Три склонения имен существительных (закрепление)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Клементьева Тамара Анатольевна

 

Цели:

  • закрепление и обобщение  знаний об имени существительном как о части речи;
  • развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);
  • развитие мышления, наблюдательности;
  • воспитание аккуратности, самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.rar2.13 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  СОШ  №  137  г.о. Самара          

                                                                                                                     

Методическая разработка

урока русского языка в 4 классе по теме:

«Три  склонения имен существительных (закрепление)»

                                                         

                                                                           Автор: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Клементьева Тамара Анатольевна

2013 г.

Предмет: русский язык                                                                                

Класс:  4 класс

Программа:  Школа России

Учебник:  «Русский язык» 4 класс (1 часть)

Автор  учебника:  Рамзаева Т.Г.

Тип урока:  урок закрепления знаний.

Цели: 

  1. закрепление и обобщение  знаний об имени существительном как о части речи;
  2. развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);
  3. развитие мышления, наблюдательности;
  4. воспитание аккуратности, самостоятельности

Ход урока

  1. Организационный момент

      Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте  друг друга. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе. (Слайд 2)

  1. Чистописание (слайд 3)

Рр    Ри  Ро  Рв   ро  ре  рм  ру  ря

Рита  и  Рома  дружно  играли  в  городки.

Задания:  

           а) охарактеризовать  звуки  [р]  и [р']

      б) разобрать предложение по членам предложения, указать части речи

            в) назвать имена существительные

            - Почему вы так считаете?

  - Что такое имя существительное?

  - К какому склонению отнесете эти имена существительные?      

  1. Сообщение темы и цели урока

    Сегодня мы продолжим работу над склонением имени существительного.

А как мы определяем склонение имени существительного?

(Проверка ответов по слайду 4)

  1. Словарная работа  - 5 группа слов. (Словарные слова на стр. 147 – 149  разделены на 15 групп.) (слайд 5)

Инженер,  интересный,  календарь,  капуста,  карандаш,  картина, картофель,  квартира,  килограмм,  километр,  класс,  коллектив, командир, комбайн,  комната,  корабль,  корова,  космонавт,  костер.

Работаем по цепочке: называем "опасное место", ставим ударение, определяем род и склонение.

- Какое слово стало лишним? Почему?  (Слово " интересный ". Это имя прилагательное)

- Как из этого слова можно составить имя существительное?  (изменить вопрос  какой?  на вопрос что?  -  интерес)   (слайд 6)

  1. Подбор однокоренных имен существительных (работа по слайду 7)
  1. Посмотрите на слова:

                     Бедный                                                Старый

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- К какой части речи можно отнести эти слова? Докажи.

- Подберите к этим словам однокоренные слова – существительные, чтобы они относились к 1,2,3 склонению. (Работа по вариантам) (слайд 8)

Бедный – беднота, бедняк, бедность.

Старый – старуха, старик, старость.

- Как эти слова распределить по склонениям? (слайд 9)

- Разберите данные слова по составу.

Физминутка

            2)  Самостоятельная работа

Просклоняйте: 1 вариант беднота, бедняк, бедность (1 ученик у доски)

                            2 вариант -  старуха, старик, старость (1 ученик у доски)

  1. Работа над фразеологизмами (слайд 10)

      - Посмотрите на слайд. Что вы видите?  (Слова)

- Из этих слов вам нужно составить два фразеологизма.

- Что такое фразеологизм?

Фразеологизм  -  устойчивое выражение. (Слайд 11)

1) Попасть пальцем в небо. (Сказать невпопад, не то, что следует.)

2) Не ударить в грязь лицом. (Не опозориться)

- Найдите во фразеологизмах имена существительные. К какому склонению мы отнесем эти имена существительные? Как мы определим склонение имен существительных?

  1. Работа над предложениями (слайд 12)

- Посмотрите на слайд. Мы видим незаконченные предложения. Вы должны дополнить эти предложения фразеологизмами.

1) Сегодня были веселые старты, и мы ………………… (не ударили в грязь лицом)

2) На уроке математики я неправильно объяснил решение задачи – ………………(попал пальцем в небо)

Задание: 1 вариант – списать первое предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение.

2  вариант – списать второе  предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение. (Проверка по слайду 13)

  1. Подведение итогов  (слайд 14)

- Что мы вспоминали и повторяли на уроке?

- Как мы определяем склонение имени существительного?

- Оцените свою работу на уроке. Перед вами закладка – светофор.

Посмотрите на слайд (15) и раскрасьте кружок.

  1. На дом: (Приложение)

1 уровень: записать слова в три столбика по склонениям.

2 уровень: а) подобрать и записать к словам синонимы

                  б) определить склонения всех имен существительных                            

3 уровень: придумать и записать предложения


Использованная литература:

  1. Баско Н. В.  Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы. 1000 фразеологизмов: значение, употребление, история происхождения
  2. Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть
  3. Узорова С.В. Справочное пособие по русскому языку
  4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.

Приложение

Домашнее задание.

1 уровень.

Запишите слова в три столбика по склонениям.

    Полотенце, дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружье, сирень, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло.

2 уровень.

а) Подберите и запишите к словам синонимы.

                 Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй.

          б) Определите склонения всех имен существительных.

            3 уровень.

          Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были                        

         существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в

        третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3

         имен существительных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок путеществие. Три склонения имени существительного. (Закрепление)

Урок-путешествие – это яркая, эмоциональная игровая форма, способствующая развитию познавательных способностей учащихся. Такие нетрадиционные уроки направлены на развитие личности....

Склонение имен существительных. Закрепление. 4 класс

Данный конспект составлен с применением здоровьесберегающих  технологий, может использоваться как в работе общеобразовательных,  так и коррекционных школ IVвида....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонений имен существительных. Закрепление" (по учебнику Репкина В.В.)

Конспект урока-закрепления со следующими заданиями:♦ фонетическим разбором слова♦работой с алгоритмом и презентацией♦работа с отдельными словами и текстом...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...