Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание ча-ща"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

 

Паспорт урока

 

1.     Класс: 1 б

2.     Продолжительность: 35 минут

3.     Место проведения: кабинет№313

4.     Предмет: русский язык

5.     Тема: Написание слов с буквосочетаниями ча-ща.

6.     Тип урока: изучение нового материала

7.      Цель: изучение орфограммы правописания гласных после шипящих (ча, ща) и закрепление её при письме слов и предложений

8.     Задачи:

8.1.Образовательные:

   8.1.1. Изучить правописание сочетаний ча – ща

   8.1.2. Формировать чёткое представление о том, что звуки ч и щ всегда мягкие, поэтому их мягкость не надо обозначать

   8.1.3. Закреплять правило написания слов с сочетаниями ча- ща в словах

   8.1.4.  Повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений

8.2. Развивающие:

   8.2.1. Развивать орфографическую зоркость при письме слов с сочетаниями ча- ща

  8.2.2. Развивать фонематический слух при дифференциации слов на материале стихотворения

  8.2.3. Развивать навыки связной устной и письменной речи  при словообразовании

  8.2.4. Развивать интеллектуальные способности детей

8.3. Воспитывающие:

  8.3.1. Воспитывать положительную мотивацию к обучению

  8.3.2. Воспитывать  аккуратность при оформлении записей в тетрадях           8.3.3. Воспитывать умение  слушать товарищей.

9.      Основной дидактический метод: объяснительно- иллюстративный

10.      Частные методы: беседа, работа в тетради, наблюдение, упражнение, прием обобщения, индивидуально - дифференцированный подход.

11.     Дидактические средства: карточки со словами, проектор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

12.      Список литературы:

1. Бакулина Г.Л. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. – Киров: Издательство ВГПУ, 2001. – 160 с.

       2. Бакулина Г.Л. Интеллектуальное развитие младших школьников на          уроках русского языка: 1 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 144с.

 

 

 

 

 

 

План урока

 

1. Организованное начало урока.

2.  Мобилизирующий этап урока.

3. Минутка чистописания.

4. Сообщение  темы урока.

5. Изучение нового материала.

6. Физпауза.

7. Закрепление темы.

  7.1. Составление предложений из слов.

  7.2. Распределение слов на группы по общим признакам.

8. Итог урока.

9. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организованное начало урока.

Прежде чем за парту сесть,

Посмотри, на ней всё есть?

Учебник, ручка и тетрадь

В учёбе будут помогать!

Кто-то стучится в дверь. Это Мишутка. Он пришёл на урок, что бы посмотреть, чему вы научились и какими вы стали умными. Он пришёл к нам из весеннего леса. И если мы будем хорошо работать, Мишутка нам расскажет о первых цветах весны - подснежниках. А почему они так называются? (Ответы детей).

Итак,  мы начнём.

2. Мобилизирующий этап урока.                                  слайд1.

У - Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые напомнят вам известные правила правописания. Зайчик может прыгать только наискосок.

Д - Из домика с буквой Ж в домик с буквой Ш, из него в домик с буквой И. правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Д - Из домика Ч в домик с буквой Щ, из него в домик с буквой У.

Правило: ЧУ-ЩУ пишу с буквой У.

У - Молодцы. Я думаю эти правила вы будете помнить всегда.

Задание Мишутки выполнили. Молодцы! (знакомство с подснежником)                                           слайд 2.   

3.Минутка чистописания.

Но чтобы начать работать, надо подготовить наши ручки. Разминаем ручки, произнося  скороговорку.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Поочерёдно ставятся ладони ребром, кулачки трутся друг о друга, захватывает ладонь правой руки пальцы левой, и наоборот.

 

А сейчас положите правильно тетради, возьмите ручки. Запишите число - 11 марта, «Классная работа»

Какие буквы будем прописывать, вы узнаете, когда выполните следующие  задания.

 

Назовите противоположные по смыслу слова и найдите в них общее: белый-……..чёрный                                                      слайд3

             грязный-…..чистый

              редко-………часто

             целое-……….часть.

У - Итак, что общего во всех этих словах?

Д - Начинаются  на букву ч. Значит первая буква - ч.

У - Какая буква лишняя? Д, М, П, Щ, Х.                                   слайд4         

Д - Лишняя буква щ. Так как она обозначает всегда мягкий согласный звук.

У - Из каких элементов состоит строчная буква ч?

Д - Прямая наклонная линия с закруглением вправо. А на что похож этот элемент?……(на начало 7).

У - Посмотрите как эту букву буду прописывать я. (пишу на доске).

У - Из каких элементов состоит строчная буква щ?

Д - Три наклонные прямые с закруглением вправо и маленькая петелька.

У – Посмотрите, как буду писать я (пишу)
У - Теперь пропишите эти буквы в своих тетрадях, соблюдая закономерность.  / ч /// щ / ч ///…… продолжите строку.     

  слайд 5.

У.- Молодцы. Красивые буквы у вас получились. Мишутка очень рад и дарит вам еще один первоцвет – мать-и-мачеха. (Знакомство с подснежником)                                                          слайд 6.

4. Сообщение  темы урока.

Мишутка предлагает выполнить очень  трудное задание. В  словах найдите спрятанные слова.  Запишите новые слова, объясните  их правописание.                                                                                     слайд 7.

 

ЗАКРУЖИЛИСЬ, МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ.

(Жили, шина, ежи, чай, мыши, уши).

 

 

(Для детей, требующих особого внимания – на карточках.  Дети записывают получившиеся слова, объясняя их написание).

 

У: - Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

Д: - Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.

У: - Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?

Д: - Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.                                

У: - А, может быть вы догадались, какая тема будет на уроке?

Д.- ………

У: - Молодцы! Сегодня мы работаем над темой: “Написание слов с буквосочетаниями ЧА, ЩА”. На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.

 

5. Изучение нового материала.

                     

(На доске появляются фигурки мальчиков Ча и Ща и девочки Яны).                                                                       

 

Учитель:                                                                                          слайд8

Жили-были Ча и Ща –

Очень честные друзья:

Ча и Ща всем признавались,

Что только с буквой А писались.

 

Девочка Яна к ним в гости пришла,

Буковку Я с собой принесла.

Вместо А – Я она написала

(Правила нашего она не читала).

 

Стало грустно вдруг друзьям.

Почему, понятно вам?

А Яна двойки получает.

Почему? – сама не знает.

 

А вы, ребята, знаете?

Д: -  Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.

У: - Ребята, а что вы знаете про эти буквы? ( Какие звуки они обозначают?)

Д: - Эти буквы всегда обозначают мягкие согласные звуки.

У: - Да, ребята, так как они всегда мягкие, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому  они пишутся с буквой А.

 

Учитель:                                                                                           

Ча и ща, ча и ща-

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А  и ча , и ща!

Повторите правило, которое вам рассказали друзья Ча и Ща.

(Дети повторяют правило).

 

У: - Вспомните, какие слова повторялись в стихотворении? Объясните их значение.                                                               слайд9

 

Д: - Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. (Объяснение значения слов с помощью учителя. Запись слов на доске и в тетради).

 

У: -  А теперь пора нам отдохнуть и  сделать разминку.

 

6. Физпауза.

Я читаю вам слово. Если в нём сочетание ча, то вы  делаете прыжок с хлопком, если ща, то вы приседаете.

Часы, чайка, чайник, встреча, пища, чаща, туча, добыча, роща.  

 

7. Закрепление темы.

 

7.1. Составление предложений из слов.

Учитель. А Мишутка нам придумал новое задание.

На доске два столбика слов:                                                           слайд10

Коровы               трещ…т

Галч…та              мыч…т

Сороки               пищ…т

У: - Ребята, какие буквы пропущены? Какое правило написания надо вспомнить?

Д: -

У: - Подберите слова, подходящие по смыслу  из второго  столбика так, чтобы получились предложения.

Запишите эти предложения. Но перед этим вспомним правило оформления предложений на письме.

Д: - Предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставится точка.

( самостоятельная работа).

А сейчас подчеркните слова, которые отвечают на вопрос « Кто?»- одной чертой, а слова, которые отвечают на вопрос «Что делают?»- двумя чертами.

А кто знает, как называются эти члены предложения?

 

(Для детей, испытывающих трудности в обучении, выдаются индивидуальные карточки с предложениями).

 

Упражнение для снятия напряжения зрения.

Найти самую дальнюю точку, затем перевести взгляд на ближнюю.

Мишутка очень рад и дарит вам еще один первоцвет – пролесок (Знакомство с первоцветом.)                                    слайд 11

 

7.2. Распределение слов на группы по общим признакам.

Пища, чаща, роща, куча, саранча, туча, дача, гуща, свеча. (на карточках)

 У: - На какие две группы можно распределить данные слова?

Д: -     Слова с сочетаниями ча – в один столбик, а с сочетаниями ща - в другой.

Вывод. Как пишутся буквосочетания ча- ща.

8. Итог урока.

У: - Над каким правилом мы сегодня работали?

Дети.

Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,

С буквой А  всегда  пиши.                                     слайд 12

У: -  Какие слова с этим правилом нам встречались?

Д: - Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай.

У: -  А что ещё вы узнали на уроке?

 

9. Рефлексия.

У: -  Давайте соберём букет для нашего Мишутки. Если вы считаете, что на уроке вам было интересно и вы всё поняли, то выберете красный цветок.  Если вы испытывали какую-то  трудность в выполнении задания, то выберите синий цветок. Ну, а если вам было очень сложно выполнять задания, то бежевый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11marta.urok_cha-shcha.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Оршанский муниципальный район»

МУ «Отдел образования и по делам молодежи»

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс «Учитель года-2010»

Написание слов

с буквосочетаниями   ча- ща

                 

                                          Конспект открытого урока

                                         по предмету «Русский язык»

Соколова Маргарита Александровна,

                                                                       учитель начальных классов            

                                                                       второй категории

Оршанка

11марта 2010г

Паспорт урока

  1. Класс: 1 б
  2. Продолжительность: 35 минут
  3. Место проведения: кабинет№313
  4. Предмет: русский язык
  5. Тема: Написание слов с буквосочетаниями ча-ща.
  6. Тип урока: изучение нового материала
  7.  Цель: изучение орфограммы правописания гласных после шипящих (ча, ща) и закрепление её при письме слов и предложений
  8. Задачи:

8.1.Образовательные:

   8.1.1. Изучить правописание сочетаний ча – ща

   8.1.2. Формировать чёткое представление о том, что звуки ч и щ всегда мягкие, поэтому их мягкость не надо обозначать

   8.1.3. Закреплять правило написания слов с сочетаниями ча- ща в словах

   8.1.4.  Повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений

8.2. Развивающие:

   8.2.1. Развивать орфографическую зоркость при письме слов с сочетаниями ча- ща

  8.2.2. Развивать фонематический слух при дифференциации слов на материале стихотворения

  8.2.3. Развивать навыки связной устной и письменной речи  при словообразовании

  8.2.4. Развивать интеллектуальные способности детей

8.3. Воспитывающие:

  8.3.1. Воспитывать положительную мотивацию к обучению

  8.3.2. Воспитывать  аккуратность при оформлении записей в тетрадях           8.3.3. Воспитывать умение  слушать товарищей.

  1.  Основной дидактический метод: объяснительно- иллюстративный
  2.  Частные методы: беседа, работа в тетради, наблюдение, упражнение, прием обобщения, индивидуально - дифференцированный подход.
  3. Дидактические средства: карточки со словами, проектор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  4.  Список литературы:

1. Бакулина Г.Л. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. – Киров: Издательство ВГПУ, 2001. – 160 с.

       2. Бакулина Г.Л. Интеллектуальное развитие младших школьников на          уроках русского языка: 1 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 144с. 

План урока

1. Организованное начало урока.

2.  Мобилизирующий этап урока.

3. Минутка чистописания.

4. Сообщение  темы урока.

5. Изучение нового материала.

6. Физпауза.

7. Закрепление темы.

  7.1. Составление предложений из слов.

  7.2. Распределение слов на группы по общим признакам.

8. Итог урока.

9. Рефлексия.

Ход урока

1. Организованное начало урока.

Прежде чем за парту сесть,

Посмотри, на ней всё есть?

Учебник, ручка и тетрадь

В учёбе будут помогать!

Кто-то стучится в дверь. Это Мишутка. Он пришёл на урок, что бы посмотреть, чему вы научились и какими вы стали умными. Он пришёл к нам из весеннего леса. И если мы будем хорошо работать, Мишутка нам расскажет о первых цветах весны - подснежниках. А почему они так называются? (Ответы детей).

Итак,  мы начнём.

2. Мобилизирующий этап урока.                                  слайд1.

У - Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые напомнят вам известные правила правописания. Зайчик может прыгать только наискосок.

Д - Из домика с буквой Ж в домик с буквой Ш, из него в домик с буквой И. правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Д - Из домика Ч в домик с буквой Щ, из него в домик с буквой У.

Правило: ЧУ-ЩУ пишу с буквой У.

У - Молодцы. Я думаю эти правила вы будете помнить всегда.

Задание Мишутки выполнили. Молодцы! (знакомство с подснежником)                                           слайд 2.   

3.Минутка чистописания.

Но чтобы начать работать, надо подготовить наши ручки. Разминаем ручки, произнося  скороговорку.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Поочерёдно ставятся ладони ребром, кулачки трутся друг о друга, захватывает ладонь правой руки пальцы левой, и наоборот.

А сейчас положите правильно тетради, возьмите ручки. Запишите число - 11 марта, «Классная работа»

Какие буквы будем прописывать, вы узнаете, когда выполните следующие  задания.

 

Назовите противоположные по смыслу слова и найдите в них общее: белый-……..чёрный                                                      слайд3

             грязный-…..чистый

              редко-………часто

             целое-……….часть.

У - Итак, что общего во всех этих словах?

Д - Начинаются  на букву ч. Значит первая буква - ч.

У - Какая буква лишняя? Д, М, П, Щ, Х.                                   слайд4         

Д - Лишняя буква щ. Так как она обозначает всегда мягкий согласный звук.

У - Из каких элементов состоит строчная буква ч?

Д - Прямая наклонная линия с закруглением вправо. А на что похож этот элемент?……(на начало 7).

У - Посмотрите как эту букву буду прописывать я. (пишу на доске).

У - Из каких элементов состоит строчная буква щ?

Д - Три наклонные прямые с закруглением вправо и маленькая петелька.

У – Посмотрите, как буду писать я (пишу)
У - Теперь пропишите эти буквы в своих тетрадях, соблюдая закономерность.  
/ ч /// щ / ч ///…… продолжите строку.    

  слайд 5.

У.- Молодцы. Красивые буквы у вас получились. Мишутка очень рад и дарит вам еще один первоцвет – мать-и-мачеха. (Знакомство с подснежником)                                                          слайд 6.

4. Сообщение  темы урока.

Мишутка предлагает выполнить очень  трудное задание. В  словах найдите спрятанные слова.  Запишите новые слова, объясните  их правописание.                                                                                     слайд 7.

ЗАКРУЖИЛИСЬ, МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ.

(Жили, шина, ежи, чай, мыши, уши).

(Для детей, требующих особого внимания – на карточках.  Дети записывают получившиеся слова, объясняя их написание).

У: - Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

Д: - Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.

У: - Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?

Д: - Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.                                

У: - А, может быть вы догадались, какая тема будет на уроке?

Д.- ………

У: - Молодцы! Сегодня мы работаем над темой: “Написание слов с буквосочетаниями ЧА, ЩА”. На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.

5. Изучение нового материала.

                     

(На доске появляются фигурки мальчиков Ча и Ща и девочки Яны).                                                                      

Учитель:                                                                                          слайд8

Жили-были Ча и Ща –

Очень честные друзья:

Ча и Ща всем признавались,

Что только с буквой А писались.

Девочка Яна к ним в гости пришла,

Буковку Я с собой принесла.

Вместо А – Я она написала

(Правила нашего она не читала).

Стало грустно вдруг друзьям.

Почему, понятно вам?

А Яна двойки получает.

Почему? – сама не знает.

А вы, ребята, знаете?

Д: -  Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.

У: - Ребята, а что вы знаете про эти буквы? ( Какие звуки они обозначают?)

Д: - Эти буквы всегда обозначают мягкие согласные звуки.

У: - Да, ребята, так как они всегда мягкие, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому  они пишутся с буквой А.

Учитель:                                                                                          

Ча и ща, ча и ща-

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А  и ча , и ща!

Повторите правило, которое вам рассказали друзья Ча и Ща.

(Дети повторяют правило).

У: - Вспомните, какие слова повторялись в стихотворении? Объясните их значение.                                                               слайд9

Д: - Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. (Объяснение значения слов с помощью учителя. Запись слов на доске и в тетради).

У: -  А теперь пора нам отдохнуть и  сделать разминку.

6. Физпауза.

Я читаю вам слово. Если в нём сочетание ча, то вы  делаете прыжок с хлопком, если ща, то вы приседаете.

Часы, чайка, чайник, встреча, пища, чаща, туча, добыча, роща.  

7. Закрепление темы.

7.1. Составление предложений из слов.

Учитель. А Мишутка нам придумал новое задание.

На доске два столбика слов:                                                           слайд10

Коровы               трещ…т

Галч…та              мыч…т

Сороки               пищ…т

У: - Ребята, какие буквы пропущены? Какое правило написания надо вспомнить?

Д: -

У: - Подберите слова, подходящие по смыслу  из второго  столбика так, чтобы получились предложения.

Запишите эти предложения. Но перед этим вспомним правило оформления предложений на письме.

Д: - Предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставится точка.

( самостоятельная работа).

А сейчас подчеркните слова, которые отвечают на вопрос « Кто?»- одной чертой, а слова, которые отвечают на вопрос «Что делают?»- двумя чертами.

А кто знает, как называются эти члены предложения?

(Для детей, испытывающих трудности в обучении, выдаются индивидуальные карточки с предложениями).

Упражнение для снятия напряжения зрения.

Найти самую дальнюю точку, затем перевести взгляд на ближнюю.

Мишутка очень рад и дарит вам еще один первоцвет – пролесок (Знакомство с первоцветом.)                                    слайд 11

7.2. Распределение слов на группы по общим признакам.

Пища, чаща, роща, куча, саранча, туча, дача, гуща, свеча. (на карточках)

 У: - На какие две группы можно распределить данные слова?

Д: -     Слова с сочетаниями ча – в один столбик, а с сочетаниями ща - в другой.

Вывод. Как пишутся буквосочетания ча- ща.

8. Итог урока.

У: - Над каким правилом мы сегодня работали?

Дети.

Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,

С буквой А  всегда  пиши.                                     слайд 12

У: -  Какие слова с этим правилом нам встречались?

Д: - Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай.

У: -  А что ещё вы узнали на уроке?

9. Рефлексия. 

У: -  Давайте соберём букет для нашего Мишутки. Если вы считаете, что на уроке вам было интересно и вы всё поняли, то выберете красный цветок.  Если вы испытывали какую-то  трудность в выполнении задания, то выберите синий цветок. Ну, а если вам было очень сложно выполнять задания, то бежевый. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...