Согласный звук [щ,]. Буквы Щ щ.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Гапич Ирина Владимировна

 

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цели образования:

обучения: формирование знаний о согласном звуке  [щ']   и буквах, которыми они обозначаются на письме; формирование умений звуко-буквенного анализа слов,  формирование навыков осознанного чтения;

воспитания: формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формирование познавательного интереса к самостоятельному чтению книг, формирование потребности к здоровому образу жизни;

развития: развитие фонематического слуха, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchshch.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель. Гапич И.В.

Предмет.  Обучение грамоте

Класс: 1 «Б» класс.

Дата: 13.12.2012

Тема урока. Согласный звук  [щ,]. Буквы  Щ щ.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный (смешанный)

Продолжительность занятия: 1 урок (35 минут).

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цели образования:

обучения: формирование знаний о согласном звуке  [щ']   и буквах, которыми они обозначаются на письме; формирование умений звуко-буквенного анализа слов,  формирование навыков осознанного чтения;

воспитания: формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формирование познавательного интереса к самостоятельному чтению книг, формирование потребности к здоровому образу жизни;

развития: развитие фонематического слуха, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологическая установка на работу 

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждет урок ребят сейчас!

- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

  1. Актуализация опорных знаний.

- «Цепочка»  Речь – предложение – слово – слог – звук или буква

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем  в игру «Доскажи словечко».  

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

- Буквы е, ё, ю, я …( «хитрые», йотированные). 

  «Лишняя буква»

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»?  

О А У  Н Ы Э                    («Н» согласная)

Ю Ё Я И Е                         («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С                      («С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т                     («Х» нет пары по глух-звонк.)    

  1.  Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

- А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока.

-Найдите общее в следующих словах:  (слоги, ударение, конец и начало слов)

                           Щепка, шапка, шашка, щетка.

-Разделите на 2 группы и сформулируйте тему урока.

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся  ….

(Мы  познакомимся со звуком [щ’] и буквами, которые его обозначают. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. )

  1.  Формирование новых понятий, способов действий.

1.Знакомство с новым звуком 

Звуковой анализ слов «щука», «лещ». Моделирование звукового состава слов.

 - Выбрать названия рыб: БАРСУК, ЖАБА, САЗАН, ВОДОМЕРКА, ЩУКА, ПЕЛИКАН, СУДАК, ЧЕРЕПАХА

Загадка  У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала.

САЗАН, ЩУКА, СУДАК.

-Исключите отгадку по 4 признакам (ударение, конец и начало слов,  кол-во звуков и букв)

Прослушивание песни «К щуке на день рождения!»

- Что узнали из песенки?

-Какие слова запомнили? (угощения, щи, мощи, лещ, щуплый, обещала, щука, защелки, хищник, овощи, поищем)

 Составление схем ЩУКА, ЛЕЩ, ОВОЩИ,  ХИЩНИК, УГОЩЕНИЯ.

Характеристика  звука

Щ как мягкий Ш мы скажем.

Звук как будто маслом смажем.

Будет мягким Щ, тягучим,

Щебетать язык научим:

Щебет, щёлк, щегол, щепотка,

Щепка, щит, щека, щекотка.

- Какие слова из тех, что мы сейчас называли, вам запомнились?

2. Знакомство с буквой. Работа в прописи

- Какой буквой наш звук обозначается на письме?

- Звук [щ’] обозначается на письме буквами «Щ щ». 

- На что похожа буква? Выслушиваются ответы детей.

 - Послушайте стихотворения про букву Щ. 

Одновременно на слайде появляются иллюстрации

1. Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

2.На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну и что же!

3. Щ- играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

- Для записи каких слов потребуется заглавная буква Щ ? Приведите примеры. (Для записи имен собственных: имен, отчеств. фамилий людей: географических названий: городов, рек, озер, стран).

V. Физкультминутка

Щ Щука в речке жила,

     Щеткой воду мела,

     Щи варила для гостей,

     Угощала пескорей.

VI. Применение понятий, способов действий.

1. Упражнение на концентрацию внимания.

    1) Возьми оранжевый или жёлтый карандаш и   раскрась те части рисунка, которые отмечены   буквой  «Щ» и «щ».

2) Найди одинаковые части букв и подчеркни их.

 щщЩ   ЩЩЩщ   щщЩ   ЩщЩщ  щЩщЩ

   3) Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и  подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «щ» синим карандашом.

лещдалоррплащлооключдвлрорщепкажвлрпозубыдо    вещьдрлоощитдлавлрпрещёдалрочждсидивдпорщётка  жизньдплорклещвдплоррвещилаорррпаплатьежвыдп

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь с соседями по парте и проверьте их работу.

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

-  Молодцы, вы были очень внимательными.

2. Чтение слогов, слов, предложений  на стр. 66-67

1) -  Прочитайте слоги по строчкам.

2) – Прочитайте слова, найдите «лишнее»

   -  Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (Сколько    гласных в слове, столько и слогов)

   - Назовите слова, которые обозначают одушевленные предметы.

   - А какие называют неодушевленные?

3)-Составление слов, словосочетаний, предложений.

          -ПРЕДМЕТ

          -признак предмета

          -действие предмета

VIII. Применение знаний.

Дифференцированное чтение.

– Ну а сейчас подготовимся к выразительному чтению отрывка из произведения С.Михалкова «Щенок». Стр. 67

Ребята, получившие дополнительные книги, подготовятся к выразительному чтению  всего стихотворения.

Самостоятельное жужжащее чтение.

-  А теперь постарайтесь выразительно прочитать стихотворение, передавая голосом характер текста..

IX. Итог урока.

-Папа сына похвалил,

Он про букву Щ  спросил.

– Как вы думаете, что рассказал про букву Щ сын?

Поиграем в игру «Верю - не верю». (Если вы согласны с утверждением, покажите фишку зеленого цвета, если не согласны - красного).

1. Буква «Щ» обозначает гласный звук.          - А какой? Почему?

2. Звук  [Щ] – глухой.

3. Буква «Щ» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

-Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? Что было трудно?

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласный звук «л». Строчной согласный звук «Л».

- познакомить со звуками [л], [л ] и буквой «л»;- отрабатывать навык слогового чтения слов с изученными буквами;- обогащать словарный запас учащихся;- развивать интерес к чтению;- научить писать...

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...