Урок русского языка. Имя прилагательное, мы с тобой дружны!
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Логунова Валентина Григорьевна

Урок русского языка в 3 классе. Работа в группах, в парах. мимика и жесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazykaobl_seminar.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

«Имя прилагательное – мы с тобой дружны»

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: урок обобщения

Вид урока: работа в группах

Цель:  Повторить, систематизировать и расширить знания о прилагательном, познакомить учащихся с элементами методики «Применение жестов и мимики на уроках»

Задачи:

- повторение  и обобщение  знаний учащихся о прилагательном;

- о роли прилагательных в речи;

- отработка умений и практических навыков в употреблении прилагательных в тексте.

-  изменение имён прилагательных;

- развитие  памяти, внимания, наблюдательности, логики мышления;

- развитие орфографической зоркости;

- формирование у учащихся коммуникативных умений через различные формы работы: в парах, в группах и т.д.

- воспитание аккуратности работы в тетрадях, самостоятельности;

- воспитание чувства товарищества;

- привитие интереса к урокам русского языка.

                            Ход урока.

  1. Психологический настрой:

Добрый день, здравствуйте

Всем говорю, друзья!

День сегодня прекрасный

Потому что в нём вы и я!

Клип настроение.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Всё ль у вас, друзья, в порядке?

Есть учебники? Тетрадки?

Настроенье каково? Во!

Значит будем начинать

Мир волшебный открывать

Для себя и для друзей

К новым знаниям скорей!

У: Я очень рада нашей встрече, я её долго ждала, мне было интересно, какие ребята меня ждут. Да и у вас, наверное, тоже накопилось немало вопросов: кто такая Валентина Григорьевна и зачем она к нам придет?

 Я хочу, чтобы мы сегодня обменялись знаниями. Вы хотите показать мне какие вы молодцы?

И я тоже поделюсь с вами знаниями.

Начнём работу?

  1. Записать в тетрадях число, классная работа.
  2. Постановка темы урока.

-Попробуйте отгадать мою загадку: (Слайд №1)

Конь  …., хвост…..  .

-Почему у вас не получилось отгадать загадку?

-Это слова, какой части речи? Докажите?

-А чтобы понять, о ком или о чём идёт речь, не хватает ещё других слов, другой части речи….Хотите узнать, какие это слова? Для этого нам нужно провести минутку чистописания!

 

  1. Чистописание.

Учащиеся в овалах пишут зашифрованное слово (прилагательное)

- Напишите эти же буквы без овалов, но в соединении.

Какое получилось слово? – (прилагательное)

- Значит, слова какой части речи не хватало в загадке?  (слайд №2)

-А сейчас отгадайте загадку?

Конь стальной, хвост льняной.

                (иголка с ниткой)

-Ребята, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

-Да сегодня мы повторим и обобщим тему «Имя прилагательное»

-Работать будем в группах.

5.  Словарная работа.

(Учитель раздаёт индивидуальные карточки со словарными словами)

1 группа: г…рох, п…мидор, …гурец, яг…дный.

2 группа: к…бачок, ф…соль, к…ртофельный, б…клажан.

3 группа: …город, зол…той, б…лото, х…р…шо.

4 группа: л…монный, ул…ца, п…ала, род…на.

Задание:

- Вставь пропущенные буквы.

- Найти слово, относящееся к теме урока, и подчеркни его.

- Найди закономерность в словах. (приём «Мимика и жесты»)

Проверка в парах

Проверка вслух

Задание:

Переверни карточку и запиши слова в тетрадь по памяти.

Взаимопроверка

  1. Составление кластера.

- И так, ребята, мне не терпится  узнать, что же такое имя прилагательное?

- Хотите мне рассказать об этом?

( учитель раздает листы бумаги и карточки с определениями)

- Я раздаю карточки с различными определениями, а вы выбираете только те, которые относятся к имени прилагательному.

Имя прилагательное – это часть слова, часть речи, член предложения.

Которая обозначает предмет, действие предмета, признак предмета.

Отвечает на вопросы кто? что?, какой? какая? какое? какие?, что делать?

что сделать?

Изменяется по числам и по падежам, по родам и по падежам, по числам и по падежам, а в единственном числе по родам.

Синтаксическая роль – определение, дополнение, обстоятельство.

Зависит от глагола, от существительного, от самого себя.

Презентация.

  1. Физ. минутка.

 - Какие ещё части речи знаете?

 - Какие языки изучаете в школе?

 - Хотите я вас научу,  жестами показывать части речи?

Пришла моя очередь поделиться с вами знаниями!

Задание: определить часть речи и показать жестами.

Кошка, белый, рыжий, мел, добрый, рисовать, поливать, книга, длинный, петь, лепить, весёлый.

Задание «покажи» «мимика и жесты»

 Высокий, радостный, хмурый, задумчивый, весёлый, трусливый, маленький, прямой.

  1. -Ребята, знаете, что я заметила. В нашем кластере ничего не сказано о роли имён прилагательных в речи.

- Для чего нужны имена прилагательные?

( делают нашу речь образной, выразительной, украшают речь)

Работа в группах:

Задание: подбери и вставь в текст имена прилагательные, так чтобы получился рассказ. Можно пользоваться словами для справок.

1 группа.

                             Волк.

Волк ___________ зверь. Он живёт в лесу. У волка _______________ зубы, ___________ шерсть. Хвост у волка___________, ноги __________. Мы видали волка. У-У-У_____________  какой!

Слова для справок: трусливый, страшный, острый, длинный, белый, густой, быстрый, хищный.

Вопрос из общих знаний: Как называется нора волка? (логово)

2 группа.

                         

Вопрос из общих знаний: Правда ли, что заяц косой? (нет)

3 группа.

                        Белка.

Белка живёт в лесу. Это ___________, ______________ зверёк. У белки ______________, _______________, как грелка мех. Зимой он ____________, а летом ___________. У белки ____________ глазки. Хвост – руль, который ей помогает ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево.

Слова для справок: страшный, маленький, забавный, рыжий, тёплый, белый, густой, серый.

Вопрос из общих знаний: Белка строит гнездо только в дупле? (нет)

                                             Как называется это гнездо? (гайно)

4 группа:

                                Медведи.

___________ медведи живут в лесу. Хотя медведи имеют ______________вид, они являются растительноядными животными, потому что в _____________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи. _________ медведи - ____________ рыболовы.

Слова для справок: белый, бурый, хороший, маленький, большой, забавный, страшный.

Вопрос из общих знаний: Как называют медведя, который проснулся среди зимы? (шатун)  

Презентация и вопрос из общих знаний.

  1. Работа в тетрадях:

- Ребята, напомните мне, как изменяются имена прилагательные?

- Запишите в тетради имена прилагательные: 1 группа – кислые, 2 – сладкие, 3 – белые, 4 – голубые.

Задание:

Поставить имена прилагательные в ед. число, изменить по родам и дописать имя существительное ( писать в столбик)

Проверка.

- Почему  окончания у имён прилагательных разные?

  1. Игра «Ещё!» (учитель называет признаки, пока дети не угадают предмет)

1 группа: мокрый, колючий, грязный, пушистый, … снег

2 группа: зелёный, сладкий, спелый, сахарный, … арбуз

3 группа: круглый, сладкий, вкусный, оранжевый,… апельсин (мандарин)

4 группа: сильный, мелкий, летний, проливной,… дождь

  1. Работа в тетради.

Задание: послушайте стихотворение и запишите все имена прилагательные.

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

Рот раскрыл я, сколько мог,-

Откусил большой кусок:

Он мне сладеньким казался –

Очень кислым оказался.

Что это за предмет? Подчеркните те прилагательные, которые помогут отгадать загадку.

11. Итоги

- Это лимон! С какой гласной пишется слово лимон? Покажите. Как

запомнили? Кто вас этому научил? Как называется этот приём?

- Молодцы! Я от вас сегодня тоже очень многое узнала! (учитель хвалит детей и работу в группах)

- А вы от меня, что ещё узнали?

Всё, что я хотел знать,- это яблоня.

Всё, что я знаю,- это ветвь яблони.

Всё, что я могу преподать ученикам,- это яблоко.

Всё что останется в них,- это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня.

                       Французский писатель

                       Жан Пьер Мари Эрве –Базен.

12.  Рефлексия.  (Учитель предлагает на яблочках написать ученикам имена прилагательные, какие они сегодня были на уроке и приклеить на яблоню)

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя прилагательное (обобщение) 4 класс, УМК "Школа России"

Это итоговый урок по теме "Имя прилагательное". На уроке закрепляются знания об имени прилагательном,отрабатывается навык умения определять грамматические признаки им. прилагательного, проверять безуд...

урок русского языка "Имя прилагательное"

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное", проведенный во 2 классе. Дети очень хорошо воспринимают презентацию, но у меня презентация не загрузилась, память большая. Надо как-то сжать до 3 МБ. ...

Урок русского языка "Имя прилагательное.Обобщающий урок"

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя прилагательное.Обобщающий урок."...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Круги Эйлера на уроке русского языка. Тема: «Прилагательное. Изменение прилагательных по падежам»

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов, изобретены Леонардом Эйлером ещё 18 веке и с тех пор широко исп...