«Обобщение об имени прилагательном и имени существительном»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Пешина Татьяна Семёновна

Данный урок тесно связан с предыдущими уроками данной темы и опирается на приобретенные ранее учащимися знания, умения, навыки. Проблемная формулировка темы позволяет обеспечить исследовательский характер закрепления и усвоения материала. Таким образом, через каждый этап урока можно проследить открытия - увидеть значимость имени прилагательного и имени существительного, как они влияют на речь, как связаны между собой эти части речи, выявить сходства и различия,  от этапа к этапу-постоянный прирост знаний, повторение и закрепление активное и развивающее, способствующее разрешению проблемы урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение об имени прилагательном и имени существительном»

Цели:

  1. сопоставить прилагательное с существительным, выявить сходства и различия данных частей речи;
  2. развивать умение точно и правильно использовать в речи имена прилагательные и существительные; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы, творческую мыслительную деятельность;
  3. воспитание интереса к русскому языку.

Учебник. Русский язык. 4 класс. Т.Г. Рамзаева – Москва “ Дрофа”,2007г.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?

На доске: Вместе – служба, вместе – дружба.

– О каких частях речи это высказывание? Почему?

Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:

Существительное с прилагательным

Живёт на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

III. Тема урока.

       Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучение разделов об имени существительном и имени прилагательном. Сейчас вам предстоит обобщить полученные знания.

      Какая тема нашего урока?  Какие цели мы перед собой поставим?

     Сегодня  у нас необычный урок. Это  урок - приключение, полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле знаний.

     В этом путешествии нам понадобятся: тетради, ручки, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительная голова и конечно, хорошее настроение. Готовы!

Мы отправимся с вами в путешествие. А что такое ПУТЕШЕСТВИЕ? (ответы детей)

       Отгадайте загадку и вы узнаете, где будет проходить наше путешествие:

Кругом вода – а пить нечего. (море).

     А на чем можно путешествовать по морю?  Слайд

     Как по-другому называется морское путешествие?

- В бортовых журналах запишите дату.

II. Минутка чистописания.

Отправляемся из порта «Чистописание». слайд

-    Выделите первый звук в слове МОРЕ.

-    Дайте характеристику звуку М (согл., звонкий, непарный, твердый,)

-    На море у нас небольшое волнение, как в этих строчках мМм.

-    Слушаем внимательно, пишем красиво.

-    Прочитайте слова, что вы можете сказать про эти слова: слайд

Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский, мореход, морилка, морского, приморский.

-    А все ли они однокоренные? (морилка – это краситель для дерева, который растворяется в воде)

-    Еще какие слова лишние? Почему? (изменилась форма слова)

Море, моряк, морской, морячка, , заморский, мореход, приморский.

На какие 2 группы можно разделить эти слова? Запишите, выделите корень.

Что вы знаете о написании корня в однокоренных словах?

3. Словарная работа

     Вперед! Я желаю вам СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ. Так говорят моряки. А что это обозначает? (счастливого пути)

И вот уже море «Словарных слов» слайд

Пут.шествие морск…                      к.рабль  огромн…

вет.р северн…                                  Обл.ко  пушист…                              

К.питан  отважн…                         п.года  ветрен…

     Вам нужно не только вспомнить словарные слова но и вспомнить написание окончаний имён прилагательных.

Как правильно написать  окончания имён прилагательных?

От чего зависит окончание имени прилагательного?

Как ещё можно проверить безударное окончание прилагательного?

Обменялись тетрадями и проверяем. слайд

Оцените свою работу.

4. Орфографическая минутка

Мы приближаемся к двум островам. Как вы думаете, какие они имеют названия?

А между ними пролив ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ

Чтобы его преодолеть, нужно выполнить задание

Парусный корабль легко заскользил по волнам и понесся в открытое море.

Найти и объяснить орфограммы. Разобрать по членам предложения. Назвать словосочетания (прил. + сущ.), определить падеж прилагательных

Как определить падеж прилагательного?

5. Физминутка

А сейчас мы отдохнем на берегу Мертвого моря. 2 слайда

Это море находится между Израилем и Иорданией, оно  такое соленое,  у него высокая плотность воды, оно держит человека на воде.

Закройте глаза и представьте, что вы покачиваетесь на волнах Мертвого моря и подумайте,  каким может быть море. (называют)

Для чего нужны прилагательные?

Чем больше мы знаем прилагательных, тем красивее и разнообразнее наша речь.

Как называются прилагательные схожие по смыслу?

А какие ещё бывают?

Назвать антонимы и показать в действии (большой, высокий, низкий, длинный, больной)

Каких людей называют здоровыми?

       Здоровым можно назвать не только человека, который не болеет. Человек, который много читает, старается учиться, правильно поступает, все успевает, занимается и спортом, и танцами, всем интересуется, добрый, честный, умный – его тоже можно назвать здоровым. Здоровый человек  красив во всем и телом, и душой,  и разумом.

6. Повторение об имени существительном и прилагательном

По курсу ОСТРОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ и ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Команда корабля разделится на три команды и на шлюпках отправится к островам, чтобы их исследовать (работа в группах) А почему на 3 команды, ведь островов два?

Рассказать всё, что знаете об имени существительном и прилагательном по плану

  1. Вопросы для 2  группы:

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Что обозначает?

-Как изменяется?

-Роль в предложении.

Вопросы для 2  группы:

Что такое имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает?

-Как изменяется?

-Роль в предложении.

3 группа работает по карточкам

2) Проверка готовности групп. Отвечают по очереди

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз – 
Над нами и под нами, –
И все, что в памяти у нас, –
Означено словами.

Я имя ищу необычное, звучное, 
Особое, сильное, самое лучшее, 
Короткое, длинное, красное, синее, 
Неброское, яркое, очень красивое, 
Оно уменьшительное или ласкательное, 
Его называют ещё ... (Прилагательное
)

А сейчас вопросы для всех

-В чем же различие и сходство между именем существительным и именем прилагательным?

Назовите сходства: Имя существительное и имя прилагательное – это часть речи, изменяются по числам, по падежам.

Назовите различия:

Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом, не изменяется по родам

Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В ед. числе изменяется по родам. В предложении является второстепенным членом, бывает сказуемым.

-С какой частью речи связано имя прилагательное?

7.Закрепление

Найти ошибки

1)Мы уже почти у цели. По курсу ЗЕМЛЯ ЗНАНИЙ.

Но  впереди какой-то небольшой островок. Слайд

На нём живут безграмотные пираты. Давайте им поможем, исправим ошибки в тексте.

(по рядам)

2)Проверка

Оцените свою работу.

Ещё раз вспомним, как  правильно написать безударные окончания прилагательных?

Как определить  число, род, падеж прилагательных?

8. Самостоятельная работа

Вставить окончания прилагательных (записать через запятую только окончания)

У дальн…    берега

По быстр…    течению

На облачн…     небо

Высок…     мачта

На огромн…     волне

Проверка

Оцените свою работу.

9.Итог урока

Игра "Веришь - не веришь".                                                                                                                    

 - верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного? ДА.                                                                                                                           

- А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ.( по вопросу)                                                                                                                                                     - А верите ли вы, что у прилагательных  ж. р. окончания ый, ий, ой? НЕТ. (ая-яя)                                                                                                                                                              - А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее? ДА.                       

  - А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ. (какой, какая, какое)                                                                                                                         

  - А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам. Да.                                 

 - А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак)  

– Что необычного было на уроке?                                                                                       

 -Оцените работу своей группы на уроке.                                                                         

   -Оцените работу других групп на уроке. (Объясните свою оценку).                           

  -Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 3 с. Камень – Рыболов Пешина Татьяна Семёновна

Слайд 2

Вместе – служба, вместе – дружба. « Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном» ТЕМА

Слайд 4

Слушаем внимательно! Пишем красиво!

Слайд 5

мМм мММм мМм мММм

Слайд 6

Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский, мореход, морилка, морского, приморский .

Слайд 7

Море, моряк, морской, морячка, заморский, мореход, приморский .

Слайд 8

морск… пут..шествие огромн… к..рабль сев..рн… вет..р пушист… обл..ко отважн… к..п..тан ветрен… п.года Море «Словарных слов»

Слайд 9

Проверка Морск ое пут е шествие огромн ый к о рабль северн ый вет е р пушист ое обл а ко отважн ый к а п и тан ветрен ая п о года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пролив «Орфографический» Парусный корабль легко заскользил по волнам и понесся в открытое море.

Слайд 2

Мёртвое море

Слайд 3

-Что такое имя существительное? -На какие вопросы отвечает имя существительное? -Что обозначает? -Как изменяется? -Роль в предложении.

Слайд 4

Остров «Имя прилагательное» Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что обозначает? -Как изменяется? -Роль в предложении.

Слайд 5

имя существительное имя прилагательное Часть речи Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Кто? Что? Предмет? Признак предмета по числам по падежам по числам по падежам ______ по родам ( ед. ч. )

Слайд 7

Найди ошибки Синие небо и свежие дыхание ветерка манили на прагулку. Как хорошо раннем утром в лису! Из-за далекова леса выкатилось огромные сонце .

Слайд 8

Синие небо и свежие дыхание ветерка манили на прагулку. / / / е е о Проверяем

Слайд 9

Как хорошо раннем утром в лису! / / и е Проверяем Из-за далекова леса выкатилось огромные со л нце. / го / о

Слайд 10

Земля Знаний У дальн… берега По быстр… течению На облачн… небо Высок… мачта На огромн… волне

Слайд 11

-его, -ому, -ое, -ая, -ой Проверяем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка  в 4 классе. На уроке представлена работа в группах....

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных

Цели урока:1.   Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2.   Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3.  Воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Обобщение об именах прилагательных и именах существительных.

На данном уроке обобщаются и и закрепляются  знания учащихся об именах прилагательных и существительных....

Презентация по обобщению знаний об именах прилагательных и именах существительных.

Данная презентация является дополнением к  конспекту  урока. Способствует развитию умения распозновать имена прилагательные, сопоставлять с существительными, выявлять сходство и различия дан...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...