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно.  Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень  Желтая дорожка:

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  3. Солнце (за)шло (за)тучу.
  4. Всадник (с)лез (с)коня.
  5. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  6. (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  7. Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень. Зеленая дорожка:  Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.  На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.  Красная дорожка:

-Вставьте предлоги и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

Проверка заданий и выводы.

VI.Итог урока:

Составление кластера. На доске находятся опоры:

  1. часть слова
  2. отдельное слово
  3. отдельно
  4. слитно
  5. для связи слов в предложении
  6. для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу. Слайд 15.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

- Какое задание вас заинтересовало?

VII.Рефлексия.

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
-  урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

VIII.Домашнее задание: в словаре или интернете найти происхождение слова «перчатки», упр. 109 или 110 по выбору.

Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно.                                                                          Как различить предлог  и приставку? Нужно поставить вопрос или подобрать подходящее слово.                                                               Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?                                                                    Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишие:                                Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.                                                            Предлоги от слов «удаляются» — в словах не найти им следа.                                                              Наше занятие закончилось.     Большое спасибо за работу.

Если время урока позволит, можно поиграть. Проверка игры на слайдах.

Игра «Найди пару»

 (с) мёл                              ( по ) парку

(на) шли                           (с) крыльца

(по) гулял                        (под) потолок

(в) ходить                        (в) класс

(под) прыгнул                  (по) дороге

(по)  ехал                        (на) поляне

Фамилия,имя___________________________________________________

1 уровень. Жёлтая дорожка.

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

2 уровень. Зеленая дорожка:  

Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.  

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов.

3 уровень.  Красная дорожка:

-Вставьте предлоги и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.

Машина подъехала … дому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

Русский язык 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Технологическая карта к уроку русского языка. 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"   Тема урока: правописание приставок на з- и с-...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Тема урока «Правописание приставок и предлогов» 2 класс

Тема «Правописание приставок и предлогов»Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей компетенций учащихсяЗадачи: продолжить знакомство с предлогами ...