Урок русского язык в 3 классе «Однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

урок закрепления и обобщения знаний об однородных членах предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Терский филиал МБОУ Заворонежской СОШ

Мичуринского района

урок по русскому языку в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI  века

под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Тема урока: « Однородные члены предложения».

Цели урока: - закрепить и обобщить знания об однородных членах предложения;

                     - учить учащихся находить однородные члены предложения и определять их роль в предложении.

                     - отработать правила постановки занятой между однородными словами;

                     - составлять схемы (модели) предложений с однородными членами;

                     - развивать речь учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор С.В.Иванов, тетрадь «Пишем

грамотно» автор М.И.Кузнецова, карточки с союзами, рисунки со знаками препинания, карточки со схемами, раздаточный дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

II. Каллиграфическая пятиминутка,

ккк

кастрюля картофель комната

Кто много читает, тот много знает.

- Что мы можем сказать о словах второй строчки? (словарные слова)

- Что вы заметили в предложении?

III. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сейчас вы послушайте сказку и дайте ответ на вопрос: Зачем нужны знаки препинания.

Жили-были в королевстве Пунктуация слова. Их было так много, что когда они собирались вместе поговорить о своих собственных делах, поднимался страшный шум и гам.

Но вот однажды в королевство пришёл бродячий цирк знаков препинания - Пунктуация. Весело плясала на канате Запятая, Восклицательный знак жонглировал точками, а Вопросительный важно выступал во фраке перед публикой.

Очень полюбился словам цирк, а старый и мудрый словарь даже попросил артистов остаться погостить в королевстве. Как-то собрались слова по привычке на площади и гостей пригласили на своё общее собрание. Ходят артисты между словами, прислушиваются, приглядываются, каждый останавливается там, где ему понравится. И вдруг все с удивлением заметили, что неразбериха исчезла, слова образовали чёткую законченную мысль, благодаря присутствую знаков препинания. С тех пор слова и знаки поняли, что нельзя им друг без друга жить.

-Так зачем же нужны знаки препинания?

- Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания.

Мы тоже должны уметь правильно оформлять свою речь на письме.

IV. Работа над темой урока.

- Какие члены предложения называются однородными?

- А какими членами предложения могут быть однородные слова? (и главными, и второстепенными)

•  Найти однородные члены предложения в стихотворении, а также слово, от которого вы ставите вопрос к однородным словам и определить каким членом предложения они являются.

Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки.

Пчёлы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к Жуку пришли.

- А как связаны между собой однородные члены предложения? (союзами: а, но, да, и, или).

- А как еще могут быть они связаны? (по смыслу, интонацией перечисления).

- Когда между однородными членами предложения нужно ставить запятую?

- В каких случаях запятая не ставится?

   Работа по карточкам.

В предложениях расставить запятые и указать, какой схеме они соответствуют?

1. Волчишко вылез, осмотрелся, походил, сел.                                               но

2. Солнце светит, но не греет.

3.  В гостях хорошо, а дома лучше.                                                                        и

4.  В саду растут вишни, яблони и груши.                                                          а

5. В саду растут и вишни, и яблони, и груши.                                                или         или

6. Осенью ёж заберется в нору енота или барсука.                                     и        и        и

7. В саду пахнет или прелыми листьями, или нагретой корой.                            или

- Чем похожи и чем отличаются карточки 4 и 5? 6 и 7?

*     Составить из трех предложений - одно предложение с однородными членами; записать его и составить схему.

Стайка птиц помчалась за леса. Стайка птиц помчалась за горы. Стайка птиц помчалась за край земли.

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление материала об однородных членах предложения.

-  Когда-то слово пунктуация означало постановка точек или учение о точках. Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом. А их свыше десяти: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки и т.д. Отсутствие запятой может привести к непониманию и даже серьезным недоразумениям. Вот послушайте рассказ.

Поход.

Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: «Быть дома нельзя идти в поход». Девочка не могла понять (текст) это предложение?

-  Почему?

 - Ребята, а сегодня в нашу школу пришла телеграмма о прибытии гостей из Москвы.

Делегация выезжает утром встречайте.

Телеграмма вызвала недоумение. Почему? Как можно её понять?

- Вам необходимо поставить знаки препинания и объяснить смысл полученного предложения.

(Делегация выезжает, утром встречайте.        Делегация выезжает утром, встречайте

VII. Дидактические игры и упражнения.

*     Гимнастика для пальчиков.

в    Вот как обращался с запятыми и точками известной книги «Незнайка». Он написал: «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать»

*     От постановки занятой зависит и человеческая жизнь:

Помиловать нельзя казнить.

VIII. Развитие речи.

Вы писатели. Используя данные слова, составить предложения с однородными членами и связный рассказ.

Гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали.

IX. Самостоятельная работа

Выполнение упражнения в тетради «Пишем грамотно» упр.2 с.37.

X. Итог урока.

XL Домашнее задание,

- Придумать свои три предложения с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Гармония"

На уроке дети учатся определять предложения с однородными членами, находить в предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены)....

Урок русского языка 3 класс "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Презентация для интерактивной доски SMART....

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Урок русского языка 4 класс. Однородные члены предложения.

Открытый урок русского языка в 4 классе. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.

Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....

Анализ урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.

Анализ урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....