Изменение имён существительных по родам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Голубева Светлана Филипповна

           Урок  по  русскому языку   в  3   классе

Тема: «Изменение  имён  существительных по родам».

Цели  урока:

Обучающие:

-Формирование  системы  знаний  и  умений,  понятие  закономерностей  в  зависимости  имён  существительных  по  родам;

-Тренировать  умения  изменять  имена  существительные  по  числам, распознавать  род  имён  существительных;

Развивающие:

-Помочь  учащимся  в  формировании  учебных  и  специальных  знаний,  развитие  самоконтроля  и  самооценки  в  выполнении  заданий  на  практике.

Воспитательные:

-Способствовать  развитию  памяти,  внимания,  мышления,  наблюдательности,  умение  делать  выводы  и  обобщения.

-Создавать  условия  для  накапливания  знаний,  возбуждения  интереса  к  процессу  обучения  при  помощи  работы  с  текстом,  работы  с  загадками,  работы  со  словарём,  работы  по  карточкам  и  др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок  по  русскому языку   в  3   классе

Тема: «Изменение  имён  существительных по родам».

Цели  урока:

Обучающие:

-Формирование  системы  знаний  и  умений,  понятие  закономерностей  в  зависимости  имён  существительных  по  родам;

-Тренировать  умения  изменять  имена  существительные  по  числам, распознавать  род  имён  существительных;

Развивающие:

-Помочь  учащимся  в  формировании  учебных  и  специальных  знаний,  развитие  самоконтроля  и  самооценки  в  выполнении  заданий  на  практике.

Воспитательные:

-Способствовать  развитию  памяти,  внимания,  мышления,  наблюдательности,  умение  делать  выводы  и  обобщения.

-Создавать  условия  для  накапливания  знаний,  возбуждения  интереса  к  процессу  обучения  при  помощи  работы  с  текстом,  работы  с  загадками,  работы  со  словарём,  работы  по  карточкам  и  др.

        Ход  урока:

1.Орг. момент:

-Проверка  учащихся  к  уроку:  «Проверь,   дружок,

                                                             Готов  ли  ты  начать  урок?

                                                             Всё  на  месте,  всё  в  порядке:

                                                             Книжки,  ручки  и  тетрадки?»

2.Обьявление  темы  и  цели  урока:

-Сегодня  у  нас  необычный  урок – «Урок – путешествие».

-Наша  задача: - Повторить  пройденный  материал  об  имени  существительном  и  изучить  новый  материал  о теме,  который  вы скажете  мне  в  процессе  урока.

3. Материал  урока:

_И  так,  начинаем  наше путешествие:

              -Первая  остановка:  Поляна  «Чистая».

             Чистописание – ( на  доске  написано) – ч  и  к

-вопросы: - Кто  догадался,  какое  слово  спрятано  в  спиральке?

                  -Что  такое     ЧИК?

-ответ:  - ЧИК – это  суффикс.

-вопрос: - Что  такое  суффикс?

-ответ: - Суффикс – это часть слова,  который  стоит  после  корня  и  служит  для  образования  новых  слов.

               -На  доске  написаны  слова:  Лётчик,  супчик,  пальчик.

-вопрос: - Какое  слово  лишнее?

                 -Как  догадались?

-ответ: -

лишнее  слово – ЛЁТЧИК,  т. к.  это  имя  существительное  и  отвечает  на  вопрос: - КТО?

-Дети  переписывают  эти  слова  и  выделяют  суффиксы.

-вопрос:  -Кто  догадался, какую  часть  речи  будем  рассматривать  на  уроке?

-вопрос: - Что  такое  имя  существительное?

                - Поляна  «Словарная».

-вопрос: Кто  догадался,  почему  эта  поляна  так  называется?

                   -Задание: - Я  буду  загадывать  загадки,  а  вы  их  будете  записывать  в  2  столбика.  

                 -в  первый  столбик  будете  записывать  слова,  отвечающие  на  вопрос ЧТО?

                -  в  другом,  на  вопрос – КТО?

                                    -« Имя  существительное

                                     Очень  удивительное

                                    На  вопросы  КТО?   и   ЧТО?

                                   Отвечать  оно    должно».

ЗАГАДКИ:

-Невидимкой,  осторожно                                         - Кто,  позабыв  тревоги,

                        Спит   в  своей   берлоге?

Он  является  ко  мне.                                                           А  проснувшись,  бродит,

И  рисует  как  художник                                                     Улья   ворошит?  (Медведь)

Он  узоры  на  окне ?   (Мороз)

-Если  ты  его  отточишь,                                                 - За  деревьями,   кустами

                                                                    Промелькнуло  будто  пламя…

Нарисуешь  всё,  что  хочешь!                                            Промелькнуло,  пробежало…

                                                                                  Нет  ни  дыма,  ни  пожара?   (Лисица)                                                                                                          

Солнце, море,   горы, пляж:

Что  же  это…?    (Карандаш)

-За  кудрявый  хохолок                                                              - Что  за  зверь  лесной

Лису  и  норы   поволок.                                                      Встал,   как  столбик,  под   сосной?

На   ощупь  -  очень   гладкая,                                           И  стоит  среди  травы -

На  вкус  -  как  сахар   сладкая ?  (Морковь).                Уши  больше   головы. (Заяц).

-вопрос:  - Прочитать  слова  из  первого  и  второго  столбиков.

                 - Назвать  одним  словом,  слова,  которые  записаны  в  первом  столбике?  

                 -Это   одушевлённые  предметы – существительные.

-вопрос:  Что  ещё  знаете  об  имени  существительном?

-Имена  существительные  бывают:  собственные  и  нарицательные.

             

                  -Станция  «Игровая»

-ИГРА:

-Учитель  произносит  слова: - если  имя  собственное – поднять  правую  руку;

        -если  имя  нарицательное – не  поднимать  рук.

( ёжик,   Бурёнка,   город,  писатель,  Нева,   Байкал,  товарищ,  Буян,  озеро,  столица,  Светлановский  проспект,   корова,  Борис,   газета,  Москва,    цветок,   Пришвин)

               

              -Бор  «Спортивный»

-Физкультминутка

             

                -Село  «Новое»

-на  экране  через  проектор  написаны  слова:

                  Числа-

                  Реки-

                 Столы-

   -Задание:

-записать  слова  в  столбик,

-написать  слова  в  единственном  числе,

-поставить  в  словах  ударение,

-определить  род  существительных.

             -Женский  род,  запомню  я

            То,  про  что  скажу – « ОНА – МОЯ»

              Моя  ручка,  моя  тучка

              И  тетрадь  моя.

-Род  мужской,  конечно «ОН - МОЙ»

Мой  сад,  мой  брат,  стол  мой.

                 -Средний  род – « ОНО - МОЁ»

                  Моё  окно,  село  моё.

                         ЭТО  ПРАВИЛО  ТВОЁ!

Учитель: - есть  в  русском  языке  существительные,  которые  стоят  только  в  единственном  числе  или   только  во  множественном  числе.

-дети  приводят  примеры.

-вопрос:  Что  нового  мы  сегодня  узнали  об  имени  существительном?

-Оно  имеет  род,  изменяется  по  числам.

-Как  определить  род  существительного?

                 - Ж.Р. - ОНА – МОЯ

                 -М. Р. – ОН - МОЙ

                 -С. Р. – ОНО – МОЁ

                -Работа  с  пособиями.

-Учитель  называет  слова,  а  дети  демонстрируют  ответы.

( крыжовник,   веселье,  грубость,  коромысло,  подсолнух,  одиночество,  термос,  книга,  трудолюбие,  товарищ,  хвоинка,  письмо,  дружба,  мир,  солнышко,  газета,  телевизор,  ярость  и  др.)

               

                -Загадка:

-Что  за  звёздочки  сквозные,

На  пальто  и  на  платке?

Все  сквозные,  вырезные,

А  возьмёшь   –  вода  в  руке.  (  Снежинка)

                  -Поляна  «Снежная»-

-На  доске,  через  проектор  написаны  слова:

(падала,  ладонь,  на ,  снежинка,  холодная)

           -Задание: - Составить  предложение, называя  части  речи:

(предлог,  имя  существительное,  глагол,  имя  прилагательное,  имя существительное).

-Дети  с  комментарием  записывают  предложение:  На  ладонь  падала  холодная  снежинка.

        -Задание: - Подчеркнуть  главные  члены  предложения.

                           -Над  словами   надписать  части  речи.

-вопрос: - На  какие  группы  можно  отнести  имена  существительные?

                 -Что  они  могут  обозначать?

-ответ:- 1.- состояние ( слабость, грусть, веселье, здоровье, тоска, удивление)

                 -2. - события ( мир, покой, война, перемена, урок, каникулы)

                 -3. -  явления природы (дождь, град, снег, гром, ветер, мороз)

                 -4 .- предметы (пенал, картофель, мяч, лейка, дерево,  луна)

                 -5.- действие (ремонт, строительство, вождение, обучение)

                 -6.-живые существа  ( КТО?  –  медведь, чайка, бабочка, человек, ученик)

                    -Работа  с текстом « О  МАМЕ»

 

Итог  урока:

-вопрос: - О какой части речи мы  сегодня  говорили  на  уроке?  

                 -Что  такое   имя  существительное?

                 -Что  оно  обозначает?

                 -На  какие  вопросы отвечает?

                 -Как  изменяется?

                 -Что  имеет?

-Отметки  за  урок  учащимся.

-Домашнее  задание.

-Социометрия -  на парте  лежат  кружки  в  которых  дети должны  нарисовать  изображение  своего  настроения  на  уроке:

                 

 -ПОНРАВИЛОСЬ

                 

-БЕЗРАЗЛИЧНО

                 

-НЕ  ПОНЯЛ

-Молодцы,  ребята!  Спасибо  за  работу!

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода  имени существительного". Данный конспект предназначен ...