Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Головашкина Ирина Сергеевна

 

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_3_klass.doc565 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

города Курска

Рассмотрено на заседании МО                                     Утверждено на заседании                                                «Утверждаю»

учителей начальных классов                                       МС школы                                                                      Директор МБОУ            

Протокол №_____ от ___________                            Протокол №______ от __________                                 «Школа № 32»

Руководитель _____________                                     Председатель____________.                                        ________________

                      /Татаренкова И.А./                                         /Ярыгина Т.П./                                                         /Шойтова Л. В./

                                                                                                                                                                      « ______» _____________ 2012 г

Рабочая программа

по русскому языку в 3 В классе

УМК «Школа России»

Составитель:

Головашкина Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Курск, 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 - воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи, решаемые при  изучении предмета:

- освоение первоначальных знаний о лексике,  фонетике, грамматике русского языка;

-  развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;

- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;

- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;

- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.

      Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма.

      В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев),  отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

Кроме коллективных  форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.

В 3 классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв,  поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку)

 Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание,  диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ),  тесты,  обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год, в том числе:

- на проведение контрольных диктантов – 9,

- на проведение контрольных списываний – 2,

- на проведение контрольного изложения – 1.

           Письменное развитие речи включает в себя:

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Изложение

2

2

3

3

Сочинение

2

2

2

2

     

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

 Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

Учащиеся должны уметь:

   - Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий  изученные орфограммы;

    -проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

    -производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;

   - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

    -распознавать части речи и их грамматические признаки;

   -интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;

   -вычленять  в предложении основу и словосочетания;

   -производить элементарный синтаксический разбор предложений;

   -определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;

   -определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  - писать изложение и сочинение (60  - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Объём письменных работ  в 3 классе

Орфографические пятиминутки и словарные диктанты

Контрольные диктанты

Письмо по памяти

Проверочное списывание и контрольное списывание

1 полугодие

10 -15 слов

45 – 55 слов

20 – 30 слов

50 – 60 слов

2 полугодие

12 – 15слов

55 -60 слов

30 – 35 слов

60 – 65 слов

Тематическое планирование учебного курса

Наименование разделов

Всего часов

1

Наша речь и наш язык

2

2

Текст

2

3.

Предложение

15

4.

Слово и его лексическое значение

6

5

Части речи

5

6.

Однокоренные слова

3

7

Слово и слог. Звуки и буквы.

7

8

Состав слова

16

9.

Правописание частей слова

30

10.

Имя существительное

29

11.

Имя прилагательное

20

12.

Местоимение

5

13.

Глагол

23

14.

Повторение

12

Итого:

170

Перечень учебно-методического обеспечения программы

Список литературы

Методические и учебные пособия (таблицы, схемы и др.)

Информационное обеспечение (интерне-источники, ЭОР, образовательные диски идр.)

При подготовке программы

Рекомендуемый для учащихся

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования РФ.- М., 2004.- 41 с.ВАКО, 2009

2. Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.

1. Учебник  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3класс  - Ч. 1, 2. –М.: «Просвещение» 2011


2. Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 3 класс – Ч.1, 2. –М. «Просвещение» 2011

1. Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год)

2. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)

3. Канакина В.П.Русский язык  Методическое пособие 3 класс – М. «Просвещение» 2011

1. Библиотека материалов для начальной школы

http://www.nachalka.com/biblioteka

2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

http://katalog.iot.ru/

3. Методические рекомендации по технологии создания  электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

4.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/  

Поурочное планирование

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Элементы содержания

(словарные слова, страницы учебника)

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

Наша речь и наш язык (2 ч)

УУД по разделу «Наша речь и наш язык»:

личностные:

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осозновать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

1.

Наша речь и наш язык.

Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение, его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Словарь: праздник

Различать язык и речь;

объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь;

рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках

А.С. Пушкина; составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

2.

Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Словарь: вместе

Текст (2 ч)

1.

Текст как единица языка и речи.

Выявление характерных признаков текста; беседа о птицах; прослушивание пения курского соловья.

С.7-8

Различать текст и предложение, текст и набор предложений;

определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста;

выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

2.

Текст. Типы текстов.

Повторение известных видов текстов, выявление их основных признаков; упражнение в распознавании вида текста.

Орех.

С.8-10

Предложение (15ч)

личностные:

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы

1.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Определение границ предложений; работа со знаками препинания (игра  «Дорога умников и умниц»); восстановление деформированного текста

С. 10-11

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложения; выделять в письменном тексте диалог.


Записывать текст под диктовку, находить слова с заданными орфограммами, делать фонетический разбор.







Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа; классифицировать предложение по цели высказывания и по интонации;

обосновывать знаки препинания в конце предложений; составлять рассказ по рисунку, использовать в нем диалог, а в предложениях  обращения.


Различать и выделять главные и второстепенные члены предложений, распространенные и нераспространенные члены предложения; читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте; обсуждать алгоритм разбора предложения по членам.






Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.






Составлять небольшой текст по репродукции картины В,Д, Поленова «Золотая осень»; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

Входной диктант с грамматическим заданием.

3.

Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания.

Обсуждение смысловой нагрузки предложений и их отличий в зависимости от цели высказывания; знакомство с представителем злаковых культур – овсом (рассматривание гербария, овёс в кулинарии).      

Овёс. 

С.12-15

4.

Виды предложений по интонации.

Грамматическая сказка «Восклицание»; беседа о Москве и её роли в жизни страны.

С.16-17

5.

Обобщение знаний о видах предложений.

Систематизация знаний в ходе работы над таблицей; расстановка знаков препинания в зависимости от цели предложения; определение границ предложений; расширение кругозора (растение таволга)

С.18-19

6.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Наблюдение над употреблением в речи обращений, обособление их запятыми; работа с фрагментами сказок (установление авторства, названий)

С.20-21

7.

Главные и второстепенные члены предложения.

Определение основы предложения; распространение и конструирование предложений; работа с таблицей

С.22-23

8.

Изложение текста со свободной передачей его содержания.

Определение типа текста, его темы, подбор заголовка к тексту; обсуждение структуры текста, темы каждой части, подбор заголовка к каждой части; словарно - орфографическая работа (одновременно с анализом частей текста

9.

Анализ изложений. Упражнение в выделение основы предложения.

Орфографический и речевой анализ изложений; работа с памяткой; обучение постановке вопросов к второстепенным членам предложения; подбор предложений к заданным схемам

С.24-26

10.

Словосочетание.

Знакомство с понятием «словосочетание»; выделение главного и зависимого слова; игра «Командиры».

Восток, пшеница.

С.27-29

11.

Словосочетание и предложение. Обобщение знаний.

Составление текста на данную тему; работа со словами в переносном значении; игра «Выбирай»; тест «Словосочетание»

С.29-30

12.

Простое и сложное предложение (общее понятие).

Беседа об осени; разграничение понятий «простое» и «сложное» предложения; письмо по памяти; работа с синонимами

С.30-32

13.

Союзы в сложном предложении.

Беседа по сказкам А.С.Пушкина; словесное рисование; комментированное письмо; работа в парах по расстановке знаков препинания.

Заря.

С.33-34

14.

Составление сложных предложений из двух простых.

Обобщение знаний о предложении.

Характеристика предложений; составление схемы предложения; подбор предложений к заданным схемам; работа с памяткой

С.34

15.

Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

Рассматривание репродукции картины и беседа по вопросам; обсуждение структуры сочинения; подбор поэтических строк картине ( из данных)

С.35

Слово и его лексическое значение (6 часов)

УУД по разделу «Слово и его лексическое значение»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1.

Анализ сочинений. Слово и его лексическое значение.

Анализ ошибок в сочинениях; подбор синонимов и антонимов; составление предложений; работа со словарями.

Альбом.

С.35-37

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

составлять сообщения по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка»;

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы;

работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове;

распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение; работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове;

различать слово и словосочетание как сложное название предмета;

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания;

работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др..

2.

Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи.

Слова однозначные и многозначные; переносное значение слов; работа со словарями.

Погода.

С.38-39

3.

Омонимы.

Выяснение лексического значения омонимов; работа с пословицами; чтение стихотворения «Омонимы» Я.Козловского, разбор; ознакомление со словарём омонимов.

Понедельник.

С.40-41

4.

Слово и словосочетание.

Работа над структурой словосочетания; составление словосочетаний; работа с синонимами, антонимами, омонимами.

Ракета. 

С.42-43

5.

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

Объяснение значения фразеологизмов; составление словосочетаний; комментированная запись словосочетаний; знакомство с фразеологическим словарём.

С.44-46

6.

Подробное изложение с языковым анализом текста.

 Обсуждение структуры изложения, фрагментов частей текста; работа над трудными словами

С.46

Части речи (5 часов)

1.

Анализ изложений. Части речи.

Анализ ошибок в работах; грамматическая сказка «Части речи»; загадки о частях речи; работа с таблицей

С.47-48

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении,

Классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи;

определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках;

распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи, приводить примеры слов – имен числительных

2.

Части речи. Имя существительное.

Местоимение.

Сопоставление существительного и местоимения; составление текста – описания; упражнение в замене существительных местоимениями.

Трактор.

С.49-50

3.

Части речи. Имя прилагательное.

Наблюдение над ролью прилагательных; игра «Узнай»; составление загадки, используя сравнительные обороты.

Чёрный.

С.51-52

4.

Части речи. Глагол.

Обучение постановке вопросов к глаголам; сравнение отрывка по Н. Богословскому (упр.103) со сказкой «Про Храброго зайца…»; изменение глаголов по вопросам.

С.53-54

5.

Имя числительное как часть речи.

Словарный диктант.

Знакомство с новой частью речи; распределительный диктант; составление ответов на вопросы.

Четыре, восемь

С.54-56.

Однокоренные слова (3ч)

1.

  Однокоренные слова.

Анализ ошибок; составление рядов однокоренных слов, толкование значения; грамматическая сказка «Корень».      

Картофель.

С.56-58

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями;

приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

2.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

3.

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного.

Слово и слог. Звуки и буквы. (7 часов)

УУД по разделу «Звуки и буквы»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1.

Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.  

Грамматическая сказка «Почему Жук прогнал Паука»; игра «Слог за слогом» (цепочка слов); обозначение безударного гласного звука буквой.       Овощи, петрушка, горох. Подготовка к проекту.

С.59-60

Различать слово и слог, звук и букву;

определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, еж;

работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов», проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определенного слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм;

находить и отмечать в словах орфограммы;

обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы;

приводить пример с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер);

составлять текст по личным наблюдениям (экскурсия в осенний парк);

подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении;

составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

Правописание безударных гласных в корне слов. Интегрированный урок с литературным чтением.

Работа с пословицами; подбор слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши; орфографическая зарядка.

Помидор, огурец, огород.

С.61-62

3.

Сочинение по материалам экскурсии в парк.

Определение целей и задач урока; подбор заголовка;

обсуждение содержания сочинения; отбор материала для сочинения; словарно-орфографическая работа

4.

Анализ сочинений. Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Опасности письма, связанные с парной согласной; тренажёр «Парные согласные»; творческое преобразование слов.

С.63-64

5.

 Разделительный мягкий знак

Беседа о безопасном взаимодействии с компьютером; выборочный диктант; звуко-буквенный анализ слов; правила переноса слов.                

Компьютер.

С.65-66

6.

Разделительный мягкий знак

7.

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Проект «Рассказ о слове».

Работа в парах; разные виды грамматического разбора; работа с текстом.

С.66-67

2 четверть (40 часов)

Состав слова (16 ч)

УУД по разделу «Состав слова»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

1.

Однокоренные слова. Корень слова.

Беседа о лесе и его пользе; работа со словарём однокоренных слов в учебнике; подбор однокоренных слов; игра «Яблоневый сад»

С.68-69

Формировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок); находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни; формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове;  различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса; объяснять значение приставок и суффиксов в слове; выделять в словах  приставки и суффиксы; образовывать слова с помощью приставки или суффикса; выделять в словах основу слова.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»; обсуждать алгоритм разбора слов по составу.  Планировать учебные действия при определении в слове значимых частей;  проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану; составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в  презентации своей работы.

2.

Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов.

Комментированная запись словосочетаний; работа с омонимами; работа с устаревшими словами.

Столица.

С.70-71

3.

Сложные слова.

Работа над лексическим значением слов; подбор сложных слов; из пары слов образовать сложные слова.

С.71-72

4.

Формы слова. Окончание.

Беседа об особенностях осины; работа с пословицами; письмо по памяти; разграничение понятий «форма слова» и «однокоренные слова»

С.73-75

5.

Окончание и его роль в слове,  в словосочетании и в предложении.

Обучение способу выделения окончания в слове; изменение формы слова в зависимости от предлога; Знакомство с понятием «нулевое окончание».

Обед, ужин.

С.76-77

6.

Обобщение знаний о корне и об окончании как значимых частях слова.   

Подбор однокоренных слов;  составление предложений; работа с деформированным текстом. Подготовка к проекту.

С.76-77

7.

Приставка. Общее понятие.

Знакомство с понятием «приставка»; работа с антонимами; образование слов с помощью приставок.

С.78-79

8.

Приставка – значимая часть слова.

Наблюдение над значением приставки в слове; упражнение в образовании слов при помощи приставок; работа с загадками; подбор антонимов.

С.80-81

9.

Подробное изложение повествовательного текста.

Ответы на вопросы по тексту;  составление плана; орфографическая подготовка

10.

Анализ изложений. Обобщение знаний о роли приставок в слове.

 

Анализ речевых и орфографических ошибок; работа с пословицами; составление диалога

«Общение в транспорте»; работа в парах.

С.82-83

11.

Суффикс. Общее понятие.

Беседа «Города России. Курск»; сопоставление определения  суффикса и приставки;

 знакомство с некоторыми суффиксами русского языка.

С.83-84

12.

Суффикс - значимая часть слова.

Образование слов с помощью суффикса

Знакомство со значением суффиксов; звукобуквенный разбор слова глазки; словесное рисование.

С.85-87

13.

Образование слов с помощью суффиксов.

Составление предложений с данными словами; работа со скороговоркой; образование слов с помощью суффикса; словарный комментированный диктант

С.88-89

14.

Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Проект «Семья слов».

Работа над значением слова словообразование; подбор слов с данной частью слова; знакомство со школьным словообразовательным словарём; работа над понятием «основа слова».

С.90-91

15.

Контрольный

диктант с грамматическим заданием.

16.

Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу.

 

Работа над значением слов пирог, пироги; знакомство с неизменяемыми словами; знакомство с памяткой разбора слов по составу.

Пирог. Шоссе.

 С.92-93


Правописание частей слова (30 часов)

УУД по разделу «Правописание частей слова»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

1.

Общее представление о право- писании частей слова.

Работа со словами в переносном значении; работа с пословицами; образование слов с удвоенными согласными(путешествие, длина, окно, сказать, след).

Четверг.

 С.94-95

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм;  находить и отмечать слова орфограммы;

обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности;

подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца.








Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами;

работать с орфографическим словарем; составлять словарики слов с определенной орфограммой.








Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове; приводить примеры слов с заданной орфограммой; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.










Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.























Составлять текст по репродукции картины

В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.



Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»;

составлять объявления;

составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.










Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки,

оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

Викторина «Что вы знаете о России?»; соотнесение рисунков и предложений; устный орфографический диктант с последующей записью слов.

Север.

С.96-98

3.

Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста.

Беседа по содержанию; подбор к тексту названия;

работа с каждой частью текста; словарно - орфографическая подготовка;

работа с трудными словами

4.

Анализ изложений. Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

Анализ ошибок; алгоритм действия при проверке написания безударной гласной в корне; подбор проверяемого и проверочного слова; словесное рисование.

С.99

5.

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант

Составление текста из деформированных предложений; объяснительный диктант; Тест «Правописание слов с безударными гласными в корне».

Берег.

С.100-101

6.

Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере-

-оро-, -оло-.

Подбор слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере- и их запись;

словарно - орфографическая минутка; нахождение и объяснение значений старославянских слов.

С.102-103

7.

Контрольный

диктант  грамматическим заданием.

8.

Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

Беседа о погоде сегодняшнего дня; построение синонимического ряда слов по нарастанию явления (пороша, снегопад, метель, вьюга); разбор сложного предложения по членам предложения;  составление алгоритма для решения орфографической задачи.

Пороша.

С.104-105

9.

Упражнение в написании слов с парными по глухости -  звонкости согласными в корне.

Составление рассказа на основе впечатлений и стихотворного текста; работа с фразеологизмами; устный орфографический диктант.

С.106-107

10.

Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне.

Работа с антонимами; работа в парах; воспроизведение названий литературных произведений по автору и предложению.

С.108-109

11.

Сочинение по сюжетному рисунку.

 Составление описание леса, лисы, уточки; обсуждение заголовка к тексту, обсуждение содержания каждой части;  выбор типа текста (повествование с элементами описания);

словарно - орфографическая подготовка

12.

Анализ сочинений. Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Анализ ошибок; выяснения значения термина «непроизносимый согласный»; письмо по памяти.

Чувство, лестница.

С.110-111

13.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Сопоставление правил написания слов с парными по глухости – звонкости согласными и непроизносимыми согласными; ознакомление со словами, имеющими сочетание  сн; подбор синонимов и антонимов.

С.112-113

14.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Составление рифмовок; составление предложений с данными словами; распределительный диктант.

Интересный.

 С.113-114

15.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

16.

Работа над ошибками. Сопоставление правил о правописании корня.

Сравнительный анализ правил; распределительный диктант; работа над продолжением текста

С.114-115

17.

Двойные согласные.

Объяснение лексических значений слов; обсуждение этимологии слов; работа с алфавитом.

Коллекция, коллектив.

 С.115-116

18.

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

Обмен впечатлениями; ответы на вопросы; обсуждение структуры описательного текста; словарно – орфографическая работа

С.118

19.

Анализ сочинений. Правописание слов с двойными согласными.

Анализ речевых ошибок; комментированная запись слов с двойными согласными; упражнение в изменении форм слов.

Аккуратный, грамм, килограмм.

 С.117

20.

Правописание суффиксов и приставок.

Упражнение в узнавании приставок и суффиксов;

ознакомление с правописанием суффиксов –ик-, -ек-; подбор слов к схемам

С.118-119

21.

Работа над ошибками. Упражнение в правописании суффиксов.

Работа с деформированными предложениями; работа с загадками, составление собственных загадок; оттенки, вносимые суффиксами; правописание суффикса –ок-

 С.120-121

22.

Правописание слов с приставками.

Составление текста по рисунку; упражнение в образовании родственных слов при помощи приставок; письмо по памяти

С.122-123

23.

Упражнение в правописании значимых частей слова.

Толкование слова салат;

обмен рецептами салатов; работа с пословицами; дополнение слов приставками по смыслу

С.124-125

24.

Упражнение в правописании значимых частей слова.  

Работа с орфографическим тренажёром; подбор слов к заданным схемам, составление схем к заданным словам; работа в парах

С.125

3 четверть (50 часов)

25.

Приставки и предлоги.

Разграничение понятий «приставка» и «предлог»; составление словосочетаний; работа с фразеологизмами

С.126-127

26.

Правописание приставок и предлогов.

Редактирование и составление словосочетаний; тест «Приставки и предлоги».

Желать.

С.128-129

27.

Разделительный твёрдый знак. Урок – учебный диалог.

Организация учебного диалога по изучению темы урока; составление рассуждения  на тему «Зачем ежу иголки?»; речь разговорная и литературная

С.130-131

28.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Составление словосочетаний; словесное рисование по сказкам А.С.Пушкина; комментированная запись слов; звукобуквенный анализ слов с разделительным Ъ

 С.132-133

29.

Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и  ь знаками.

Дифференциация правописаний; разделительный диктант; работа с пословицами; составление рассказа к пословице

С.134-135

30.

Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. Обучение составлению объявления.

Обсуждение: что означает слово объявление?

 Анализ объявлений; составление объявлений; работа с текстом (заглавие, части, орфограммы)

 С.136-138

Имя существительное (29 часов)

УУД по разделу «Имя существительное»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

1.

Части речи. Обобщение знаний.

Общее знакомство с частями речи рус.языка; обобщение и систематизация знаний по изученным частям речи; распределительный диктант; выборочное письмо.

С.3-6

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных;

различать среди однокоренных слов имена существительные;

находить устаревшие слова – имена существительные; выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).


Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану;  распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных; обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных;

наблюдать над толкованием значения некоторых имен; - составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени; определять число имен существительных, изменять форму числа имен существительных; распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода;

правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь;

правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи; подробно письменно излагать содержание текста-образца.

















Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).





Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника; изменять имена существительные по падежам, запомнить название падежей;

работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного»; определять падеж имен существительных.

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу; составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме; сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода);


Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти;


Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных; определять начальную форму имени существительного; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; записывать текст под диктовку и проверять написанное;

распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

Контрольное списывание.

3.

Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи.

Беседа о зиме;  подбор однокоренных слов к слову снежинка; определение лексических значений многозначных слов; классификация имён существительных.

Самолёт, комната.

С.7-9

4.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Начальная форма.

Знакомство с понятием «начальная форма» им.существительного; образование одних частей речи из других; работа с устаревшими словами; работа со словарями.

С.10-13

5.

Обучающее подробное изложение повествовательного текста.

Беседа по содержанию каждой части, подбор заголовка, работа с трудными словами, с лексической заменой повторяющихся слов.

С.14

6.

Анализ изложений. Собственные и нарицательные имена существительные.

Анализ ошибок; беседа о Москве; расшифровка скороговорок; составление предложений.

С.15-16

7.

Изменение имён существительных по числам.

Наблюдение над изменением им.сущ. по числам; распространение предложений; работа над образными средствами языка (сравнение, олицетворение).

С.17-19

8.

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

Наблюдение над литературным и разговорным языком; работа с деформированным текстом; письмо по памяти прозаического текста. Подготовка к проекту.

Однажды.

С.19-21

9.

 Род имён существительных.

Приём определения рода им.сущ.; классификация им.сущ.; работа в парах - продолжение рифмовок.

Кровать.

С.22-23

10.

Определение рода имён существительных в  косвенных падежах.

Подбор слов к данным схемам; составление словосочетаний; работа с загадками; письмо по памяти

С.24-25

11.

Имена существительные общего рода.

Объяснительно – распределительный диктант (по родам); «Найди лишнее слово»; составление предложений к рисункам

С.26-28

12.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

13.

Работа над ошибками.  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Урок – учебный диалог.

Организация учебного диалога по изучению новой темы; запись слов буквами по звуковым моделям; работа с синонимами

С.28-29

14.

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

Словесное рисование; работа с синонимами; словесное рисование; работа над образными средствами языка

С.30-31

15.

Обобщение и систематизация изученного материала.

 Проект «Тайна имени»

Разграничение написаний разделительных ь и ъ знаков; подбор  слов по заданному плану; составление предложений к рисункам

С.32-33

16.

Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Соотнесение  фрагмента сказки и изображения; обсуждение известных иллюстраций художника к др.сказкам; словарно-орфографическая работа; формирование умения пользоваться цитатами при написании творческой работы

С.33

17.

Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам.

Анализ речевых и орфографических ошибок; восстановление стихотворных строк; работа с таблицей – изменение сущ. по падежам

С.34-37

18.

Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные.

Составление алгоритма определения падежа; работа с пословицами; составление предложений; несклоняемые им.сущ.

Рябина.

С.38-39

19.

Именительный падеж имён существительных.

Словесное рисование; работа с деформированными предложениями; письмо по памяти

С.40-42

20.

Родительный падеж имён существительных.

Комментированный словарный диктант с определением рода им. сущ.;

работа со скороговорками и загадками.

Трамвай, пятница, около.

С.43-45

21.

Дательный падеж имён существительных.

Игра «Угадалочка» (по басням И.А.Крылова); работа с фразеологизмами; работа с деформированным текстом

С.46-47

22.

Винительный падеж имён существительных.

Разграничение В.п. и И.п. существительных; объяснительный диктант; работа с многозначными словами

С.48-49

23.

Подробное изложение повествовательного текста.

Выделение частей текста; самостоятельное составление плана; анализ планов; орфографическая подготовка

С.58

24.

Анализ изложений. Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных.

Комментированный диктант; разграничение В.п. и Р.п. существительных; работа со схемами.

Солома.

С.50-52

25.

Творительный падеж имён существительных.

Наблюдение над признаками, по которым можно определить сущ. в Т. п.; смысловой отбор слов для составления предложений; работа над образными средствами языка (сравнение)

С.53-54

26.

Предложный падеж имён существительных.

Работа с устаревшими словами, пословицами; составление предложений по замыслу.

Потом

С.55-57.

27.

  Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Анализ ошибок; составление сообщения по таблице; разграничение понятий «начальная форма» и «косвенные падежи».

Вокруг.

С.59-61

28.

Контрольное списывание.

29.

 Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных.

Работа со словарными словами; объяснительный диктант; тренажёр «Падежи им.сущ.»; игра «Мяч по кругу»

С.60-61

Имя прилагательное (20часов)

УУД по разделу «Имя прилагательное»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

1.

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Письмо по памяти поэтических строк;

определение роли имён прилагательных в речи; работа над выразительными средствами языка (эпитеты).

Приветливый.

С.62-64

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

определять лексическое значение имен прилагательных; выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.




Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные;

распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.);

определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду;

наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе;

образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных;

писать правильно родовые окончания имен прилагательных.




Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам; подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов; определять начальную форму имени прилагательного;

определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных;

правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья);

работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного;

определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения;











Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам; наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»  по учебнику.

2.

Связь имён прилагательных с им. сущ.. Сложные прилагательные (общее представление).

Обсуждение внешнего облика птиц, подбор образных средств языка; образование сложных им.прилагательных; анализ текста – описания по картине «Царевна – Лебедь»

С.65-67

3.

Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона

 «Конец зимы. Полдень».

Рассматривание репродукции и обмен впечатлениями; беседа по картине; составление словосочетаний; лексико-орфографическая работа

4.

Анализ сочинений.  Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных.

Беседа о просторах России, о её столице – Москве; работа с физической картой; работа по словообразованию.

Красная площадь,

Московский Кремль.

С.68

5.

Художественное и научное описание (общее знакомство).

 Определение темы, типа и стиля речи; сравнение описательных текстов; составление текстов по данным словосочетаниям (о Курском крае).

Растение, ромашка.

С.69-70

6.

Изменение имён прилагательных по родам.

Объяснительный диктант; наблюдение над изменением прил. по родам; работа с опорной схемой; составление словосочетаний

С.70-73

7.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам.

Нахождение различий в лексическом значении прилагательных; составление словосочетаний; работа с синонимами и антонимами.

Сирень.

С.74-75

8.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Комментированная запись предложений и полный разбор; образование однокоренных прилагательных; работа над составлением словосочетаний

С.75-76

9.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

10.

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам.

Построение синонимичных рядов оттенков, их градация; толкование слов; письмо по памяти.

Поэт.

С.77-79

11.

Изменение имён прилагательных по числам.

Творческая работа с текстом (составление начала и концовки); работа со словарём антонимов; составление и разбор сложных предложений. Подготовка к проекту.

Гвоздика.

С.80

12.

Обобщение и систематизация изученного материала.

Тест « Изменение имён прилагательных»; продолжение предложений по аналогии; составление объявления.

Животное.

С.81

13.

Краткое изложение повествовательного текста.

Составление плана рассказа; анализ частей и сокращение частей; краткий пересказ текста; орфографическая подготовка

14.

Анализ изложений. Изменение имён прилагательных по падежам.(Общее представление)

Анализ ошибок; фантазии на тему «Путешествие листа»; упражнение в склонении им.прилагательных

С.82-84

15.

Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма

Правописание окончаний –ого-,  его-

работа с пословицами; письмо по памяти; определение начальной формы им.прил.

С.85-86

4 четверть (45 часов)

16.

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. Словарный диктант.

Образование прилагательных при помощи суффикса – еньк;  работа с фразеологизмами; составление побудительных предложений

С.87-88

17.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Обоснование правильного написания слов; подбор примеров на эти правила; редактирование словосочетаний

С.88

18.

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

Беседа по картине; обсуждение содержания и структуры текста; работа с опорными словами

С.89

19.

Анализ сочинений. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.

Анализ сочинений; распространение предложений; работа с синонимами и антонимами; работа над словообразованием

С.89

20.

Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Местоимение (5 часов)

1.

Личные местоимения (общее представление).

Наблюдение над взаимосвязью  и взаимозаменяемостью им. сущ и местоимениями; письмо по памяти.

Одуванчик.

С.90-92

Распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа);

обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями;  оценивать уместность употребления местоимений в тексте; работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения»; пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

Личные местоимения третьего лица.

Распространение предложений; обсуждение проблемы экологического равновесия в мире; грамматические загадки.

Воскресение.

С.93-94

3.

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

Словарный диктант с определением рода имён существительных; составление предложений к иллюстрациям; переносное значение слов

С.95-96

4.

Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма.

Упражнение в правильном употреблении местоимений; переносное значение слов; обсуждение темы «Человек – это Вселенная»; составление текста в парах

С.96

5.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Глагол (23 часа)

УУД по разделу «Глагол»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

1.

Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи.

Составление нераспространённых  и  распространённых предложений; восстановление определения глагола; подбор синонимов

С.97-98

Распознавать глаголы среди других частей речи;

различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос;

определять лексическое значение глаголов; составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя);

узнавать неопределенную форму глагола по вопросам;

образовывать от глаголов в неопределенной форме

однокоренные глаголы.





Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме;

распознавать число глаголов, изменять глаголы по числам;

составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.
















Распознавать время глаголов, изменять глаголы по временам, образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов;

анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.












Определять род и число глаголов в прошедшем времени;

правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о);

правильно произносить глаголы в прошедшем времени;

работа с орфоэпическим словарем;

раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола», пользуясь памяткой разбирать глагол как часть речи;

определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения;

оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

Упражнение в определении лексического значения глагола

Словарный комментированный диктант; работа с пословицами; Мини – сочинение «Мои мечты»

С.99-100

3.

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

Работа со словами в переносном значении; дописать пословицы подходящими по смыслу словами; подбор к сущ. однокоренных глаголов.

Завтрак.

С.101-102

4.

Подробное изложение повествовательного текста.

Выделение частей текста; самостоятельное составление плана; анализ планов; орфографическая подготовка

5.

Анализ изложений. Глаголы в неопределённой форме.

Анализ ошибок; сравнение значений пар глаголов; работа со словарём синонимов

С.103-104

6.

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

Преобразования частей речи по заданному плану; работа с антонимами; соотнесение смысловой нагрузки с фразеологическим оборотом.

Песок.

С.105-106

7.

Сочинение по серии сюжетных картинок.

Ответы на вопросы; обсуждение заголовка; обсуждение содержания текста; словарно-орфографическая работа

С.102

8.

Анализ сочинений. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме

Анализ речевых и орфографических ошибок; работа над словообразованием; наблюдение над глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминологии); беседа по рус. народной сказке «Сивка-бурка»

9.

Изменение глаголов по числам.

Нахождение сравнений в стихотворении, однокоренных слов; упражнение в редактировании текста; работа с глаголами – синонимами

С.107-108

10.

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

Беседа на тему «Ледоход. Половодье»; наблюдение над многозначными глаголами; работа с деформированным текстом

С.109

11.

Изменение глаголов по временам.

Письмо по памяти; работа с таблицей «Времена глаголов»; изменение глаголов по временам (игровой приём «Грибочки»)

С.110-112

12.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

13.

 Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола.

Работа с текстом – рассуждением; самостоятельное составление текста (устно); дополнение предложений местоимениями

С.113-114

14.

 Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа. Урок – учебный диалог.

Наблюдение над окончанием глагола 2 лица ед. числа в ходе организации учебного диалога; беседа о малых жанрах устного народного творчества и самобытности языка; работа с пословицами, загадками, рус. народными песнями

С.115-117

15.

Упражнение в изменении глаголов по временам.

Работа над лексическим значением глаголов; составление устного текста на тему «Дома я – помощник»; дополнение пословиц глаголами.

Квартира, герой.

С.118-119

16.

Упражнение в изменении глаголов по временам.

17.

Подробное изложение повествовательного текста.

Работа с текстом и иллюстрацией; подбор заголовка; составление плана; орфографическая подготовка

С.120

18.

Анализ изложений. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Анализ ошибок; наблюдение над синонимичным рядом глагола сиять; составление нераспространенных предложений; объяснительный диктант  

С.121-123

19.

Упражнение в определении рода глаголов в  прошедшем  времени.

Работа с деформированным текстом; наблюдение над взаимосвязью лексического значения и правописанием глаголов

С.124-125

20.

Частица не с глаголами.

.Рассуждения на тему «Каким должен быть друг»; «Орфоэпическая зарядка»; составление предложений по замыслу и аналогии

С.125-126

21.

Обобщение и систематизация знаний о глаголе.

Работа с загадками; выборочное письмо; работа над продолжением предложений по замыслу; работа с памяткой

С.127-129

22.

Обобщение и систематизация знаний о глаголе

Выборочный диктант; письмо по памяти; работа с образными средствами языка

С.129-130

23.

Контрольное изложение.

Повторение (12 ч)

УУД по разделу «Повторение»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1.

Анализ изложений.  Части речи: самостоятельные и служебные.

Анализ ошибок; работа с таблицей; обсуждение особенностей научного текста; распределительный диктант с предварительной подготовкой в парах

С.131-132

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.


Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы;

работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.









Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.


Определять наличие в слове изученных орфограмм;

находить и отмечать в словах орфограммы;

обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы;

приводить пример с заданной орфограммой.

2.

Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант.

Беседа о Дне Победы; составление текста на тему  «У Вечного огня»; комментированная запись стихотворных строк.

Солдат.

С.133-134

3.

 Слово и его лексическое значение. Словосочетание.

 Тренажёр «Орфограммы 3 класса»; составление и изменение словосочетаний по замыслу; работа с деформированным текстом

С.135-136

4.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

5.

Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу.

Разбор слов по составу; обоснование правильности написания корня в словах4 употребление вежливых слов (приём театрализации)

С.137

6.

 Основа предложения. Сложное предложение.

Составление и распространение предложений; работа над образными средствами языка; лексическое значение слов

С.138

7.

Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных.

Обсуждение рассказа К.Паустовского «Барсучий нос»; восстановление текста; переносное значение слов

С.139

8.

Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных.

9.

Обобщение и систематизация изученных орфограмм

Тренажёр «Орфограммы 3 класса»; составление гнёзд однокоренных слов; работа с устаревшими словами; работа со словарями

С.140

10.

Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

Выборочный диктант; распределительное письмо; творческое преобразование различных единиц речи

С.141

11.

Грамматические признаки глаголов. Обобщение знаний.

Классификация слов по группам; выделение «лишнего» слова; изменение форм глаголов по замыслу, схемам

С.142

12.

Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Обобщение знаний в форме игры на закрепление изученных правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык.1 класс. Школа России

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, Концепции ду...

Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России

Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Школа России"

Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Основной образовательной программы НОО образовательного учреждения, Прим...

Рабочая программа Русский язык 4кл "Школа России"

В рабочей программе "Русский язык"4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....