Урок русского языка с ЭОР "Слова с двумя корнями"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

На данном уроке русского языка ярко показан прмер применения ЭОР из Единой коллекции ЭОР на различных этапах. указан тип и вид ресурса, показано его назначение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korzun_urok_eor.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__Учимся писать слова с двумя корнями______ (Тема урока)

ФИО (полностью)

Корзун Светлана Владимировна

Место работы

МБОУ «СОШ №8 г. Петровска Саратовской области»

Должность

учитель начальных классов

Предмет

русский язык

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

Блок «Правописание»  

Тема раздела «Сложные слова»

Тема урока № 41 «Учимся писать слова с двумя корнями»

Базовый учебник

«Русский язык» , 3 класс, С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, в 2-х частях. Ч.1- М.: «Вентана-Граф», 2010.

  1. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации

( правила правописания слов с двумя корнями)

9. Задачи:

- обучающие

- формировать умение находить в речи слова с двумя корнями;

- познакомиться с правилом написания соединительной гласной в сложных словах

-развивающие

-развивать умение логически мыслить и выдвигать гипотезы;

- развивать речь, орфографическую зоркость, умение работать с ЭОР.

-воспитательные

-воспитывать интерес к предмету;

- формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать), навыки работы в паре, в группе.

  1. Тип урока: урок - открытие нового знания
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры – 3 , мультимедийный проектор, экран

  1. Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Формулирует основную цель урока.

Настраиваются на работу на уроке.

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

1.Задание: Тетрадь «Пиши грамотно» №1 с. 27 , урок № 41 Упражнение 1.

Выделите корни в словах.

-Подчеркните слова, в которых оказалось два корня.

2.Постановка проблемного вопроса:

- Как называются слова с двумя корнями?

– Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

1.Выполняют задание.

Сравнивают свой ответ с предложенным на слайде.





2.Выдвигают гипотезы.


Отвечают на вопросы

Коммуникативные (умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

Один корень или два?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb1dc4b2-e58c-43ad-bd2c-4d659e196aab/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BMA_121%5D.swf

-Я предлагаю вам просмотреть видеоролик. Посмотрите и сделайте  вывод «Как образуются сложные слова?»

Упр. № 2 в тетради

1. Вставьте пропущенные соединительные гласные.

2. Открывает слайд для проверки работы

3.Выявляет обучающихся, допустивших ошибки в правописании соединительных гласных.

- Почему были допущены ошибки?  

Чему мы должны научиться на уроке?

Извлекают информацию из текста ЭОРа



Работают самостоятельно.



Проверка по слайду




Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.

Коммуникативные (умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи)


Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения


1. Упражнение № 2 в парах с. 86 учебника.



2. Выполните задание рубрики «Давай подумаем»

1. Выполняют в парах упражнение. Находят в тексте стихотворения сложные слова с соединительной гласной.

2.Формулируют правило о соединительных гласных в сложных словах

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

Познавательные (умение выявлять сущность, объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник)

5. Реализация

построенного

проекта

Правописание сложных слов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a52cbb76-9b0e-4b86-8b47-30182e8dbd4f/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIM_125%5D.html

Организует работу по ЭОР

Составление сложных слов из корней простых слов с помощью соединительной гласной.

Выполняют задание, образуют сложные слова, вставляют соединительную гласную. По очереди выходят к доске и демонстрируют на экране образование слова.

Познавательные (умение применять полученные знания в предложенных ситуациях)

6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи

Организует самостоятельную работу по учебнику с. 86, упр. № 3, с проговариванием по «цепочке»

Выполняют задание по «цепочке» у доски и в тетради. Составляют сложные слова.

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Нахождение сложных слов

1 группа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6748-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_07.swf

2 группа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6749-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_08.swf

3 группа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a674a-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_09.swf

Организует работу детей (в группах, 3 группы) по проверке полученных знаний о написании слов с двумя корнями.

Выполняют задание по ЭОР


Проверка осуществляется ЭОРом.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

8. Включение в систему знаний и повторение

1. Рубрика «Интересный материал из истории языка»

Слово благодарить


2. Упр. № 4 в тетради с. 28

Задание: Подчеркнуть слова, которые соответствуют модели.

( связь темы «Правописание» и «Состав слова»)

1. Читают материал рубрики.

Записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить»

2.Работа в парах

Проверка по слайду

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует беседу:

– Что узнали нового?

- Достигли мы цели урока?

- Были ли у нас трудности? В чём?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

- Что вы теперь можете?

- Остались ли вопросы по теме?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Отвечают на вопросы

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)


Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

ХОД УРОКА:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Время

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, рассуждать, делать выводы, открывать тайны нашего русского языка.

Пожелаем друг другу успешной работы!

Настраиваются на работу на уроке.






1 мин

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

- Для начала, выполним интересное задание и вспомним некоторые сведения о составе слова.

Задание: Тетрадь «Пиши грамотно»№1 с. 27 , урок № 41 Упражнение 1.

Выделите корни в словах.

-Подчеркните слова, в которых оказалось два корня.

Постановка проблемного вопроса:

- Как называются слова с двумя корнями?

– Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

( учитель наводящими вопросами старается конкретизировать тему урока)

Выполняют задание.

Сравнивают свой ответ с предложенным на слайде.

лесник  самолёт  пылесос

лесоруб  самосвал  пылища

лесополоса самовар жилище


Выдвигают гипотезы.

( двукорневые, составные, сборные, сложные)

Отвечают на вопрос

«Написание сложных слов»  «Написание слов с двумя корнями»

7 мин

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

--Я предлагаю вам просмотреть видеоролик. Посмотрите и сделайте  вывод «Как образуются сложные слова?»


Упр. № 2 в тетради «Пишу грамотно» № 1 ,с. 27

Вставьте пропущенные соединительные гласные.



Выявляет обучающихся, допустивших ошибки в правописании соединительных гласных.

(возможные ошибки: пешиход, путишествие, землитрясение, землятресение, языкавед, птицилов, снегакат, паравоз, кораблистроение, мясарубка,овощичистка, овощирезка, картофеликопалка)

- Почему были допущены ошибки?  

Чему мы должны научиться на уроке?

Извлекают информацию из текста ЭОРа. К собственному опыту, своим наблюдениям за словами речи добавляют учебный материал.

Работают самостоятельно.



Проверка по слайду

пешеход      путешествие

землетрясение   языковед

птицелов       снегокат

паровоз  кораблестроитель

мясорубка   овощерезка

овощечистка картофелекопалка









Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок: «Научиться писать соединительные гласные в сложных словах»

10 мин

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

- Понаблюдаем за сложными словами, сравним их, проанализируем. Упражнение № 2 (в парах)

с. 86 учебника.




Выполните задание рубрики «Давай подумаем»

Понаблюдайте за словами из ранее выполненных упражнений.





Выполняют в парах предложенное задание, совещаются, выписывают сложные слова.

Мухомор, носорог.


Формулируют правило о соединительных гласных в сложных словах .

«Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы о и е».

5 мин

5. Реализация

построенного

проекта

- Посмотрим, как вы усвоили новое правило.

Организует работу по ЭОР.

Составление сложных слов из корней простых слов с помощью соединительной гласной.

Выполняют задание, образуют сложные слова, вставляют соединительную гласную. По очереди выходят к доске и демонстрируют на экране образование слова.

3 мин

6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи

Организует самостоятельную работу по учебнику с. 86,

упр. № 3, с проговариванием по «цепочке»

- Есть ли у кого-то вопросы по образованию и написанию сложных слов?

Выполняют задание по «цепочке» у доски и в тетради.

5 мин

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Думаю, что вы уже готовы проверить свои знания по новой теме и оценить свою работу на уроке.

Организует работу детей (в группах, 3 группы) по тестовому заданию.(ЭОР «Правописание сложных слов)

Наблюдает за работой групп и отдельно обучающихся. Организует выставление отметок за самостоятельную работу.






Выполняют задание по ЭОР


Проверка осуществляется ЭОРом.

5 мин

8. Включение в систему знаний и повторение

- Много в русском языке интересных слов, есть некоторые тайны и у сложных слов.

Рубрика «Интересный материал из истории языка»

Слово «благодарить»



Упр. № 4 в тетради с. 28

Задание: Подчеркнуть слова, которые соответствуют модели

        ( )        

( связь темы «Правописание» и «Состав слова»)

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Думаю, что дома вы легко справитесь с заданием и не встретите трудностей.

Домашнее задание: Упр. № 1 с. 85 учебника.





Читают материал рубрики.

Записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить»


Работа индивидуальная.

Проверка по слайду

Мясорубка, кофемолка, мышеловка, самолётный, китобойный, пешеходная, овощерезка, пароходный, газонокосилка, скороварка.







Записывают домашнее задание в тетрадь.

7 мин

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Подведём итоги нашей работы. Выставим отметки за урок.

Организует беседу:

– Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?




Отвечают на вопросы

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока __Учимся писать слова с двумя корнями__

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Один корень или два?

Видеоролик, информационный

Условно-пассивная – восприятие видео

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb1dc4b2-e58c-43ad-bd2c-4d659e196aab/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BMA_121%5D.swf

2

Правописание сложных слов

Интерактивное задание, практический

Деятельностная форма – перемещение объектов для установления правильных соотношений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a52cbb76-9b0e-4b86-8b47-30182e8dbd4f/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIM_125%5D.html

3

Нахождение сложных слов

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Интерактивное задание, практический

Активная форма – множественный выбор из элементов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6748-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_07.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6749-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_08.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a674a-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_09.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....

Урок русского языка "В гости к дедушке Корнею"

Урок русского языка - закрепление по теме: «Корень, однокоренные слова» с использованием мультимедийной презентации. На данном уроке дети закрепляют знания о корне и однокоренных словах, в ходе выполн...

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

На этом уроке идёт   формирование   умения  видеть   орфограмму в   корне  слова;   совершенствуются   знания  учащихся   в ...

Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"

Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...

Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя  безударными гласными....