Урок обучения грамоте Тема: Буквы Дд, звуки [д], [д`].
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Артемьева Оксана Владимировна

3 класс (VIII вида, УУО)

Цели:

  1. Закрепление знаний о букве Д и звуках [д],[д`].
  2. Развитие связной и грамотной речи, фонематического слуха, памяти, внимания, мелкой моторики.
  3. Воспитывать трудолюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема: Буквы Дд, звуки [д], [д`].

                                                                       3 класс (VIII вида)

                                                                                                                                                                 Город: Магнитогорск

Челябинская область

МС (К) ОУ С(К)ОШИ№4

Учитель: Артемьева Оксана Владимировна

Цели:

  1. Закрепление знаний о букве Д и звуках [д],[д`].
  2. Развитие связной и грамотной речи, фонематического слуха, памяти, внимания, мелкой моторики.
  3. Воспитывать трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, я потеряла план, помогите мне его найти.

(5 шагов вперёд, налево, 3 шага прямо, налево, 4 шага вперед, направо, и 1 шаг.)

– Спасибо! Теперь мы можем начать наш урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Вчера на уроке мы познакомились с новой согласной буквой. Выложите её из палочек.

– Какая это буква? (Д)

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквой Д и звуками, которые она обозначает.

III. Артикуляционная и фонематическая зарядка.

– Ребята к нам на урок должна была придти Василиса Премудрая.  Но её забрал с собой Кощей Бессмертный в замок.

– Ребята, выручим Василису из плена? (Да.)

– А чтобы преодолеть трудности, какими качествами надо обладать? (Cмелостью, добротой, храбростью, внимательностью.)

– Все эти качества мы возьмём с собой, но для начала, сделаем разминку.

  1. Гладим язычок губками.
  2. Постукиваем губками.
  3. Погладим зубками.
  4. Похлопаем зубками.
  5. Погладим губками.
  6. Барабан д-д-д.
  7. Дудочка ду-ду-ду.
  8. Скороговорка: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

IV. Работа над новым материалом.

1.
– Путешествие начинается.

– Что перед нами? (Дом.)

– Какой первый звук в слове дом? Составьте схему слова (один у доски, остальные работают с кассами букв).

– Позвоним в дом. (Динь-динь-динь.)

– Какой первый звук в слове динь? Составьте схему слова (один у доски, остальные работают с кассами букв).

– Какие два звука обозначает буква Д?

2.
– В доме живёт добрая фея. Она согласится нам помочь, если мы заполним в домиках окошки. Надо подобрать антонимы с буквой Д  и  объяснить, какой звук обозначает буква Д и почему?

– Волшебница поможет сделать волшебный клубочек. Надо смотать маленькие клубочки.
Кто быстрее. Положим клубочки в мешочек и скажем волшебные слова. (дон, дон, дили-дон).

3.
– Клубочек покатился и прикатился к реке. Чтобы через реку появился мостик надо потрудиться. Мы должны заполнить модели.

– Прочитайте слова и выберите то слово, которое подходит к модели. Какой звук обозначает буква Д в словах?

4.
– Впереди поле на поле трудятся люди. Кто эти люди? (Косари.)

– Что у косарей в руках? (Косы.)

– Что косари делают косами? (Косят.)

– А, что ещё можно  назвать словом косы? (Косы у девочек.)

– Ребята, они нас пропустят дальше, если мы прочтем пословицу и объясним её.

– Найдите слова с буквой Д. Какой звук обозначает буква в словах?

– Какие пословицы вы ещё знаете о труде?

– Для чего мы используем пословицы в речи? (Чтобы наша речь была красивой и выразительной.)

5.
– Волшебный лес. А лесу растет старый дуб. Его вылечил лесной доктор. Отгадайте кто этот доктор.

Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил?
(
Дятел.)

 – Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.

У детей – карточки зелёные и синие.

– Послушайте загадку ещё раз и услышав звук (д), поднимите синюю карточку, услышав звук (д`) – зеленую.

– Сколько раз вы подняли зеленую карточку? Какие слова были с мягким согласным (д`)?

6. Физкультминутка.

– Клубок приглашает нас отдохнуть.

Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Влево – шаг, вправо – шаг,
Шаг – вперед и шаг – назад,
По тропинке шли, шли и
Клубок нашли.
Клубок маленький.
Клубок аленький.
Клубок катится.
Нитки тянутся.
Клубок –Дале, дале, дале.
Нитки –Доле, доле, доле.
Мы за ниточку возьмем
И дальше пойдем.

– Ребята, аленький  это какой цвет?

– В названии какой сказки есть слово аленький?

7.
– Старый  дуб любит рассказывать сказки. И сегодня он приготовил для вас сказку.

– Вы должны внимательно послушать сказку и запомнить слова в которых есть звуки (д), (д`).

Доброе дело

Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.

— И-эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!

Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», — размышлял медведь.

Но никто не собирался там жить.

Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.

– Ты чего такой грустный, дедушка медведь?

– Да делать мне нечего, вот и грустный,— бурчит медведь.

– А ты можешь дудочку сделать?

– Дудочку? А чего ее делать-то?! — оживился медведь и — раз-два! — сделал Димке дудочку.

– Вот это да! — обрадовался Дима.— А моей сестренке Даше сделаешь?

– Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю,— заторопился медведь.— Наконец-то для меня доброе дело нашлось!

(Г. Юдин)

– Ребята, какие слова вы запомнили со звуками [д], [д`]?

– Чему учит сказка?

8.

– Ребята, посмотрите, виднеется замок Кощея.

– Чары развеются, если мы пройдем по лабиринту. И узнаем, что помогло нам спасти Василису.

– Закрасьте карандашом это слово. Но цвет карандаша должен быть таким, какой первый звук в этом слове.

– Какое слово получилось?(дружба) Каким цветом вы закрасили слово?(синим) Почему?

V. Итог урока.

  1. На какую букву похожа наша дорога?(Д)
  2. Ребята, найдите сколько букв Д спряталось?

А

В

Ц

Д

К

Р

Д

Л

Ю

Д

Д

Х

Д

Ч

Ж

Э

О

Й

Р

Д

3. Какие звуки обозначает буква Д?

VI. Дома.

– Подумайте и нарисуйте, на что похожа буква Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы Щ щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения».

УМК "Школа России" Конспект урока обучения грамоте. Презентация к уроку....

Урок обучения грамоте. Тема: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]". 1 класс

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]"....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Буква Х,х. Звуки [х],[х\'].

Технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива", 1 класс....

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

Урок обучения грамоте. Тема «Твердый согласный звук [ц], буквы Цц»

Тема: «Твердый согласный звук [ц], буквы Цц».Цель: 1) Закрепить знания о непарных твердых и мягких  согласных звуках.        2) Развивать ...