Обобщение об именах прилагательных и именах существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

На данном уроке обобщаются и и закрепляются  знания учащихся об именах прилагательных и существительных. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

В 4 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«Обобщение знаний об именах прилагательных

 и об именах существительных»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

ВЫПОЛНИЛА И ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

               УСАЧЕВА Т.В.

 2013 Г.

Обобщение знаний об именах прилагательных

 и об именах существительных.

Цель урока: 

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • развитие умения распознавать имена прилагательные;
  • сопоставляют прилагательное с существительным;
  • выявляя сходства и различия данных частей речи;
  • прививать любовь к родной природе.

Форма работы:  фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания.

(на доске) ая, ое, ый, ые

- Что напоминает эта строка? (имена прилагательные)

- Как правильно определить окончание прилагательного? (по вопросу)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

 Актуализация знаний.

- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени прилагательном, сейчас нам предстоит обобщить полученные знания.
 Работа по развитию речи.

- Перед вами картина. – Какое время года изображено на картине? (Работа

 у доски)

- Какие признаки помогли узнать время года?

– Какие краски использовал художник, чтобы показать это время года.
- Дополните  предложения именами прилагательные.

  Выпал___________ снег. Все деревья  укутаны __________ шалью.  Под лучами солнца искрятся _____________ снежинки.

(пушистый, белоснежной, серебристые)

- Разберите предложения  по членам предложения и частям речи.

-Что обозначают имена прилагательные? (признак предмета)

-Чем являются в предложении? (второстепенным членом – определением)

- По каким признакам вы определили, как расставить прилагательные? (определили род и число)

- Как изменяются имена прилагательные? (по родам числам и падежам)

- Как определить род, число,  прилагательного? (по существительному с которым это прилагательное связано).

Рассмотрите словосочетания

Полуденный зной

Полуденная жара

Полуденное солнце

Что можно сказать о прилагательном (оно изменяется по родам)

_ Можно ли тоже самое  сказать о существительном? (нет, имеет постоянный род)

 Физминутка.

 Работа в парах.

Замените выделенные существительные однокоренные прилагательными. Запишите по образцу: Пшеница, булка – пшеничная булка (ж.р. ед. ч.)

дежурство, машина – ______________________________________________

город, улица - _____________________________________________________

суббота, Москва - _________________________________________________

тяжесть, лопаты - _________________________________________________

вкус, малина - _____________________________________________________

чудо, картины - ___________________________________________________

ненастье, погода - _________________________________________________

- Всегда ли можно определить род прилагательного? (нет, мн. ч. рода не имеет).

Взаимопроверка.

- Сколько падежей в русском языке? (6)

Перечислим их.

- Как определить падеж прилагательного? ( по предлогу и окончанию, а также по существительному с которым это прилагательное связано).

- У прилагательного есть помощник – это вопрос.

- Как правильно определить окончание прилагательного? (по вопросу, какое окончание в вопросе, такое и в слове)

От существительного к прилагательному поставьте вопрос, вставьте окончание, укажите падеж.

Мехов__  шапка, за хорош__  работу, перед интересн__  беседой, в школьн__  библиотеке, без горяч__  воды, на лесн__  озеро, робк__  ученицу.

Самостоятельная работа.

- Выполним следующее  упражнение. (карточка)

Списать текст, исправив ошибки в окончаниях имён прилагательных. Окончания выделить, указать падеж, число, род прилагательных.

На поляне стоят высокии клёны. На них расселись важныи снегири. Зимние солнце озаряет всё кругом нежном светом. Алыя грудка снегиря ярко горит на фоне белова снега. Как красивы эти зимнеи птицы!

Давайте сопоставим  прилагательное с существительным. Выявим сходства и различия данных частей речи.

Существительное

Прилагательное

число

+

+

 Род

 (в ед. числе)

  Имеет постоянный род

  Изменяется по родам

 Типы склонения

 (в ед. числе)

  3 склонения

 падеж

+

+

 Связь в предложении

род, число, падеж

Рефлексия деятельности 

(самооценка результатов деятельности) 

Домашнее задание

- Придумать и записать -3 словосочетания. Составить с ними предложения. Разобрать на члены. Указать падеж, число и род прилагательных.

Замените выделенные существительные однокоренные прилагательными. Запишите по образцу: Пшеница, булка – пшеничная булка (ж.р. ед. ч.)

дежурство, машина – ______________________________________________

город, улица - _____________________________________________________

суббота, Москва - _________________________________________________

тяжесть, лопаты - _________________________________________________

вкус, малина - _____________________________________________________

чудо, картины - ___________________________________________________

ненастье, погода - _________________________________________________

Замените выделенные существительные однокоренные прилагательными. Запишите по образцу: Пшеница, булка – пшеничная булка (ж.р. ед. ч.)

дежурство, машина – ______________________________________________

город, улица - _____________________________________________________

суббота, Москва - _________________________________________________

тяжесть, лопаты - _________________________________________________

вкус, малина - _____________________________________________________

чудо, картины - ___________________________________________________

ненастье, погода - _________________________________________________

Самостоятельная работа.

Списать текст, исправив ошибки в окончаниях имён прилагательных. Окончания выделить, указать падеж, число, род прилагательных.

На поляне стоят высокии клёны. На них расселись важныи снегири. Зимние солнце озаряет всё кругом нежном светом. Алыя грудка снегиря ярко горит на фоне белова снега. Как красивы эти зимнеи птицы!

Самостоятельная работа.

Списать текст, исправив ошибки в окончаниях имён прилагательных. Окончания выделить, указать падеж, число, род прилагательных.

На поляне стоят высокии клёны. На них расселись важныи снегири. Зимние солнце озаряет всё кругом нежном светом. Алыя грудка снегиря ярко горит на фоне белова снега. Как красивы эти зимнеи птицы!

Самостоятельная работа.

Списать текст, исправив ошибки в окончаниях имён прилагательных. Окончания выделить, указать падеж, число, род прилагательных.

На поляне стоят высокии клёны. На них расселись важныи снегири. Зимние солнце озаряет всё кругом нежном светом. Алыя грудка снегиря ярко горит на фоне белова снега. Как красивы эти зимнеи птицы!

Самостоятельная работа.

Списать текст, исправив ошибки в окончаниях имён прилагательных. Окончания выделить, указать падеж, число, род прилагательных.

На поляне стоят высокии клёны. На них расселись важныи снегири. Зимние солнце озаряет всё кругом нежном светом. Алыя грудка снегиря ярко горит на фоне белова снега. Как красивы эти зимнеи птицы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка  в 4 классе. На уроке представлена работа в группах....

«Обобщение об имени прилагательном и имени существительном»

Данный урок тесно связан с предыдущими уроками данной темы и опирается на приобретенные ранее учащимися знания, умения, навыки. Проблемная формулировка темы позволяет обеспечить исследовательский хара...

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных

Цели урока:1.   Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2.   Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3.  Воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Презентация по обобщению знаний об именах прилагательных и именах существительных.

Данная презентация является дополнением к  конспекту  урока. Способствует развитию умения распозновать имена прилагательные, сопоставлять с существительными, выявлять сходство и различия дан...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...