Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Нуржанова Разина Фиргатовна

Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkii_yazyk_4_klass.docx_2013.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Русский язык 4 класс

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.

Цель: Познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода множественного числа, стоящих в форме родительного падежа; глаголов 2-го лица единственного числа; наречий. Развивать орфографическую зоркость, речевые умения.

Оборудование: карточки с рисунком шипящих букв, плакат с изображением Мягкого знака, рисунки, плакат «В цирке имён существительных, опорная таблица о правописании Мягкого знака после шипящих, перфокарты.

                                                       План.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в страны частей речи и узнаем об удивительных приключениях Мягкого знака, о его встречах с различными словами. На конце которых есть шипящие согласные. Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности: узнать .когда пишется мягкий знак после шипящих,  а когда нет.

Зачем человеку быть грамотным? Это нужно того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей.

3.Минута чистописания.

Ь  ь ь ьььь

Конь  коньки  льёт   семья

4.Словарная работа. Запись под  диктовку.

Пальто, Одежда, валенки, платок, ботинки.

Как их назовём одним словом? (одежда, обувь)

Эти слова мы ежедневно используем в своей речи. Мама, провожая вас в школу, что говорит?

Дети: Алёша надень пальто, обувь.

Учитель: Младшему брату нужна ваша помощь. Как тогда к вам обратится мама?

Дети: Лена, помоги надеть пальто брату.

Учитель: Вам надо на пару минут сходить к другу на первый этаж. Что тогда вам посоветует мама?

Дети: Накинь пальто или платок .

Прочитаем написанные словарные слова орфографически . Как это?

Дети: Читаю, четко проговаривая каждый звук.

Учитель: К какой части речи они относятся?

Дети: Это имена существительные.

Учитель: По каким признакам их можно разбить?

Дети: По числу - ед.ч.- пальто, платок, одежда.

                             - мн.ч. – ботинки, валенки, сапоги.

           По роду - Ж.р.- одежда.

                             М.р.- платок, сапоги, валенки, ботинки.

                             С.р.- пальто.

Учитель: Какие общие признаки имеют эти слова?

Дети: Все они обозначают предметы.

5.Путешествие Мягкого знака в страны частей речи(показ рисунка-плаката с изображением мягкого знака)

Мягкий знак- хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произноситься.

Но в слово часто просится.

Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела . Он узнал , что в одной стране в заточении находится несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь. (По ходу работы учитель открывает их : сначала одну группу карточек со словами(дочь, мышь, рожь), а затем другую(страж, меч, грач))

Кто из вас узнал эти шипящие? Назовите их.

Дети: звуки ч  и щ – мягкие согласные

            Звуки ж и ш- твердые согласные

Прочитайте слова, слова записаны на доске

Дочь, мышь, рожь.

Страж, мяч, грач.

Какая часть речи? Какого рода? Что заметили? Сделайте вывод.

Запишите слова в тетрадь. Подчеркните  ь


Учитель: Страна Существительных большая. Стрелой промчался мягкий знак мимо
 луж, дач , крыш.

Что это за существительные? ( Это существительные ж.р , мн.ч., стоящие в Род. п.)

Что , уже успели заметить ? ( Шипящие на конце, а мягкого знака нет)

Дети: У существительных Ж. р . ,  мн.ч., стоящие в форме Род. падежа, после шипящих мягкий знак не пишется.

Учитель: С тех пор существительные Женского и Мужского  рода , а также существительные Женского рода множественного числа в форме род. падежа стали жить по разным законам.

Давайте назовём эти законы, смотрите на плакаты.

Дети: У существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

                                                         

У существительных М.р. после шипящих не пишется мягкий знак.

У существительных Ж. р . ,  мн.ч., стоящие в форме Род. падежа, после шипящих мягкий знак не пишется.

Учитель: Примчался Мягкий знак в соседскую страну Глаголов. Здесь его встретил любопытный глагол, который всех спрашивал: что делаешь?

Он спросил:

-Что ты здесь делаешь?

-Спаси меня!

-Хорошо. Не убегай, остановись!

Да ты дрожишь. Ты у меня поживешь, отдохнёшь, тебе надо лечь, я тебя буду беречь.

Прочитайте эти слова. Что заметили?

Дети: На конце глаголов , отвечающих на вопросы что делаешь?, после шипящих пишется мягкий знак.

Учитель: Запишите эти глаголы в тетрадь. Подчеркните Ь .

После отдыха отправился Мягкий знак в страну Наречий.

Встретил он наречие  , которое всех спрашивало: как?

Рассказал ему Мягкий знак о своих встречах в страну существительных  , как, смертельно испугавшись, бежал от них вскачь , что небо было сплошь покрыто тучами , как он падал много раз навзничь, а теперь он боится даже наречий  и готов бежать от них прочь. Наречие Как? Пожалело Мягкий знак и разрешило ему подружиться с некоторыми словами.

Прочитайте эти слова. Что заметили?

Вскачь , сплошь , навзничь , прочь.

Дети: На конце наречий после шипящих пишется Мягкий знак.

6. Первичное закрепление.

Учитель: Сейчас у мягкого знака отдых.

В стране Существительных есть цирк. Купив билет,он в него отправился. Билет с текстом лежит у каждого на парте.

Вы должны помочь Мягкому знаку выбрать нужные ему места в данных существительных, чтобы в зале не было переполоха. Чтобы стояла тишь.

Вспомните правило.

В цирке имён существительных.

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нём был плащ… .  В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… .  В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

7. А) Проверка выполнения заданий.

   Б) Работа по учебнику упр. 170

( под руководством учителя)

8. Самостоятельная работа по перфокартам.

9.Итог урока.

С тех пор Мягкий знак в каждой части речи живёт  по строго определённым законам. Они записаны в таблице.

10.

Работа по опорной таблице.

                                             Ь после шипящих

Им. Сущ.                        

Ж.р. кто? Что?

Дочь , Рожь

Глагол

1)что делаешь?-2л. Ед.ч.    поёшь, летишь.

2)что делать?

Печь-Н.ф.

Лечь-Н.ф.

Наречие

Как?

Вскачь, прочь

                                          Ь нет-нет-нет

Им.сущ.

Мр.р.

Грач,нож.

Им.сущ.

Р.п.. мн.ч.

Много луж, задач, встреч.

Краткие прилагательные

Каков?

Могуч, свеж.

Что вы знаете о правописании мягкого знака после шипящих у существительных? У глаголов? У наречий? У кратких прилагательных?

12. Дом.зад.: Придумайте свою историю о мягком знаке, о его встрече со словами, на конце которых есть шипящие.

11. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....