Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Щербакова Ирина Анатолевна

Урок с примененнием элементов технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок 48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Имя прилагательное.

Цели: 

  • ответить на вопрос урока, доказать значимость имен прилагательных, учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи,  находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет;

  • развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать  любовь к животным.

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, учебник для 2 класса, 2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, печатные листы для групповой работы, индивидуальные печатные листы для индивидуальной работы

I.  Организационный момент. Психологический настрой. 
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа (хожу по классу, слежу за посадкой).

Цель: - Я заметила, что не все ребята красиво написали…

- Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)

- Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)

- Какие вы у меня молодцы!

IІ. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. (на доске) Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 н

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 н

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 н

 е

-  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

 - Назовите, из каких элементов состоит буква.(анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

Пока дети пишут, появляется карточка.

- А какое правило напоминает вам это соединение?  (Написание слов с  удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание  букв НН.

На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените каждое  слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

III. Актуализация опорных знаний.

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?  (имя прилагательное)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

 

Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

IV. Стадия вызова . Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока:

РОЛЬ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Задание 1.

- Сядьте красиво, продолжим урок. Возьмите листы желтого цвета. Ваша задача записать слова по группам: 1-цвет, 2- размер, 3- материал ( из чего сделан), 4- время,

5- принадлежность кому-либо

Хрустальный, большой, белый, бабушкин, мамин, каменный, осенний, длинный, майский, заячий, узкий, жёлтый, утренний, кожаный.

Проверим ваши работы.

С какой целью используются в речи имена прилагательные?

ТОЧНОСТЬ ОПИСАНИЯ

Задание 2. (на доске)

  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк.

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый            м...две...

к...лючий               за...ц  

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения.  Орфографическая работа.

 

- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)

- Выполнение этого упражнения,  помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?

V. Физкультминутка.

- Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает на положительные качества человека, то руки вперёд, если на отрицательные , то приседаем.

ВЕСЕЛЫЙ, АККУРАТНЫЙ, НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ЛЕНИВЫЙ, АКТИВНЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ВОЛЕВОЙ, ЧЕСТНЫЙ, ЛЖИВЫЙ, БОЛТЛИВЫЙ.

Задание 3.       Работа в группах.

 - Сядьте красиво, продолжим урок.

Прочитайте 2 текста на голубых листках. Сравните их.

  1. Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.

 

   2.Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.


 - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте?  (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
 

На доску помещается карточка:

VI. Итог урока.

- Может ли человек обойтись в своей речи без имен прилагательных?

- Какую роль они выполняют в речи?

-давайте вернёмся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.

1- солдат, 2- учитель, 3- берёза, 4- волк, 5- дорога, 6- друг

А теперь все составим синквейн со словами

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Яркие разнообразные

Украшают описывают уточняют

Без них речь наша пуста!

Богатство

VI.  Домашнее задание. Дома вы выполните задание по группам.

 1гр. Дома  детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

 

   -Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать.  Какой получается картинка?   Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?  

 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?   

             

2гр. Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.

Рефлексия.

Дети, вы молодцы! Хорошо поработали.

И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:

На доске помещена схема:

- Я рада, что наши настроения совпадают.

- Встаньте, спасибо за урок, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку по теме: "Число имен прилагательных".

МОУ  Дмитриевская СОШ           КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» УЧИТЕЛЬ: КИРИЛЛОВА Е.А. ...

Разработка урока по русскому языку "Обобщение знаний о имени прилагательном" 3 класс

Данный материал содержит: разработку урока и презентацию....

Разработка урока по русскому языку 4 класс Школа России по теме "Род и число имен прилагательных"

Разработка урока по русскому языку 4 класс Школа России по теме "Род и число имен прилагательных"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...