открытый урок русский язык 4 кл
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мазур Анна Ивановна

ТЕМА:  Правописание безударных падежных окончанийимен существительных 1,2, и 3 склонения.

Класс: 4

   Цели урока:

Создать условия для:

           1) закрепления способов проверки безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;

            2) для развития навыков распознавания падежей и склонений имён существительных;

            3) для развития логического мышления через выполнение тестовых заданий;

            4) для воспитания заботливого и бережного отношения к природе;

            5) для активизации коммуникативно-речевых способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk.urok_po_russkomu.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения.

Класс: 4

   Цели урока:

 Создать условия для:

           1) закрепления способов проверки безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;

            2) для развития навыков распознавания падежей и склонений имён существительных;

            3) для развития логического мышления через выполнение тестовых заданий;

            4) для воспитания заботливого и бережного отношения к природе;

            5) для активизации коммуникативно-речевых способностей.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Дидактический материал: опорные карточки-памятки с падежами и окончаниями, тестовые задания, карточки для игр «Кто первый?»,  «Угадай,  куда пригласили в гости?»

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: игровые моменты,  работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.

Оборудование для учителя:  конверты   с заданиями для дифференцированной работы (по количеству детей), тесты (по числу учеников в классе), табличка «Главный редактор», образец записи предложения для минутки чистописания, памятка «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных » , «цветовая лента».

 

ПЛАН УРОКА:  

1.Организационный момент___1___мин.

2.Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет___1__мин.

3.Минутка чистописания___4___мин.

4.Повторение теоретических сведений об именах существительных___4_мин.

5. Подготовительная работа ___4___ мин.

6. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи __6__мин.

7. Работа с учебником __2___мин.

8. Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в  безударных падежных окончаниях имен существительных ___5___мин.

9.  Работа с пословицами. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен существительных.   ___4__мин.    

10. Физкультминутка ___1___мин.

11. Дифференцированная работа __5__мин.

12.Домашнее задание___1___мин.

13.Подведение итогов урока. Рефлексия__2___мин.

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. Надеюсь, вы сумеете показать, чему научились за это время. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2.Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет

         

-  Сегодня на уроке я предлагаю вам представить себя в роли журналистов, редакторов, корректоров, наборщиков, чтобы обобщить свои знания об имени существительном, узнать, как решить орфографическую задачу в окончаниях имен существительных  и издать номер журнала « Почемучка». 

Думаю,  мы совершим много интересных открытий.  Согласны?

-Это новый материал?   (нет)

       - Какие задачи поставим на уроке? Что  нужно будет повторить?

   1) Падежи и падежные вопросы. Различение падежей.

   2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных

   3) повторить и закрепить  какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в родительном, дательном и предложном падежах

3.Минутка чистописания

-А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

        (Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

- Прочитайте  предложение, обратите внимание на соединение букв:

        Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

-Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

-Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

-Поставьте ударение.

-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

- Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)

4.Повторение теоретических сведений об имени существительном

         

Игра «Выборы главного редактора»

        - А сейчас самое время выбрать моего помощника, «главного редактора», который будет контролировать нашу работу, выбирать материалы для публикаций. Кто из вас ответит быстро и правильно на вопросы теста об имени существительном, тот и займет по праву это место. (Учитель раздает каждому   тестовое задание с теоретическими сведениями об имени существительном. Первый выполнивший несёт лист с заданиями на проверку учителю, и если ошибок нет, занимает отдельную парту с табличкой «Главный редактор»)

 

1.Какая часть речи называется  именем существительным?

а) Имя существительное  – это часть речи, которая обозначает   предмет и отвечает на вопросы  кто? что?;

б)  Имя существительное  – это часть слова, которая обозначает  предмет.

2.Что называют  склонением?

а) Изменение  имен существительных по падежам;

б)  Изменением имен существительных по родам?

3.   Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова  

4.Какая группа слов относится к 1 склонению ?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а)  окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а)  морковь, печь, степь

б) снегирь, день, пень

 

 5.Работа по теме урока

  1. Подготовительная работа ( помогает ученикам освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры)

Игра называется «Кто первый?» Играете вдвоём. Каждая пара получает 9 карточек с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 3 карточки с существительными в одном и том же падеже.

1 набор: на полянке, о грибочке, в дороге,  из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке,  к бабушке.

2 набор:  в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе

3 набор: у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне.

4 набор:  у речки, для Тани, из глубины, по воде,  по глупости, к рыбке,  о лодке, об улове, при встрече.

–Распределите слова из «Справочного бюро» по столбикам в соответствии со склонением. Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные.

Печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав.

2.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

На доске:

Рука, плечо, грудь, бочка, небо, шерсть 

 Внимательно прочитайте задание и “шаг за шагом” выполните работу.

«Шаги»:

  1. Укажите склонение, к которому относится слово.
  2.  Измените  данные существительные по падежам.
  3. Выделите окончания. Если не знаете, какую букву писать,  ставьте знак “?”
  4. Поставьте ударение.

 - Легко ли было  определить, какую букву  писать в окончании существительных? (предположение детей)

- В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? (Рука, плечо, грудь. В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

- В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (Бочка, небо, шерсть.  Окончания безударные,   на месте безударного гласного звука при письме есть опасность  выбрать не ту букву)

- В каких падежах легче всего допустить ошибку? ( В родительном, творительном, дательном и предложном падежах.)

:   Родительный падеж,  Дательный падеж,  Предложный падеж.  Существительные с предлогами  диктуются:

   Около яблони, в облаке, на грядке, о  местности, к школе, к молодёжи, без фамилии, по степи, из нефти,  до вокзала, на грузовике, по книге.

Родительный падеж             Дательный падеж        Предложный падеж

Около яблони                         к  школе                           в облаке

без  фамилии                         к молодёжи                     на грядке

из нефти                                по степи                          о местности

до вокзала                               по книге                           на грузовике

                             

- Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

- Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:                                  

        1. Определить тип  склонения.

       2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

       3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

     

 Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

 

3.Работа с учебником: 

4.Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в  безударных падежных окончаниях имен существительных

 

5. Упражнение  в  проверке  безударных  падежных окончаний  имен существительных.

-  А теперь давайте  отправимся в редакцию и поиграем.

«Угадай, куда пригласили отдохнуть»

Работа индивидуальная + в группе. Записать существительные с предлогами, вставив окончания, проверить в паре и угадать, куда вас пригласили в группе.

Наборы карточек:

1 набор.

В тёплой  водичк …,    у щук…,   на карасик…,   в песочк…,  от лодк…    к лодк… .     (на речке)

2 набор.

По тропинк…,   на  полянк…,   у  берёзк…,   у осинк…,   от ёлочк…  к  ёлочк… .    (в лесу)

3 набор.

Около решётк…,  в  клетк…,    о  медвед…,    у  рыс…,    от кормушк…  к   кормушк… .    (в зоопарке)

4  набор.

Около  карусел…,   на  катамаран…,   на  лошадк…,   по дорожк…,  от горк…    к   горк… .    (в парке)

           Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и журналиста, и корректора, и редактора.

 

7.Физкультминутка

 

8.Дифференцированная работа

1.

-Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Разделимся на группы. Чтобы мы могли, как можно больше подобрать интересного материала для журнала,  некоторым из вас я предлагаю  стать  корреспондентами. А те , кто    умеют и любят исправлять чужие орфографические ошибки ,  попробуют себя    в роли корректоров .  Не останутся без работы и редакторы.  Вы    получите индивидуальные задания. Подходите к столу и выбирайте себе любое. Задания прислали наши читатели.  На столе «главного редактора» разложены конверты с заданиями.

Задания для корреспондентов :

1.Прочитай и отметь орфограммы _ или .

Утром выпал снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. Тонким ледком покрылась речка. Она притихла и уснула, как в сказке.

2. Запиши предложения, оставляя «окошки» на месте орфограмм  гласных и согласных слабых позиций.

3. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки»

После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту № 182.

Задания для корректоров:

1.Исправь ошибки, запиши правильно словосочетания.

Красная помидора, новый полотенец, упала грабля, вкусный вермишель, серый мышь, новый туфель, мое фамилие,  много пальтов.

2. Разбери одно из существительных как часть речи.

После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту № 182.

Задания для  редакторов:

1.Дополни предложения подходящими по смыслу существительными,  чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.

         

Брат меня и маму катал  на ___________ по тихой реке. Брат ловко работал ______. На воде тихо качались белые __________, желтые _________.Берега реки утопают в __________. Хорошо летом на реке!

2.Выполни звуко –буквенный разбор слова белые.

 

  После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту № 182.

Проверка: - Кто хочет отдать свою работу на подпись главному редактору? (выборочно 3-4 тетрадочки, возможно у главного редактора есть правильные варианты текстов).

 

 2.«Игра «Наборщики»

1)На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.

На ветк_   сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.

(1 Е, 2 И, 3 Е, 4 Е, 5 И, 6 И, 7 И, 8 И, 9 И, 10 Е, 11 Е)

         

2) Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем, в том числе и наборщикам в типографии. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто набирал следующее предложение. (Оно записано или на доске). Что же здесь должно быть написано? Догадались?

- о – ч – л   д- л -    г – л – й   - м – л - ! (Кончил дело – гуляй смело!)

        - Вот и мы заканчиваем нашу работу. С каким настроением? Покажите «личико»

9.Домашнее задание

        - Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня интересное и необычное: придумать рекламу для журнала,  подобрать четверостишие, в котором есть  существительные с безударным падежным окончанием . Все ваши работы мы также «опубликуем».  А еще расскажите дома, как    узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

10.Подведение итогов урока Рефлексия

- Кто не боится безударных гласных  в падежных окончаниях  имен существительных?

- Кто научился   решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

- Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

- Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Тема урокРусский язык.docx

Проблемный урок русского языка....

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...

Конспект открытого внеклассного мероприятия по английскому языку Сказка «Теремок» в рамках «Дня открытых дверей»

Сценарий сказки "Теремок"Жанр: внеклассное мероприятие.Учебный предмет: английский языкУчитель:Класс: 2 Ожидаемые результаты.Учащиеся смогут:Знания:- закрепить тематическ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...