Парные звуки К,Г
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Бритова Светлана Сергеевна

 

Тема: Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости — глухости

Цель: Научить различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] — [к] и [г’] — [к’] в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_zvuki_g.k.rar770.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости — глухости

Цель: Научить различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] — [к] и [г’] — [к’] в словах.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Повторение ранее изученных знаний.

- На какие две группы делятся звуки речи?

 - Почему гласные звуки называют волшебными? Сколько гласных звуков? Сколько гласных букв?

 - На какие группы делятся согласные звуки?

Сегодня на уроке мы узнаем, какие еще могут быть согласные звуки.

 - С какими звуками мы познакомились на предыдущих уроках?

1. Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости — глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова.

1) сравнить первые звуки в словах горка и корка;

  - Определите, чем отличаются в словах первые звуки?

 Сравнить схемы под рисунками горки и корки.

 - Объясните, что обозначает красный колокольчик над согласным звуком [г];

  - Сегодня вы познакомились с новым значком — красным колокольчиком. Что он обозначает? Как определить — звонкий ли согласный? (нам помогает ладошка) Вы уже знаете, что при произнесении звонких согласных дрожит горлышко. Это можно почувствовать, приложив ладонь к горлу. Если над фишкой согласного звука в модели слова нарисован колокольчик, это значит, что данный согласный звук звонкий.

2) сравнить первые звуки слов гол и кол;

3) проверить, верно ли составлена схема к слову колос, назвать первый звук в этом слове, заменить первый звук в этом слове парным звонким согласным звуком; назвать получившееся слово;

4) рассказать, как в соответствии с моделью должен измениться второй звук в слове икра, какое слово получится;

5) выбрать из слов, написанных на доске, те, которые подходят к выложенной на наборном полотне модели: синяя фишка, красная фишка, синяя фишка, синяя фишка, красная фишка

норки  ранка  герой

койка лимон  горка

норка корка  налим

6) найти среди этих слов те, которые начинаются со звонкого согласного звука.

Работа по учебнику

3.  Чтение слов  на с. 85.

4. Сравнение первых звуков в словах по звонкости — глухости; твердости — мягкости.

Задания:

1) рассмотреть рисунки, на которых изображены дети; учитель сообщает, что девочек зовут Кира и Галя, а мальчиков;

2) сравнить первые звуки в словах Кира, Коля

 (в слове Кира первый звук — мягкий согласный звук [к’], а в слове Коля — твердый согласный звук [к], звуки [к’] и [к] — это парные по твердости — мягкости звуки);

3) сравнить первые звуки в словах Гена, Галя 

(в слове Гена первый звук — мягкий согласный звук [г’], а в слове Галя — твердый согласный звук [г], звуки [г’] и [г] — это парные по твердости — мягкости звуки);

4) сравнить первые звуки в словах Кира, Гена 

(первые звуки в этих словах мягкие, но в слове Кира первый звук [к’] — глухой согласный, а в слове Гена первый звук [г’] — звонкий согласный, звуки [к’] и [г’] — это парные по звонкости — глухости звуки);

5) сравнить первые звуки в словах Коля, Галя 

(первые звуки в этих словах твердые, в слове Коля первый звук [к] — глухой согласный, а в слове Галя первый звук [г] — звонкий согласный).

5. Развитие речи

 - Что такое предложение? С какой буквы начинается предложение? Какой знак препинания ставится в конце предложения? Из чего состоя т предложения?

    Учащиеся читают начало рассказа и придумывают окончание истории, чтобы она имела логическое продолжение.

Возможная концовка: «Гера и Рома побежали домой».

 - Вы слушаете стихотворение, в местах, где я буду делать паузы, вы будете добавлять нужные слова и поднимать букву г или к в зависимости от того, какая из этих букв есть в слове

Меж собой уже века

Живут в согласье Г и К,

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Открыл однажды крот

В горе огромный ... (грот),

Достал мешок костей

И пригласил ... (гостей).

Издалека шакал

На пир к нему ... (шагал),

Топтыгин шапку скинул —

Шакал от страха ... (сгинул).

Свернулся еж в клубок,

Стал сон его ... (глубок).

Позавтракал корой

Зайчишка под ... (горой).

(Я. Козловский)

* Дифференцированная работа.

Для хорошо читающих

Чтение рассказа Г. Остера «Секретный язык»  

6. Подведение итогов.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

-На какие группы длятся согласные звуки? Как называют согласные Г - К?

7. Рефлексия

Оцените работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парные согласные звуки и буквы. Дидактическая игра

Автор: Федотова В.А. Дидактическая игра для урока обучения грамоте и русского языка. Картинки следует вырезать, в окошечках домиков сделать прорези для вставки букв...

Парные согласные звуки д-т. Буквы Д д и Т т.

Презентация предназначена для урока обучения грамоте в 1 классе по программе " Школа России". Автор учебника Горецкий В.Г. В презентации предоставлен урок №53 Парные согласные звуки д-т. Буквы Д,д и Т...

Звонкие и глухие парные согласные звуки и буквы

Урок по русскому языку в 1 классе по программе "Перспектива" ( с применением нетбуков)...

Тема. «Парные звуки [б] и [п ]»

Тема.  «Парные звуки[б]  и [п ]»...

Парные согласные звуки. как отличить глухой от звонкого согласного звука?

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по ФГОС...

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...