Урок русского языка в 3 классе "Путешествие на Необитаемый остров"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Нетрадиционный урок русского языка  по теме "Правописание непроизносимых согласных" в виде игры "Путешествие на Необитаемый остров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_neproiznosimyh_sogl.3_kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                          Урок по русскому языку в 3 классе

                             Программа «Школа России»

                          Путешествие на Необитаемый остров

Тема: Правописание непроизносимых согласных в словах.

Цели: 1. Формировать умения учащихся писать слова с непроизносимыми

               согласными в корне слова, закреплять знания о способах проверки

               с непроизносимыми согласными.

           2. Способствовать развитию навыков грамотного письма,

               орфографической зоркости, памяти, внимания, речи; умение

               применять ранее изученные правила для грамотного написания слов.

Об – е: Рисунок корабля «Буревестник», острова (рисунки), карточки с

            названием острова (остров Безударных гласных, остров Парных звонких

            и глухих согласных, Необитаемый остров, остров Непроизносимых

            согласных), листки – «паруса», карточки с буквами в, д, л, т, с текстами.

                                                    Ход урока

     I. Организационный момент

     II. Сообщение темы урока

     Учитель. Сегодня на уроке мы посетим Необитаемый остров. Правда, этот остров не совсем необитаем, на нём проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки.

    - Как можно отправиться на этот остров?

       (Выслушать предложения детей)

    -  Да, в путешествие отправимся на корабле. Но для того, чтобы подняться на палубу этого корабля, необходимо правильно записать число в тетрадях  и объяснить написание изученных орфограмм.

    III. Чистописание

     Учитель прикрепляет на доску рисунок корабля.

      Учитель. Вот мы на палубе корабля. Теперь – вперёд покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Вот каким будет первое испытание.

          На парусе корабля напечатаны буквы на четырёх столбцах:

                  б        к        х        м

                  в        д        т       н

                  з        с         ц       в

                  л        ф        ч       р

- Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце  и найдите «лишние».

  Именно их мы будем писать.

  Ученики. Это буквы л, д, т, в.

  Учитель. Докажите свою точку зрения.

  Ученики. В первом столбике – парные согласные , л – непарный согласный.

Во втором столбике – глухие согласные, д – звонкий согласный. В третьем столбике – непарные согласные , т – парный согласный. В четвёртом столбике – непарные звонкие согласные, в – парный звонкий согласный.

     IV. Словарно-орфографическая работа

    Учитель. Теперь отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант – на правом борту. Левый борт, помашите мне левой рукой. Правый борт, помашите правой рукой. Полный вперёд! Поднять паруса!

     На доске:

Левый борт

Правый борт

ледок

моря

паруса

корабль

снежки

стоянка

волна

солёный

водичка

морской

весёлая

холодная

порывистый

ночной

   - Итак, на какие правила эти слова?

   Ученики. Безударные гласные в корне слова.

   Учитель. В какой части слова находятся эти орфограммы?

                               Ответы детей

  - Левый борт, найдите слово, в котором буквой я обозначаем один звук [а].

   Ученики. Моря.

   Учитель. Правый борт, найдите однокоренное слово.

   Ученики. Морской.

   Учитель. Что вы можете сказать о написания корня в однокоренных словах?

   Ученики. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

   Учитель. А теперь каждый найдёт на своём парусе «лишнее» слово.

   Ученики. На левом борту «лишнее» слово – «корабль». На правом борту –

   слово – «резкий».

   Учитель. И с этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные.

   V. Работа над новым материалом.

   Учитель. Наше плавание продолжается. Полный вперёд!

На горизонте показался остров!

              Учитель на доску прикрепляет картинку с островом.

   

    - Предлагаю поприветствовать остров. Каким словом обычно приветствуют при встрече?

   Ученики. Здравствуй.

   Учитель. Давайте все вместе поприветствуем остров.

                   Какой удивительный остров!

                   Как ярко светит …

   Ученики. Солнце.

   Учитель. Как радостно бьётся …

   Ученики. Сердце.

   На доске:

                 

      здравствуй

     

      солнце    

      радостно

      сердце

   Учитель. Прочитайте слова, написанные на карточках. Что их объединяет

между собой.

   Ученики. В середине каждого  из этих слов имеется по нескольку согласных.

   Учитель. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны?

   Ученики. Нет.

   Учитель. Произнесите слова по очереди, сравните с написанием. Какой согласный не произносится, а буква пишется?

   Ученики. В слове «здравствуй» не произносится [в], но буква пишется.

   - В слове «солнце» не произносится [л], но буква пишется.

   - В слове «сердце» не произносится [д], а буква пишется.

   - В слове «радостно» не произносится [т], а буква пишется.

  Учитель. Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните непроизносимые согласные.

                     

                                Дети выполняют задание.

   - Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся , но не произносятся.

   Ученики. Согласные в, д, л, т.

   Учитель. В какой части слова находятся эти согласные?

   Ученики. В корне слова.

   Учитель. Как называются согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся?

   Ученики. Непроизносимые согласные.

   Учитель. Мы теперь узнали обитателей этого озера.

        (Учитель помещает карточки с буквами в, л, т, д на остров.)

    - Давайте дадим название этому острову.

       (Название острова прикрепляется на доске – «остров Непроизносимых согласных»)

   - Как проверить непроизносимые согласные в корне слова?

  Ученики. Чтобы проверить непроизносимые согласные в корне слова, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки чётко произносятся.

  Учитель. Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Объясните свой выбор.

    На доске:

солнцу

солнышко

солнечно

здравие

здравствовать

здоровье

радость

радостно

радостный

сердечко

сердца

сердчишко

   Ученики. Для слова «солнце» проверочными будут слова «солнышко» и «солнечно». Для слова «здравствуй» - «здравие» и «здоровье». Для слова «сердце» - «сердечко»

   Учитель. Запишите проверочные слова в тетрадь.

             (Дети выполняют задание в тетради)

   Учитель. Как называются согласные, которые в корне слова не произносятся, но пишутся?

   Ученики. Непроизносимыми согласными.

   Учитель. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

   Ученики. Подобрать однокоренные слова, в которых согласные звуки чётко произносятся.

 

                                               Физминутка

     На карточках написаны  слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы «плывёте». Если в слове нет непроизносимых согласных, вы идёте пешком.

    Слова на карточках:

Земля

якорь

поездка

известняк

дожди

счастливый

туча

звёздный

   (Дети выполняют задание с указанными движениями)

   VI. Словарная работа

    Учитель. Сегодня на уроке мы открыли новый остров в океане Букв. Можно сказать, что это для нас радостное событие, счастливый радостный день. Каким близким по значению словом можно заменить эти выражения?

   Ученики. Праздник.

             (На доске прикрепляется карточка со словом «праздник»)

   Учитель. Сколько в этом слове согласных звуков и сколько букв?

   Ученики. Шесть согласных букв, пять звуков

   Учитель. Какой звук в этом слове непроизносимый?

   Ученики. Звук  [д].

   Учитель. Как проверить слово «праздник»?

   Ученики. Слово не проверяется.

   Учитель. Если слово с непроизносимой согласной не проверяется, следует запомнить его написание. Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне.

                   (Дети выполняют задание в тетради)

   - Подберите однокоренные слова к слову «праздник».

   Ученики. Праздничный, праздничный, празднично.

   Учитель. Запишите эти слова в тетрадь.

   

                 ( Дети выполняют задание в тетради)

   - Что можно сказать о написании корня?

   Ученики. Во всех словах корень пишется одинаковый.

   VII. Закрепление

                  У детей на партах лежат карточки  с текстом.

   Учитель. Прочитайте текст, который записан на карточках.

Прочитайте текст.

Наступил в…сёлый праздник. П…года  ясная. Солнце льёт св…и горячие лучи. На ул…цах н…род. Счастливые люди п…ют  в…сёлые песни. Радостно встр…чают праздник школьники. Всем весело.

Спишите только те предложения, где встречаются слова с непроизносимыми согласными.

   - Что необходимо сделать?

   Ученики. Списать предложения, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.

   Учитель. Найдите слова с непроизносимыми согласными.

   Ученики. Праздник, солнце, счастливые, радостно.

   Учитель. Подберите проверочные слова.

   Ученики. Солнце – солнышко, счастливые – счастье, радостно – радость.

   Учитель.  Написание какого слова с непроизносимым согласным надо запомнить?

   Ученики. Праздник.

   Учитель. Как можно озаглавить текст?

               (Выслушиваются предложения детей)

   - Теперь выполняем письменное задание.

   

               ( Дети списывают предложения)

   VIII. Итог урока

 

   Учитель. Как называется корабль, на котором мы совершаем путешествие?

   Ученики. Буревестник.

   Учитель. Какая согласная  в слове непроизносимая?

   Ученики. Согласная т.

   Учитель. Подберите проверочное слово.

   Ученики. Весть.

   Учитель. Наш корабль взял курс домой. Как называют обитателей острова, на котором мы побывали.

   Ученики. Непроизносимые согласные.

   Учитель. Почему их так называют?

   Ученики. При произношении их не слышно.

   Учитель. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

   Ученики. Подобрать проверочные слова, в которых эти согласные чётко слышатся.

     

   IX. Домашнее задание.

         Упр. № 52 стр. 26 (учебник)

   Литература:

  1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Учебник. Русский язык. 3 класс. 2 часть. Москва. Просвещение. 2011 г.

  2. Л.А.Псарёва, О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки к учебному комплекту Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. 3 класс. Москва. ВАКО. 2010 г.

 3. Г.Т.Дьячкова. Русский язык. 3 класс. Дидактический материал.

Волгоград. Учитель. 2010 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Светлана Юрьевна.Конспект урока русского языка "Спасательная экспедиция на остров Безударных гласных"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" -  увлекательное путешествие на остров Безударных гласных. Урок построен с применением ...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Урок русского языка в 3 классе. Квест- игра "Остров Знаний"

Урок служит для обобщения знаний по правописанию частей слова...