безударные гласные в корне слова
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Фролова Татьяна Владимировна

набор упражнений разного характера для выбора проверяемой безударной гласной в корне слова (есть просто вставить пропущенные буквы, а есть разгадай ребусы). материал можно использовать во2-4 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Безударные гласные в корне слова.

Упражнение №1.

Вставь пропущенные буквы. Рядом, через тире, напиши проверочное слово.

прор_дил свёклу -

зап_вал песню -

гр_бные дожди -

тонкая р_бина -

широкие п_ля -

дов_рить курицу -

предск_зать погоду -

зап_вал таблетку -

нар_дился в гости -

 

Упражнение №2.

Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово. Составь предложение с данным словом.

щ_б_тать -                                            нам_л_тить -

ст_б_льки -                                           х_л_дильник -

ук_р_тить -                                           л_п_тать -

м_л_дёжь -                                           б_р_зда -

поз_л_тить -                                         обл_к_титься -

к_л_кольчик -                                      ок_м_неть -

 

Упражнение №3.

Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово к выделенному подчеркни его.

Пт_целов - птица, птенчик, птичий, птицефабрика.

Вст_вать - стоять, встать, стойка, стойбище.

Св_щенник - святой, светить, свет, свят.

 

2. Непроизносимые согласные.

Упражнение №1.

В словосочетания вставь пропущенные непроизносимые согласные.

ярос_ная акула

капус_ные пирожки

крепос_ной артист

извес_ный художник

радос_ная улыбка

 

Упражнение №2.

Вставь пропущенные непроизносимые согласные.

Прелес_ная крес_ница шла по улице и учила интересные стихи.

Яс_ное со_нце светило в глаза.

Мес_ные окрес_ности мне хорошо знакомы.

Мы тоже хотели уча_ствовать в праз_нике.

 

Упражнение №3.

Вставь пропущенные непроизносимые согласные. Запиши проверочное слово.

прелес_ный -

ус_ный -

яс_ный -

интерес_ный -

рукопис_ный -

жалос_ливый -

вкус_ный -

плес_нуть -

погас_нуть -

 

3. Работа с предложениями.

Упражнение №1.

Выполни разбор предложений по частям речи.

На вечернем небе зажглись яркие звёздочки.

Бойцы спали в окопе после долгого, тяжёлого боя.

По голубой глади огромного пруда плавал белоснежный лебедь.

С ветвей берёзы свисают длинные пушистые серёжки.

 

Упражнение №2.

Составь из данных слов предложение.

Рыба, старик, вода, плавала,река,невод.

Деревья, ветру, развиваются, лесу, нашем.

Запишите пятый звук каждого слова.

Яблоко, огурец, Кирилл, выручай, общежитие, скамья, дорожка.

Запишите как можно больше слов с корнем -бел-.

Запишите предложение, укажите, какой частью речи являются одинаковые слова.

Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

Вставьте пропущенные буквы, подберите и запишите проверочные слова.

Зап...вать в хоре, зап...вать молоком, сл...зал с дерева, сл...зал сметану, пос...дел от старости, пос...дел на скамейке.

Поставьте в словах ударения.

Щавель, туфля, торты, звонишь, поняла, понял, баловать, простыня, каталог, ворота.

Подберите и запишите синонимы к данными словам.

Атака, багаж, буря, игра, канава, препятствие, путешественник, распорядок, успех.

Продолжите пословицу.

Семь раз отмерь … .

 Семеро одного … .

 У семи нянек … .

Укажите признак, по которому сгруппированы слова.

Яблоко, мяч, земля, апельсин, глобус.

 Изумруд, папоротник, ель, огурец.

Разберите слова по составу.

Подделка, позвонит, зайчата, воссоединили, дошкольник, позапрошлый.

Исправьте ошибки.

Хвост нужен белке не только для кросоты. Он служит белке как парашут. Хвост тармозит подение белки и служит рулём в прышках светки на ветку.

Запишите транскрипцию слов

Мяуканье, хоккей, подъезд.

Добавьте одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова.

Дача, порт, клад, рис, корь, раб, город, рай.

Запишите как можно больше слов, которые начинаются с четырёх согласных.

Подберите и запишите антонимы к словосочетаниям.

Свежая булка, свежая блузка, свежая газета.

Выделите в словах приставки.

Озабоченный, оловянный, одеревенеть, разный, разбить, отмерь, наизусть.

Поставьте в словах ударения.

Крапива, ракушка, простыня, верба, красивей, договор, творог, начали, начал, начала.

Замените выражения словами или словосочетаниями.

Как снег на голову, голова и два уха, голова идёт кругом.

Какое слово является проверочным? Подчеркните его.

Оп...здать (опаздывать, поздно);

разбр...сать (бросить, разбрасывать).

Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.

Стая, табун, караван, косяк, отара, толпа, колонна.

Верблюды, демонстранты, любопытные, лошади, голуби, рыбы, овцы.

Исправьте речевые ошибки. Запишите правильно

Повар посолил суп солью.

У Юры жил молодой котёнок.

В этом рассказе рассказывается про жизнь животных.

Исправьте ошибки

Загрибами я отправился раним утром.

Как прекрасно в это время влису! Вокрук тишына. воздух свеш. Капелки расы сверкают насонце. Сразу же я промк насквозь, так как прихадилось заглядывать пат ёлки, а с них так и сыплет раса.

Я не сразу срываю грип, а сночала любусь им, потом акуратно срежу. И каждый рас жолею, не хочется разрушать красату.

Выпишите слова, в которых рядом два гласных звука.

Боец, лиана, лилия, наугад, гуашь, йод, лауреат, прихожая, струя, обойма.

Запишите слова в алфавитном порядке по концу слова.

Ветеран, кран, буран, экран, ресторан, курган.

Соедините части пословиц, запишите их. Несчастья бояться

 Своя земля

 Друга слушай        а сам не плошай.

 счастья не видать.

 в горсти мила.

Выделите в словах окончания.

Столов, голов, лесов, хвостов, коров, Сидоров, лбов.

Образуйте от следующих прилагательных глаголы.

Ясный, грязный, чистый, густой.

По образцу выпишите в таблицу слова-синонимы. неправда        л        о        ж        ь

ребята                                    

ураган                                    

зной                                    

недруг                                    

темнота                                    

Подчеркните главные члены предложения.

Мать встретила Женю.

Мать встретила Женя.

С какой частью речи не употребляются предлоги?

Выберите и запишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Яблоко; якорь; коньки; стройка; тополь; солнце; ель; лестница; хоккей.

Добавьте одну букву в середине слова, чтобы получились новые слова.

Пот, сачок, свет, парк, сорт, поход, соня, питон.

Поставьте в словах ударение.

Столяр, камбала, петля, избалованный, цепочка, кашлять, глиняный, родились.

Какого слова не хватает? Запишите его.

Водить ..., повесить ..., воротить ... .

Объясните полученные фразеологизмы.

Составьте и запишите словосочетания со словами. Выделите приставки и предлоги.

Навес - на вес; согнём - с огнём; подушки - под ушки.

Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Главный - с, смелый - т, большой - г, жгучий - а,

скорый - ы, мощный - и, выносливый - е.

Найдите "лишнее" слово и объясните свой выбор.

Существительное, наречие, сказуемое, предлог

Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

Метро, вагон, кино, депо.

Исправьте ошибки, разделите текст на части. Запишите.

У дороги стаяла берёза. Осень убрала деревя в залотой убор и берёза стала прекрасна. Наступила зима. В долгие зимние веер беспащадно трипал ветви берёзы. Снег зосыпал поля лиса жылища людей.

Из слов "яблоня", "концерт" составили слово "локон". Найдите закономерность и составьте слово из слов "закон" и "марка"

Выпишите слова, в которых все согласные мягкие.

Чаща, пальто, белеет, сеешь, север, сирень, прелесть, щавель

Запишите 10 словарных слов по алфавиту, начиная от буквы к.

Вставьте, если нужно, букву т.

Прекрас..ный, чудес..ный, извес..ный, яс..ный, ужас..ный, вкус..ный, интерес..ный, извес..ный, капус..ный, искус..ный.

Подчеркните слова, в которых ударение падает на первый слог.

Столяр, начал, поняла, звонит, туфля, баловать, камбала, щавель, подошва.

Подберите как можно больше синонимов к данным словам.

Смелая, проворная, красивая.

Какое животное убежало из фразеологического оборота?

...наплакал, ...носа не подточит, ...шагом, ...не клюют.

(Черепашьим, кот, комар, куры.)

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

 Веснушкам нету сноса

 Не исчезают с носа.

 Я, не жалея мыла,

 Нос терпеливо мыла.

 Зависело б от мыла,

 Веснушки я б отмыла!

Исправьте ошибки.

Гнездо - это птичий клат. Он надёжно спрятан в траве или листьях.

Яйца в нем - как горсть сияющих драгоценностей. В яйцах - будущие птинцы и тысячи тысяч будущих песен. Птичий клат нельзя трогать! Только не тронутый принисёт он радость.

Запишите по порядку 10 следующих букв алфавита.

Т, ...

Запишите жителей городов.

Гродно, Минск, Витебск, Москва, Лида.

Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим о трудолюбивом человеке?

Из слов "купюра", "досье" составили слово "пюре". Найдите закономерность и составьте слово из слов "кубинец" и "фронт".

Купюра (...) досье.

Кубинец (...) фронт.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу прилагательные.

В ... дни хорошо побродить в ... роще. ... лучи играют на стволах берёз. ... ветерок шелестит над головой ... листвой. Пахнет грибами, ... земляникой.

Расшифруйте ребусы.

Смор1а, по2л, элек3к, па3от, 7я, 2д.

Подберите к данным словам синоним и антоним.

Громкий,

 смелый,

 огромный.

Выпишите слова, соответствующие схеме: приставка, корень, нулевое окончание.

Выход, посадка, звонок, друг, вылет, заплыв, записка, прорубь, ученик, постарел.

Исправьте ошибки.

Кормушки для кральчат нужно делать так, чтобы кральчата немешали друг другу, не могли в них заесть и не расбрасывали корм.

Выпишите слова, в которых есть звук [й].

И вскользь мне бросила змея:

 «У каждого судьба своя!»

 Но я-то знал, что так нельзя –

 Жить, извиваясь и скользя.

Запишите по 3 словарных слова.

Названия овощей; названия животных; названия предметов одежды.

Составте и запишите три предложения. Употребите в первом предложении предлог из одной буквы, во втором – из двух букв, а в третьем – из трёх.

Расположите глаголы по степени усиления обозначаемого действия.

Кричал, шептал, говорил.

 Мчался, шагал, бежал.

 Смеялся, улыбался, хохотал.

Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

 Посадила мама в печь пироги с капустой печь

.

Вставь пропущенные буквы. Запишите проверочные слова.

Щенок отв..рил лапой дверь. Повар отв..рил картофель. Ласточка св..ла под крышей гнездо. Маша св..ла с лестницы братика.

Исправьте ошибки.

Брызнули листья с диревьев. Палетели они иволгами по ветру, запрыгали белками по сучькам, понеслись куницами по земле. Листья летят, кочаются и бигут. Шумит залотой дожть.

В пословицах пропущены слова большой, маленький. Вставьте эти слова.

............... пенёк опрокидывает ............... воз.

................ крючком ................ рыбу не выудишь.

................ дело лучше ................ безделья.

Рядом с транскрипцией запишите слова в соответствии с правилами орфографии

С н э х ................

п а н а л а ................

с й э с т ................

т р у т ................

Запишите синоним к каждому слову.

Правдивый ................

Прилежный ................

Робкий ................

Подчеркните "лишнее" слово

А) водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый;

Б) быстрый, скорый, тихий, проворный;

В) кресло, бревно, пальто, число, весло.

Подберите к схемам слова.

Созвездие, синева, подкоп, тишь, затишье, насыпь, недруг, медведица.

А) Приставка, корень, суффикс, окончание

Б) Приставка, корень, окончание

Запишите 5 имён существительных с проверяемой безударной гласной в корне слова, проверьте.

Определите части речи и подчеркните главные члены предложения.

Сяпала Калуша с калушатами по напушке. Калушата присяпали, бутявку стрямкали и подудонились.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Лунная д...ро...ка уб...гала к д...лёкому берегу и уп...ралась в чёрную пол...су гор.

Звёзд...ч...ка с...еж...лась подобрала св...и лучи и превратилась в круглую капельку.

Над п...лями ещё стелится туман и на кажд...ой тр...винке сверкает р...са.

Над р...кой над р...дными б...лот...м п...круж...лись журавли с...брались в стройные к...сяки и п...т...нулись в тёплые кр...я.

Продолжите таблицу ученик        яркий        идёт

с        п        ?

Разберите по составу голосистый, настольный.

Подберите существительное, прилагательное, глагол, чтобы в каждом из них были приставка, корень, суффикс, окончание.

Отгадайте задуманное слово, составьте с ним фразеологизм и объясните его смысл.

ЕГО ЗАДИРАЮТ, С НИМ ОСТАЮТСЯ, ЗА НЕГО ВОДЯТ

Выполните звуковую модель слов.

Подъезд ..................................................................................,

ёлочка ..................................................................................,

капустный ...................................................................................

Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.

Работа :..................................................................................,

влажный ..................................................................................,

грусть...................................................................................

Ответьте на вопросы.

а) Какие буквы в русском языке не обозначают никакого звука?

б) Что за слово, которое выражается двумя звуками, а на письме одной буквой?

 в) Приведите несколько слов, в которых один звук обозначался бы двумя буквами.

Допишите ноту "до", добавив по букве в каждую следующую клеточку так, чтобы получились имена существительные.

Сколько букв и звуков в словах?

Ясень

Счастье

Длинная

Запишите словарные слова с ударением на втором слоге (10 слов)

Замените прилагательные с не — синонимами, без не.

Негромкий .......................................................

неподдельный .......................................................

незлой .......................................................

неинтересный .......................................................

неотступный .......................................................

неодинаковый .......................................................

невысокий .......................................................

нестарый .......................................................

Выпишите парами данные фразеологизмы

Бить баклуши;

работать засучив рукава;

работать в поте лица;

работать спустя рукава.

Игра "Десять львов"

1) __ __ __ Л Е В __ __

 Первый лев — властелин домны

 2) Л Е В __ __ __

 А второй — цветочек скромный

 3) __ Л Е __ __ В __ __

 Третий лев пасёт оленей.

 4) Л Е __ В __ __

 Этот острый, в мыльной пене.

 5) __ Л Е В __ __

 Пятый — корм для лошадей

 6) __ __ Л Е В __ __ __ __

 Лев — источник новостей.

 7) __ Л Е В

 Здесь, в седьмом, бычок вздыхает.

 8) __ __ Л Е В __ __

 Этот полю помогает.

 9) __ __ Л Е В __ __

 Этот в руки взял журнал.

 10) Л Е __ __ В __ __

 А десятый очень вял.

Из слов "мартышка", "мансарда" составили слово "дама". Найдите закономерность и составьте слово из слов "фея" и "стружка".

Мартышка (дама) мансарда

Фея (.................) стружка

Сколько раз встречается в предложении звук [т]?

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

Выпишите слова, в которых только мягкие согласные.

Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки, чаща, ключ.

К данным словам запишите по два слова с таким же составом

Полёт ...........................................................

верхушка ...........................................................

стрела ...........................................................

поездка ...........................................................

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Умный, честный, мужественный. Самое главное украшение земли — человек. И если все люди будут такими, тогда они смогут сохранить и ещё больше украсить нашу планету.

Подберите и запишите синонимы к данным словам.

Красивая ...........................................................

известие ...........................................................

задира ...........................................................

важничать ...........................................................

Исправьте ошибки.

Стала ель влису заметней,

Бирежёт густую тень.

Падасиновик последний

Здвинул шапку набекрень.

Подберите и запишите по три прилагательных к существительным.

Душа ...........................................................,

улыбка ...........................................................

Отгадайте и запишите слово.

ЛИК + ПЕНА = ........................... птица с большим зобом.

Найдите между строк название птицы.

Следы костра у самой пальмы.

Кора в ожогах... Факт печальный.

Какими частями речи являются выделенные слова?

Говорит попугай попугаю:

- Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

- Попугай, попугай, попугай!

Составьте самое длинное слово из слова "ракетоносец".

Спишите, распределяя слова в три столбика по орфограммам.

Сл...дит, ут...щили, ре...ька, затр...щали, овра...ки, зап...сались, бесе...ка, прелес...ный, чу...ство, ре...кий, праз...ник, ужас...ный.

Подберите как можно больше слов с корнем -чист-. Разберите слова по составу.

Назовите животное по-разному.

Кот, медведь.

Поставьте в словах ударения.

Километр, средства, звонишь, кухонный, удобнее, красивей, ракушка, водопровод.

Приведите несколько примеров, в которых один звук обозначался бы двумя буквами.

Исправьте ошибки.

Бирёзы и клёны пакрыла осень лимонной жилтизной. А листья осинок расрумянила, будто спелые яблаки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как агонь горит.

Запишите рядом со словами количество букв, звуков и слогов.

Подъезд, коллекция, Юлия, пою.

Распространите предложения. Разберите их по членам.

Осень покрыла. Листья разрумянила. Деревья разукрасила.

Подберите и запишите однокоренные слова разных частей речи с корнем -зелен-.

Из данных слов выпишите слова с приставками. Допишите существительное, прилагательное, глагол с приставкой.

Залп, запах, забота, замазка, запятая, заря, задвижка, замшевый, заразить, запевать.

Вместо точек вставьте глагол "одеть" или "надеть".

........... детишек, ........... штанишки, ........... больного, ........... шапку.

Спишите, исправляя, где нужно ошибки.

Вьюга, обьяснение, пью, бъю, скамъя, пьеса, разъярённый, ружъё, скамья, варенье.

Замените фразеологические обороты.

 Именами существительными: сделать большие глаза, без задних ног, белые мухи, голова варит.

 Глаголами: валиться с ног, брать за душу, выскользнуть из рук, вырвать из сердца.

 Наречиями: не успел глазом моргнуть, во всё горло, без задних ног, кот наплакал.

Исправьте ошибки.

За вершынами леса скрылась весеннее солнце. Пахнет почками и тёплой землёй.

Аживает земля. Паказались зелёные стрелки молодой травки. Много звуков в лесу. На виршине дуба воркует дикий голуб.

Исправьте ошибки.

Верблют - очень выносливое жывотное. Он можэт до дисяти дней опхадиться бес вады. Запасы вады и пищи - это жыр в ево гарбах. После долгих переходов горбы силно худеют. Когда верблют опять напётся вады, съест много верблюжих калючек, гарбы принимают прежний вит.

Определите, к какой части речи относятся одинаковые слова.

Зима надоела.

Мы многое б дали,

Чтоб стали, как прежде,

Зелёные дали.

Есть в реке и озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?

Найдите в данных словах приставку. Выделите её.

Вышла, стала, постояла,

Повернулась и пошла.

Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в алфавите. Получилось 8 6 15 33. Запишите полное имя мальчика.

Вставьте пропущенные буквы.

Он буд...т хорошо учиться.

Он буд...т меня каждое утро.

К данным глаголам подобрать глаголы-синонимы.

Блестит, бранит, мыслит, рыдает.

Из букв слова "аплодировать" составить самую длинную цепочку слов: из одного слога, из двух слогов, из трех и т.д.

Замените фразеологизмы синонимами.

Зарубить на носу, ломать голову, обвести вокруг пальца, бить баклуши, попасть впросак, лясы точить.

Обозначьте над словами количество звуков. Подчеркните слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Якорь, сердце, объём, варенье, заяц, осень, урожай, конь, хоккейная.

Образуйте слова, переставляя буквы (не изменяя их количество).

Зарница, коршун, планка, цоколь, числа, мазок.

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Малины куст в низине рос,

Он утром мокрый был от рос.

Выделите приставку в словах.

Походил, дошёл, объехал,

Направлялся, переехал.

Закричал, сбежал, увёз,

Обогнул, поел, принёс.

Сколько раз встречается звук [т] в предложении?

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Объясните фразеологизмы.

Пешком под стол ходить, на краю света, намылить шею.

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Зап...вать молоком, зап...вать в хоре; прим...рять шалунов, прим...рять платье; сп...ши в тетрадь, не сп...ши перебегать улицу.

Запишите нарицательные имена существительные из пяти букв. Средние буквы всех слов жолжны составлять алфавит._ _ А _ _

_ _ Б _ _

_ _ В _ _

_ _ Г _ _ и т.д.

Расставьте знаки препинания.

Весело ходить в школу рано утром когда солнце просовывает сквозь чащобу свои длинные лучи шарит по траве и кустам румянит ягоды брусники золотит загаром шляпки грибов подсушивает орехи которые висят на ветках гроздьями как виноград.

Составьте лесенку из существительных, начинающихся с буквы а. А                                                                                

А                                                                                

А                                                                                

А                                                                                

А                                                                                

А                                                                                

А                                                                                

А                                                                                

А                                                                                

Есть ли приставки в словах? Выделите их.

Сумерки, сумочка, суббота, пасынок, парусник, пастух, паводок, сушилка, обои, обочина.

Определите количество слогов в словах.

Интеллектуальность, легкомыслие, поощрение, низменность, длинношеее.

Установите соответствие и соедините стрелкой фразеологизмы и их значение  От горшка два вершка

 Кот наплакал

 Бить баклуши

 Семь вёрст до небес                       очень далеко

 бездельничать

 маленький

 мало

Составьте из слов предложение и разберите его по членам. Выпишите словосочетания.

Клёна, далеко, среди, пятнами, золотых, выделялись, деревьев, красными, листья.

Исправьте ошибки.

Осинь на апушке краски расводила,

По листве техонько кистю правододила.

Пажилтел арешник, и зорделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуп зилёный.

Заполните таблицу именами существительными нарицательными. А                                                          А

          А                                      А          

                    А                  А                    

                              А                              

                    А                  А                    

          А                                      А          

А                                                          А

Вставьте пропущенные буквы.

Об...ждать друга, ч...стота пульса, о...жать вокруг рощи, соблюдать ч...стоту, пос...дел на скамье, пос...дел от горя.

Укажите, в каких из приведённых слов есть приставка с, а в каких её нет.

Сгибать, спать, сдача, скакать, сдуть, сквозь, сбить, скорый, скоблить, склонение, спица, спешка, ставить, сходить, сбегать, студить.

Как превратить неодушевлённые существительные "белки", "трусы", "козлы", "стрелки" в одушевлённые, не изменяя в них ни одной буквы?

Укажите, какой частью речи являются слова в предложении.

Слепой палкой нащупывает дорогу.

В посёлке открыли новую чайную.

Смелый дерётся с врагами.

Я прогуливался по набережной.

Расположите глаголы по степени усиления обозначаемого действия. Составьте с ними словосочетания.

Хвалил, одобрял, превозносил.

Тлел, полыхал, горел.

Исправьте ошибки.

Осень царствовала в рошче у речьки. У асинки на земле вырос удевительный кавёр. Родная берёска вся в залатой краске. Только дуп стаит в зелёной шубе. По речке плывёт плод из пёстрых листьев. Как много осенних красок!

Загадки шутки

Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.

 Кто говорит на всех языках?

 Выполните звукобуквенный анализ слов-отгадок.

Переведите на русский язык.

Прыгожая валошка, чырвоная пiвоня, лёгкi дзьмухавец, спякотны чэрвень, халодны студзень.

Допишите окончания.

Мой брат Витя - настоящ.. забияка.

 Моя сестра Лена - всем известн.. тихоня.

Для ответа на каждый вопрос вам понадобится всего по одному прилагательному.

Какой болезнью никто на земле не болел?

 Каким гребнем голову не расчешешь?

 Какой год продолжается всего один день?

 Из какого крана нельзя напиться?

От существительного "труба" образуйте глагол, от которого можно отнимать слева одну букву за другой, и всё будут получаться слова.

Укажите, в каких случаях глаголы употреблены в прямом значении, а в каких - в переносном.

Завязать узел - завязать переписку.

Порвать платье- порвать отношения.

Расшать столб- расшатать здоровье.

Вспомнить десять птиц, в названиях которых по две буквы о, а в одном - даже три о.

_ О _ О _        _ О _ О _ _ _ _ _

_ О _ О _ _        _ _ _ О _О _ _ _

_ О _ О _ _        _ _ _ О _ О _ О_

_ О _ О _ _ _        

Отгадайте загадку. Сколько личных местоимений в загадке? Выполните фонетический разбор слова-отгадки.

Ты за ней - она от тебя, ты от неё - она за тобой.

Угадайте, что это за 8 котов?  1) Этот кот из фланели сшит.

 КО__Т__

 2) Этот кот на Луну спешит

 КО__ __ __ __ __ __ __

 3) Этот кот из подземных мест

 К__ОТ

 4) Этот кот хворостинки ест.

 КО__Т__ __                       5) Этот кот в рукаве живёт.

 __ __ КО __ __

 6) Этот кот на руках идёт.

 __ К __ О __ __ Т

 7) Этот кот кот вызывает смех

 __ __ КОТ __ __

 8_ Этот кот восхищает всех.

 К __ __ __ ОТ __

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки.

Дело - смело;

 время - потеха;

 шило - мешок;

 лес - щепки;

 коса - камень;

 слово - воробей.

Запишите как можно больше слов с непроизносимой согласной в корне.

Составьте из слов предложения. Подчеркните главные члены.

Полюсе, живут, императорские, Южном, пингвины, на. Там, землю, год, покрывает, лёд, круглый. Не, пингвины, умеют, летать. Питаются, рыбой, они. Этих, превратились, крылья, в, птиц, плавники. С, они, их, быстро, помощью, плавают.

Подчеркните "лишнее" слово в каждой строке. Объясните свой выбор.Грусть, метель, пурга.

Ловить, бросать, кидать.

Имя существительное, имя прилагательное, сказуемое.

Замените каждую цифру буквой русского алфавита. Прочитайте слово.

14, 16. 13, 16, 5, 6, 24!

К данным словам придумайте синонимы, которые имеют такое же количество букв.

Лес, сила, огонь, лопата, деревня, подделка, заседание, оглавление, грандиозный                                                                                            

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                           

Отгадайте загадку. К слову-отгадке подберите как можно больше родственных слов.

Сидит кошка на окошке, голова и хвост как у кошки, но всё же не кошка. Что за зверь?

Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру. Ответ обоснуйте.

Дочь - 3

Вьюга - 5

Съехал - ?

Составьте цепочки слов, в каждой из которых корень начинается с одной и той же гласной. Напишите их, вставляя, где надо пропущенные буквы.

Об...явление, пред...юбилейный, об...единить, с...ест, под...ехал, об...ём, с...язвил, об...ест, с...ёжился, об...ятия, в...едливый, под...ём, об...яснение, с...едобный, об...единение, с..ёмка, прод...явить, об...едки, раз...ярённый.

Вставьте вместо точек слово, состоящее из трёх букв, так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками.

На (...) ник; те (...) рож; ку (...) ол; по (...) ок; за (...) ец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...