Правописание безударных гласных в корне слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Порошина Лариса Владимировна

 

Цель урока:

  1. Создать условия для развития функциональной грамотности и подвести учащихся к открытию способа проверки безударной гласной в корне слова.

 

Задачи урока:

  1. Подвести детей путем «аппеляции памяти» к известному способу проверки безударной гласной изменением формы слова.
  2. Открыть новый способ нахождения проверочного слова к безударной гласной, используя жизненную ситуацию.
  3. Формирование контрольных операций в соответствии с новым алгоритмом (развитие умений проводить контрольные действия).
  4. Обобщить оба способа, формирование умений обобщать полученные знания.
  5. Развитие оценочных действий и выхода на результат.
  6. Рефлексия (формировать умения находить обоснования собственных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnaya_glasnaya_2_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык

Класс: 2 класс

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель урока:

  1. Создать условия для развития функциональной грамотности и подвести учащихся к открытию способа проверки безударной гласной в корне слова.

Задачи урока:

  1. Подвести детей путем «аппеляции памяти» к известному способу проверки безударной гласной изменением формы слова.
  2. Открыть новый способ нахождения проверочного слова к безударной гласной, используя жизненную ситуацию.
  3. Формирование контрольных операций в соответствии с новым алгоритмом (развитие умений проводить контрольные действия).
  4. Обобщить оба способа, формирование умений обобщать полученные знания.
  5. Развитие оценочных действий и выхода на результат.
  6. Рефлексия (формировать умения находить обоснования собственных действий.

Оборудование:

  1. Слайд – фильм.
  2. Индивидуальные карточки.

Ход урока:

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота, чтобы знания черпать.

  1. Организационное начало урока.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

В школу мы пришли учиться.

  1. Целеполагание.

- Послушайте притчу.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 - Дорогие мои. Сегодня вам предстоит открывать новые знания. Всё в ваших руках.

- Урок русского языка. Мы работаем по теме: «Безударная гласная в корне слова». Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.

- Сначала вспомним главное правило, как нужно писать на уроке. (Правильно, чисто, аккуратно)

- В течение урока будем отвечать на вопросы:

ЧТО__                ___________

ГДЕ____НАДО____________

КАК__ПРОВЕРЯТЬ?________

ЧЕМ__                    _________

  1. Каллиграфическая строка.

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Не держу от вас секрета –

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь.

  1. Словарная работа.

- На доске загадка:

Ш.гаешь – впереди л.ж.т,
Оглянешься – д . мой б.жит. (д
орога)

- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

[д] – согл., тв., зв., пар.

- Какой буквой на письме обозначен этот звук? Сегодня на минутке чистописания повторяем написание буквы Дд - 1 строчка

Дорога – 2 строчка (объяснить и выделить орфограмму)

- Подберите синоним - слово, близкое по смыслу слову-отгадке (путь). Чем отличаются эти слова? (она – ж.р., он – м.р.)

- Составим словосочетание с этими словами (долгий путь, длинная дорога).

- Сколько букв в слове путь? Сколько звуков? Почему так происходит?

- Списать загадку, выделяя знакомые орфограммы.

- Подберите родственные слова к слову дорога. (дорожный, дорожка, дороженька, подорожник,…)

- Что значит сочетание “родственные слова”? Докажите, что они родственные, выделите корень.

На доске: дорожает, дорогой. 

– Выделите корень в этих словах. Являются ли они родственными? Почему?

- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?

- Почему, как вы думаете, я взяла именно такое слово-загадку для работы на сегодняшнем уроке?

  1. Актуализация ранее изученного материала.

-Что мы называем корнем?  

Корень- это общая часть родственных слов.

- Какие слова можно называть однокоренными?                

Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая  часть   в них является общей

Вот какое дерево выросло.  

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться  стало  вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

  1. Разбор слов по составу.

дорожный, дорожка, дороженька,  подорожник

  1. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки

  1. Работа над темой урока.

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты ее немедленно ставь под ударенье.

2 способа проверки безударной гласной в корне слова:

1 способ – изменить форму слова, чтобы гласная стала ударной.

2 способ – подобрать родственное слово, чтобы гласная стала ударной.

- Вставь нужную букву:

1 задание:

А   О   гл…за                   Е    И     р…ка

А   О   тр…ва                   Е    И     зв…зда

А   О   ш…ры                  Е    И     гр…бы

А   О   …кно                    Е    И     цв…ток

2 задание:

гр(а/о)за, з(е/и)ленный, б(е/и)жать, з(и/е)ма.

3 задание:

- Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет: земли, грозы, листья, росы, сосны, реки, косы, числа.

- Слова из первого столбика являются проверочными. Какую гласную вы вставите в слова из второго столбика?

4 задание:

- В столбиках подчеркни только те слова, которые являются проверочными 

БЕЖАТЬ                          ПЛЯСАТЬ

- бег                                  - пляшет

- бегун                              - плясун

- бегунок                          - пляска

- бегать                           - плясовая

- беговая                          - пляшущий

- Почему слова из первого столбика являются проверочными?

  1. Закрепление изученного материала.

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте:

Удареньем проверяйте.

- Замени одним словом, проверь безударную гласную в слове:

Говорить очень громко - … (кричать – крик)

Говорить очень тихо - … (шептать – шепчет)

Не говорить совсем - … (молчать – молча)

- Вставь пропущенные буквы в слова,

- Раздели слова на две группы (по какому признаку?)

- Что общего между этими словами?

- Какое слово лишнее? (по какому признаку?)

В…рона, в…р…бей, сн…гирь, с…рока, п…тух.

ворона                       снегирь

воробей                     петух

сорока

- все слова – словарные, содержат непроверяемую гласную.

- лишнее слово – петух, т.к. петух – домашняя птица, а остальные

 

  1. Контроль знаний учащихся.

- Вставь пропущенные буквы:

слово

о

а

я

и

е

1

б…льшой

*

2

гр…чи

*

3

р…ка

*

4

п…тнистый

*

5

з…ма

*

6

зв…рек

*

7

пл…сать

*

8

см…треть

*

9

в…рить

*

10

л…сток

*

О, А, Е, Я, И, Е, Я, О, А, И.

- Прочитай. Раздели слова абрикос, голосистый, аппетит, вечерняя, командир, город, грозовая (туча), дорога  на два столбика:

ПРОВЕРИТЬ                               ЗАПОМНИТЬ

голосистый                                 абрикос

вечерняя                                       аппетит

грозовая                                       командир

                                                      город

                                                      дорога

- Из данных слов составь предложение. (Вечерняя дорога в город шла через абрикосовый сад.)

- Найдите грамматическую основу в данном предложении (дорога шла)

- Назовите второстепенные члены предложения (вечерняя, в город, через сад, абрикосовый)

- В каких словах содержатся безударные гласные, проверяемые ударением? Как их проверить? (Вечерняя – вечер)

- Какие слова в данном предложении надо запомнить? Почему? (дорога, город, абрикосовый)

  1. Итог урока.

ЧТО__                ___________ а, о, и, е, я

ГДЕ____НАДО___________  в корне слова

КАК__ПРОВЕРЯТЬ?______ подобрать однокоренное слово

                                                  (изменить форму слова)

ЧЕМ__                    ________ ударением

- По дорогам страны Грамматики вам часто будут встречаться безударные гласные - на протяжении всех лет обучения в школе.

Метод: «Незаконченного предложения»

«На уроке я узнал ….»

«Мне на уроке удалось…..»

«Мне бы хотелось похвалить……..»

«Самым интересным на уроке было…»

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...