Три склонения имен существительных (закрепление)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Цели:
- закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи;
- развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);
- развитие мышления, наблюдательности;
- воспитание аккуратности, самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара
Методическая разработка
урока русского языка в 4 классе по теме:
«Три склонения имен существительных (закрепление)»
Автор: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Клементьева Тамара Анатольевна
2013 г.
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Программа: Школа России
Учебник: «Русский язык» 4 класс (1 часть)
Автор учебника: Рамзаева Т.Г.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели:
- закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи;
- развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);
- развитие мышления, наблюдательности;
- воспитание аккуратности, самостоятельности
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе. (Слайд 2)
- Чистописание (слайд 3)
Рр Ри Ро Рв ро ре рм ру ря
Рита и Рома дружно играли в городки.
Задания:
а) охарактеризовать звуки [р] и [р']
б) разобрать предложение по членам предложения, указать части речи
в) назвать имена существительные
- Почему вы так считаете?
- Что такое имя существительное?
- К какому склонению отнесете эти имена существительные?
- Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжим работу над склонением имени существительного.
А как мы определяем склонение имени существительного?
(Проверка ответов по слайду 4)
- Словарная работа - 5 группа слов. (Словарные слова на стр. 147 – 149 разделены на 15 групп.) (слайд 5)
Инженер, интересный, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, командир, комбайн, комната, корабль, корова, космонавт, костер.
Работаем по цепочке: называем "опасное место", ставим ударение, определяем род и склонение.
- Какое слово стало лишним? Почему? (Слово " интересный ". Это имя прилагательное)
- Как из этого слова можно составить имя существительное? (изменить вопрос какой? на вопрос что? - интерес) (слайд 6)
- Подбор однокоренных имен существительных (работа по слайду 7)
- Посмотрите на слова:
Бедный Старый
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- К какой части речи можно отнести эти слова? Докажи.
- Подберите к этим словам однокоренные слова – существительные, чтобы они относились к 1,2,3 склонению. (Работа по вариантам) (слайд 8)
Бедный – беднота, бедняк, бедность.
Старый – старуха, старик, старость.
- Как эти слова распределить по склонениям? (слайд 9)
- Разберите данные слова по составу.
Физминутка
2) Самостоятельная работа
Просклоняйте: 1 вариант – беднота, бедняк, бедность (1 ученик у доски)
2 вариант - старуха, старик, старость (1 ученик у доски)
- Работа над фразеологизмами (слайд 10)
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Слова)
- Из этих слов вам нужно составить два фразеологизма.
- Что такое фразеологизм?
Фразеологизм - устойчивое выражение. (Слайд 11)
1) Попасть пальцем в небо. (Сказать невпопад, не то, что следует.)
2) Не ударить в грязь лицом. (Не опозориться)
- Найдите во фразеологизмах имена существительные. К какому склонению мы отнесем эти имена существительные? Как мы определим склонение имен существительных?
- Работа над предложениями (слайд 12)
- Посмотрите на слайд. Мы видим незаконченные предложения. Вы должны дополнить эти предложения фразеологизмами.
1) Сегодня были веселые старты, и мы ………………… (не ударили в грязь лицом)
2) На уроке математики я неправильно объяснил решение задачи – ………………(попал пальцем в небо)
Задание: 1 вариант – списать первое предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение.
2 вариант – списать второе предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение. (Проверка по слайду 13)
- Подведение итогов (слайд 14)
- Что мы вспоминали и повторяли на уроке?
- Как мы определяем склонение имени существительного?
- Оцените свою работу на уроке. Перед вами закладка – светофор.
Посмотрите на слайд (15) и раскрасьте кружок.
- На дом: (Приложение)
1 уровень: записать слова в три столбика по склонениям.
2 уровень: а) подобрать и записать к словам синонимы
б) определить склонения всех имен существительных
3 уровень: придумать и записать предложения
Использованная литература:
- Баско Н. В. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы. 1000 фразеологизмов: значение, употребление, история происхождения
- Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть
- Узорова С.В. Справочное пособие по русскому языку
- Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.
Приложение
Домашнее задание.
1 уровень.
Запишите слова в три столбика по склонениям.
Полотенце, дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружье, сирень, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло.
2 уровень.
а) Подберите и запишите к словам синонимы.
Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй.
б) Определите склонения всех имен существительных.
3 уровень.
Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были
существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в
третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3
имен существительных)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок путеществие. Три склонения имени существительного. (Закрепление)
Урок-путешествие – это яркая, эмоциональная игровая форма, способствующая развитию познавательных способностей учащихся. Такие нетрадиционные уроки направлены на развитие личности....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/05/picture-106091.jpg)
Склонение имен существительных. Закрепление. 4 класс
Данный конспект составлен с применением здоровьесберегающих технологий, может использоваться как в работе общеобразовательных, так и коррекционных школ IVвида....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426715-1395922330.jpg)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонений имен существительных. Закрепление" (по учебнику Репкина В.В.)
Конспект урока-закрепления со следующими заданиями:♦ фонетическим разбором слова♦работой с алгоритмом и презентацией♦работа с отдельными словами и текстом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313423-1381489531.jpg)
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1192459-1574861629.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...