Конспект урока по теме: "Правописание наречий"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Биндусова Анна Борисовна

Углубление знаний обучающихся о наречии как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока69 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог Биндусова Анна Борисовна

Предмет русский язык                        Класс 4

Тема урока «Правописание наречий»

Цель: углубление знаний обучающихся о наречии как части речи; дать возможность обучающимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия.

Задачи: создать благоприятный творческий микроклимат на уроке; обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений; развить внимание, память учащихся, умение слушать товарищей, анализировать и классифицировать, делать выводы, побуждать самостоятельную, мыслительную работу учащихся.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

Цель, которая должна    

быть достигнута  

учащимися:                 подготовка к продуктивной  работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; помочь принять правильную рабочую позу;

напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративный.



- Улыбнитесь друг – другу.

- Сядьте удобнее, закройте глаза, положите голову на стол. (музыка)

- Повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому. (пауза)

- Внимание моё растёт.

- Я, как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно. (пауза)

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю.

- Запишите число, классная работа.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Я вам буду задавать вопросы, а вы должны отвечать на них. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

-   Эту букву найдёшь на конце слова – отгадки: К маме – речке бегу, и молчать не могу. Я её сын родной, а родился весной.(ручей «Й»)

-   В слове земля безударная гласная …

- Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается.

- Ча – ща пишутся с буквой…

- Пунктуационный знак, похожий на действие деление.

- Эту букву мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

Как воздух выходит из шарика?

- Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

- Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Давайте эти буквы напишем в слиянии.

- Запишем красиво данные соединения, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении .Строчку до конца.

- Из данных букв составьте слово, запишите его (сейчас).

- Это наше новое словарное слово, запишите в тетради и пропишите строчку.

- Что можете о нём сказать?

- Что оно обозначает?

(Запись в тетрадях( й е  с а  :  ч с))

(Са, се, ча, че)



- Подберите синонимы к слову.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  1. определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  3. описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  4. описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  5. определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  6. описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  8. описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.





- Будете работать в паре.

- Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

(Проверка)

- У какой пары не было ни одной ошибки?

- Одна ошибка?

На доске два столбика слов:

Левый       слева

Правый    направо

Лёгкий     слегка

- Что вы можете о них сказать?

- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.







- Разберите по составу слова каждого столбика (практическое задание на ошибку)

Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – «о» и «а» ( ошибка, обнажающая житейские представления о том, что гласная на конце слова всегда является окончанием)


- Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречия?

- Но тогда у наречий чего не может быть? (предъявление научного факта)

- Неизменяемая часть речи.

- Окончаний.


- Итак, что вы сначала думали по поводу «о» и «а»?

- Сначала мы думали, что «о» и «а» - окончание.

- А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия)

- «о» и «а» не является окончанием.

3.

  1. Изучение нового учебного материала. 

а) Актуализация опорных  знаний. Постановка темы и цели урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о наречии для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организация работы по повторении сведений о наречии, создание проблемной ситуации для подведения к теме урока.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

- Значит, какой возникает вопрос?

- Что же такое «о» и «а»  в наречиях?


- Суффикс





- Как образовались наречия?

- От прилагательных с помощью суффикса «о» и  «а».




- Какие способы образования наречий знаете?

- Приставочный, приставочно-суффиксальный.





- А вы точно уверены, что во всех словах пишутся именно эти суффиксы?

- Нет, только в слове слегка, так как  буква под ударением. А в остальных словах не уверены.







- Значит, какая тема нашего урока?

На доске открывается тема: Правописание наречий. (Слайд №2)

- Какая задача стоит перед нами? (Выставляю знак вопроса)

- Выяснить, когда в наречиях пишется

суффикс –о-, а когда – суффикс –а-.





- Какие умения приобретёте?

- Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях.

На доске:

Умение: Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях. Слайд №5

- Как проверить правильность написания суффиксов? Ваши предложения


(Гипотезы фиксирую на доске. Начинаю проверять с неверных.)

-Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная. Поэтому перед исследованием отдохнём.

- Встали.

-Если называю наречие с приставкой, вы наклоняетесь вперёд и назад, а если без приставки, то наклоны вправо- влево.

- Близко, скоро, издалека, накрепко, добела, тихо, вчера, сгоряча, допоздна, сейчас.

- Сейчас будем работать в группах.  (Организатора назначает учитель, а спикера и писаря – дети )

1 группа  (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Справа, вправо, издавна, накрепко, засветло, дочерна.

Запишите слова по группам в зависимости от правила,  выделите орфограмму.

2 группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Справа             вправо

Издавна          накрепко

Дочерна         засветло

Запишите слова,  выделите орфограмму.

3 группа (низкий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Справа             вправо

Издавна           накрепко

Дочерна          засветло

Ответьте на следующие вопросы:

- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Выделите приставки.

- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите  слова,  выделите орфограмму.


- Проверим результаты деятельности групп.

- Какой вывод можем сделать.

(Группы отчитываются)

- В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а.


- Сейчас мы с вами опять поработаем в группах. Вам предстоит создать опорный сигнал для лучшего запоминания правила.

(Проверка работы  групп)

- Очень легко запомнить это правило, достаточно выучить два волшебных слова: навзао и досиза.

- А чтобы проверить, верно ли вы вспомнили правило, достаточно взять существительное «окно» с таким же предлогом, как и приставка у наречия, и сразу определить, О или  а надо писать в конце.

 (на доске предусмотреть слова, на примере которых можно объяснить подсказку: набел…, занов…, сначал.., справ…)

Дети делают выводы.

4.

Закрепление учебного материала


Цель: учиться писать суффиксы А и О в наречиях.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создание условий для формирования, умения писать суффиксы А и О в наречиях.

Задачи: развить умения написания суффиксов А и О в наречиях; развит умения написания изученных ранее орфограмм; развивать способность давать адекватную самооценку и оценку другим.

Методы: репродуктивные.

Вставьте пропущенные орфограммы и запишите в тетрадь.

На доске:

Повернуть вправ., показаться справ., посмотреть направ., накормить   досыт., встречать изредк., загореть дочерн., привязать накрепк., уйти поспешн..

Проверка.


- Отметьте в листах достижения насколько вы умеете правильно писать суффиксы А и О в наречиях (приложение)

- Какая была тема нашего урока?

- Правописание наречий.



- Какие умения отрабатывали?

- Умение писать суффиксы «а» и «о»  в наречиях.





- Оцените себя и наметьте задачи на следующий урок. (Удалось ли улучшить умения, отрабатываемые на предыдущих уроках?)



- Задайте вопросы по теме «Наречия»

5.

Задание на дом

Цели: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса; закрепить умение правильного написании суффиксов А и О в наречиях.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Правописание сочетаний чк, чн»

Конспект урока русского языка по теме "Правописание сочетаний чк, чн" 1 класс по программе "Начальная школа 21 века". Урок составлен в рамках внедрения ФГОС.В игровой форме учащиеся вместе с  Бур...

Конспект урока по теме "Правописание букв в безударных гласных в корне слова"

Урок сопровождается ИКТ с использованием ЭОР на трех этапах....

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

Конспект урока по теме "Правописание жи-ши". Программа "Школа 2100"

Урок разработан в свете ФГОС по программе "Школа 2100"....

Конспект урока на тему: «Правописание гласных в ударных и безударных слогах». 1 класс

Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цель - создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове, содействовать...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...