Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Александрина Татьяна Анатольевна

Рабочая программа составлена по русскому языку 4 класс УМК Гармония.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Место учебного предмета  «Русский язык» в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них      в 1 классе 165 ч. (5 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина. Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Поскольку БУП 2010 года предполагает преподавание предмета в 4 классе в количестве 4 часов в неделю, была проведена корректировка программы: 136 часов (4 часа в неделю).

Актуальность изучения  учебного предмета «Русский язык».

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся  представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь, является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.   Значимость предмета «Русский язык» для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка, для становления его познавательной активности, умения читать, слушать, говорить и писать определяется сущностью языка, его ролью в жизни общества и теми потенциальными возможностями, которыми он располагает для формирования личности.                             Общая характеристика учебного предмета.

 Цели и задачи курса.

 В системе предметов общеобразовательной школы курс « Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной  компетенции учащихся:  развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного  письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей  изучения  русского языка в начальной школе  необходимо решение  следующих практических задач: 

•развитие речи, мышления,  воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•освоение учащимися первоначальных знаний  о лексике,  фонетике, грамматике русского языка;

•овладение обучающимися умениями правильно писать  и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания,  и тексты-повествования небольшого объёма;

•воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение  познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Концептуальными положениями курса являются:

1.Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование уважения к языку и к себе как его носителю, а  потому – сознательного отношения к своей речи.

2. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

3. Направленность обучения на развитие не только лингвистического мышления детей, но их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

4. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением по модели «Гармония», данный курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс.

Важнейшей особенностью курса, предоставленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.

В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст.

В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык».

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения, восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию  партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное, умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

  

Учебно-тематическое планирование

по русскому языку.

Класс –4

Учитель – Александрина Т. А.

Количество часов

Всего – 136ч.; в неделю – 4ч.

Плановых контрольных уроков – 5ч, зачетов ____, тестов ____ч.;

Административных контрольных уроков – 3ч.

Планирование составлено на основе федерального  государственного общеобразовательного стандарта начального образования. Данное планирование ориентировано на обучающихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов: программа «Гармония» автор: М.С.Соловейчик.

Учебник – Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса: в 2 ч. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Табличное представление

 учебно-тематического планирования


п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные

работы

1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Повторение известного о словах

(16ч.)


(6ч.)

1.1.

Повторение способов действия, необходимых при решении орфографических задач.

1

1

10мин

1.2.

Повторение основных грамматических понятий.

1

1

10мин

1.3.

Систематизация освоения орфографических правил.

10 мин

1.4.

Повторение изученного о частях речи.

1

1

10мин

1.5.

Речь. Ее виды.

1

1

15мин

1.6.

Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению

1

1

15мин

2.

Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора


(5ч.)

2.1

Грамматическое значение слов.

1

1

15мин

2.2.

Звукобуквенный разбор слова. Словарный диктант.

1

1

15мин

2.3.

Строение слова и его значение.

1

1

15мин

2.4.

Распознавание слов по частям речи.

1

1

15мин

2.5.

Повторение изученного о глаголе. Упражнение в выполнении различных грамматических действий.

1

1

15мин

3.

Совершенствование грамматических и орфографических умений

(3ч.)

3.1.

Орфографические умения как правильные орфографические действия.

1

1

20мин

3.2.

Контрольная работа по итогам повторения.

1

1

40 мин.

3.3.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1

1

15мин

4.

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.

(2ч.)

4.1.

Обучение изложению от другого лица.

1

1

15мин

4.2.

Написание  воспоминаний  «Летние  встречи».

1

1

15мин

Итого:

16ч.

13

2

1

4 ч.

5.

Словосочетания

Понятие «Словосочетание»

(11ч.)


(5ч.)

5.1.

Знакомство с понятием «словосочетание». Словарный диктант.

1

1

15мин

5.2.

Уточнение сведений о словосочетании и обучение записи словосочетаний.

1

1

15мин

5.3.

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами.

1

1

15мин

5.4.

Составление словосочетаний и вычленение их из предложений

1

1

15мин

5.5.

Входная контрольная работа. Вводный мониторинг.

1

1

40 мин.

6.

Наблюдение за связями слов в словосочетаниях

(6ч.)

6.1.

Анализ контрольной работы. Связь имени существительного с именем прилагательным; работа над построением словосочетаний. Связь имени существительного с именем прилагательным; написание родовых окончаний

1





1





   

  30мин                

6.2.

Подчинение имени существительного глаголу

1

1

15мин

6.3.

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. Определение падежей.

1


1        

15мин

6.4.

Закрепление изученного о словосочетании, решение разных орфографических задач

1

1

15мин

6.5.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»1

1

1


6.6.

Работа над ошибками. Обучение выбору падежной формы имени существительного. Словарный диктант.

1

1

15мин

Итого:

11ч.

9

1

1

3 ч 10 мин

7.

Наречие (Представляем еще одну часть речи)

(5ч.)

7.1.

Знакомство с особенностями наречия как части речи

1

1

15мин

7.2.

Правописание наречий

1

1

15мин

7.3.

Закрепление правописания наречий, построения объяснений, как куда-то пройти

1

1

15мин

7.4.

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика

1

1

20 мин.

7.5.

Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии

1

1

15мин

Итого:

5ч.

4

1

1 ч 20 мин

8.

Проверь себя

(2ч.)

8.1.

Подготовка к контрольной работе

1

1

20мин

8.2.

Контрольная работа за I четверть

1

1

40 мин.

Итого:

2ч.

1

1

60мин

9.

Пишем объявления

(2ч.)

9.1.-9.2.

Работа над ошибками. Пишем объявления

2

2

30мин

Итого:

2ч.

2

30мин

Итого за I четверть:

36ч.

29

4

3

10 ч.

10.

Имена существительные и имена прилагательные

(25ч.)

10.1

Повторение изученного об именах существительных

1

1

15мин

10.2

Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения

1

1

15мин

10.3.

Формирование умения определять склонение в именах существительных

1

1

15мин

10.4.

Дополнение памятки анализа имени существительного новыми сведениями

1

1

15мин

10.5.

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных

1

1

15мин

10.6.

Изложение повествовательного текста

1

1

20 мин.

10.7.

Работа над ошибками. Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных

1

1

15мин

10.8.-10.9.

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных. Словарный диктант

2

2

30мин

10.10.

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

1

1

15мин

10.11.

Освоение способа определения безударных окончаний имен прилагательных

1

1

15мин

10.12.

Изложение: обучение художественной речи

1

1

20 мин.

10.13.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

1

1

20 мин.

10.14.

Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе

1

1

15мин

10.15.

Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных; обучение пользованию словарем

1

1

15мин

10.16-10.17.

Закрепление изученных вопросов правописания. Проверочная работа. Словарный диктант

2

1

1

30мин

10.18-10.19.

 Работа над ошибками в образовании различных форм имен существительных

2

2

30мин

10.20-10.21.

Итоговая контрольная работа за I полугодие. Анализ ошибок контрольной работы. Словарный диктант

2



1

1

20 мин.

10.22.

Написание изложения на основе сказочного текста

1

1

20 мин.

10.23.

Создание словесных этюдов.

1

1

15 мин.

10.24.

Написание изложения на основе делового текста

1

1

20 мин.

10.25.

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных

1

1

15мин

Итого:

25ч.

18

      6

1

6ч 30мин

Итого за II четверть:

25ч.

18

6

1

6ч30 мин.

11.

Части речи: что мы о них знаем?

(12ч.)

11.1

Повторение изученного об именах  существительных и именах прилагательных

1

1

15мин

11.2

Выборочное изложение(обучающее)

1

1

15 мин.

11.3

Количественные числительные и их изменение по падежам

1

1

15мин

11.4.-11.5.

Сложные числительные и особенности их изменения. Словарный диктант

2

2

30мин

11.6.

Употребление имен числительных в речи. Совершенствование орфографических умений

1

1

15мин

11.7.

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление  личных местоимений

1


1

15мин

11.8.

Написание и употребление местоимений. Словарный диктант

1

1

15мин

11.9-11.10.

Совершенствование умения находить неопределенную форму глагола. Самостоятельная  работа

2

1

1

30мин

11.11-11.12.

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания

2


2

30мин

Итого:

12ч.

10

2

12.

Личные окончания глаголов

(17ч.)

12.1.

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

1

1

20 мин.

12.2.

Введение понятия «спряжение». Открытие двух спряжений глаголов

1

1

15мин

12.3.

«Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний глаголов

1


     

1

15мин

12.4.

Закрепление основных глагольных орфограмм. Словарный диктант

     1

1

15мин

12.5.

Определение спряжения по ударным окончаниям; решение освоенных орфографических задач

1


     1



15мин

12.6.

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глаголов с безударным окончанием

1

1

15мин

12.7.

Постановка алгоритма определения спряжения глаголов по его неопределенной форме

1

     1

15мин

12.8.

Знакомство с одиннадцатью глаголами-исключениями и освоение действий по определению спряжения глаголов

1

     1

15мин

12.9.

Освоение действий по определению спряжения глаголов

1

     1

15мин

12.10.

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

1

1

15мин

12.11.

Дополняем памятки анализа глагола сведениями о спряжении. Словарный диктант

1

1

30мин

12.12.-12.13.

Совершенствование комплекса формируемых умений

2

2

30мин

12.14.

Подробное изложение: обучение деловому повествованию

1

   

1

20 мин.

12.15.

Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений

1

1

15мин

12.16.

Контрольный диктант по теме «Глагольные окончания»

1


1

25 мин.

12.17.

Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений


1


1

15мин

Итого:

17ч.

    14

2

1

4ч55мин

13.

Новое о строении предложений

(10ч.)

13.1

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

1

1

15мин

13.2

Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения

1

1

15мин

13.3.

Обучение выбору союза. Построение предложений с однородными членами

1

1

15мин

13.4

Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами

1

1

15мин

13.5.

Использование в речи предложений с однородными членами

1

1

15мин

13.6.

Общее знакомство со сложными предложениями

1

1

15мин

13.7-13.8.

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

2

2

30мин

13.9.

Итоговая контрольная работа за III четверть

1

1

20 мин.

13.10.

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала

1

1

15мин

Итого:

10ч.

9

1

2ч35мин

14.

Учимся рассуждать

(6ч.)

14.1

Знакомство с построением рассуждений. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

1

1

15мин

14.2.

Обучение написанию объяснительной записки

1

1

15мин

14.3.

Письменный пересказ текста-рассуждения

1

1

20 мин.

Итого за III четверть:

42ч.

35

5

2

11ч20мин

14.4.

Конструирование текста-рассуждения

1

1

15мин

14.5.

Обучающее изложение

1

1

20 мин.

14.6.

Работа над ошибками

1

1

15мин

Итого:

6ч.

4

2

1ч.40мин

15.

И снова о главном работнике в языке - слове

(30ч.)

15.1

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова. О словах, которые выходят из употребления

1

1

15мин

15.2.

Объяснение происхождения некоторых слов

1

1

15мин

15.3.

Правильное употребление слов. Сжатое изложение

1

1

15 мин.

15.4.

Об использовании слов в речи. Совершенствование умения пользоваться толковым словарем

1

1

15мин

15.5.

Синонимы и антонимы; выбор точного слова. Словарный диктант

1

1

15мин

15.6.

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

1

20 мин.

15.7.

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне. История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

1

1

15мин

15.8.

Рассказываем истории некоторых выражений. Слово с разных точек зрения

1

1

15мин

15.9-15.10.

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

2

1

1

30мин

15.11.

Систематизация умений для грамотного письма. Словарный диктант

1

1

15мин

15.12.

Контрольная работа по итогам года

1

1

35 мин.

15.13.

Анализ ошибок в контрольной работе. Совершенствование комплекса орфографических умений

1

1

15мин

15.14.

Обучение выполнению текстового задания, культура речи: повторение и обобщение

1

1

15мин

15.15.

Наблюдение за способами связи предложений в тексте. Словарный диктант

1

1

15мин

15.16-15.17.

Обучение связи предложений в тексте

2

1

1

15мин

15.18.

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, рассуждения

1

1

15мин

15.19.

Подробное изложение: обучение построению рассказа

1

1

30 мин.

15.20.

Создание текста-объяснения

1

1

10 мин.

15.21.

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

1

30 мин.

15.22.

Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений

1

1

20мин

15.23.

Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов, сочинений-сказок

1

1

15мин

15.24.

Написание сочинений-рассуждений

1

1

20 мин.

15.25.

Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков

1

1

15 мин.

15.26.

Написание письма учителю. Словарный диктант

1

1

20 мин.

15.27.

Повторение пройденного материала по теме «Предложение»

1

1

20мин

15.28.

Повторение пройденного материала по фонетике

1

1

25мин

15.29.

Повторение пройденного материала по теме «Состав слова»

1

1

20мин

15.30.

Повторение пройденного материала по теме «Части речи»

1

1

15мин

Итого:

30ч.

20

8

2

8ч40мин

Итого  за IV четверть:

33ч.

22

9

2

9ч30мин

Итого за год:

136ч.

104

24

8

37ч20 мин

                                                   

Содержание курса.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Состав слова.

Различение  изменяемых  и  неизменяемых слов.  

Представление  о  значении  суффиксов  и  приставок.   Разбор  слова  по  составу.

Различение  однокоренных  слов и  синонимов,  однокоренных  слов  и  слов  с  омонимическими  корнями.  

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.

Различать родственные слова и формы слова.

Различать  изменяемые  и  неизменяемые слова  в  предложении.

 Контролировать   правильность  объединения  слов  в  группу, обнаруживать  лишнее  слово  в ряду  предложенных (например, синоним  или  слово  с  омонимичным  корнем в  ряду  родственных  слов).

                                                          Синтаксис.

Связь слов в предложении. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.


Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании

 Продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и сложные предложения.

                                                 Орфография и пунктуация.

Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

 Применение правил правописания:

•сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

•сочетания ЧК-чн, чт, щн;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова ( на ограниченном перечне слов);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•разделительный ъ и ь;

•мягкий знак после шипящих в конце имен существительных;

•безударные падежные окончания имен существительных ( кроме существительных на –мя, -ий

•-ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные окончания имен прилагательных;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями ;

•не с глаголами;

•мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го спряжения  единственного числа(пишешь, учишь)

•мягкий знак в глаголах в сочетании

-ться;

•безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов со словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Развитие речи.

Практическое овладение монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте Последовательность частей текста( абзацев)

.Комплексная работа над структурой текста(озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста(абзацев).

План текста, составление планов к текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и  выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и  изложений, сочинений: (без заучивания определения) изложения подробные и выборочные , изложения с элементами сочинения; сочинения- повествования, сочинения-описания,  сочинения- рассуждения

Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений.

Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана.

Сравнивать между собой разные типы текстов.

Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.

Составлять рассказ на определённую тему с использованием  разных типов речи. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать их.

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. 

Морфология

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное. Различие падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонений имен существительных(1,2 и 3-е склонение). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на – ий, - ья, - ов, - ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Слово как часть речи Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова - указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов. Общее представление о форме слова, о  начальной форме каждой из изменяемых частей речи. Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Изменение глагола по числам, временам, в прошедшем времени по родам. Неопределенная форма глагола. Имя существительное и имя прилагательные. Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам. Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Падежи имен существительных. Правописание ь на конце имен существительных. Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Личные местоимения, как замена имени существительного в тексте. Значение местоимений 1, 2, 3-го лица, образование и написание личных местоимений с предлогами. Имя числительное как часть речи, назначение и особенности изменения, основные требования культуры речи.

.



Находить  основание  для  классификации  слов  (в  игре «Догадайся по  какому  признаку  объединились  в  группы  слова»,  при  этом  в  качестве  основания  для  группировки  слов  могут  быть  использованы  различные  признаки:  по  частям  речи;  для  имен  существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, времени, спряжениям). Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданных имен существительных ( к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет).

Сравнивать имена существительные : находить лишнее имя существительное( не имеющее каких либо грамматических признаков, общих с другими существительными).

Подбирать максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний  « имя существительное + имя прилагательное».

Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные  соответствующими местоимениями.

Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений .

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Группировать найденные  в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II спряжение глаголов».

Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения  глаголов с безударными личными окончаниями


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся

по данной программе по русскому языку

        В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

 действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;                                           проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;                             адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

 Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

 находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

 находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

 пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;                  применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

 анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);     задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

 строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;                      оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

 инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

 создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;                                                                                                   применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

 Предметные результаты освоения программы

овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

 освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

 приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

Перечень учебно-методического обеспечения.

•Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В  2 ч. - Смоленск: «Ассоциация XXI век» 2007 и послед.

•Соловейчик М.С., Кузьменко Тетради-задачники  к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 3 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,   2013 и послед.

•Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.

Список литературы.

•Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. – 2011 и послед.

•Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 4 класс. 2008г.

. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Кубасова О.В., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Программа "Гармония"

В 2012-13 году я работала по программе "Гармония".Класс учится по стандартам 2004г, поэтому в данном материале отсутствуют модули....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по русскому языку программа "Гармония" 4 класс

Рабочая прграмма с тематическим планированием, целями и задачами курса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" ФГОС...