Что такое склонение? Три склонения имён существительных.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
4 класс
Предмет: русский язык.
Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации: индивидуальная, парная.
Цель и задачи урока:
- Познакомить учащихся с тремя склонениями имён существительных;
- Формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду;
- Развивать речь и обогащать словарный запас, орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;
- Воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: раздаточный материал, толковый словарь, учебник «Русский язык 4 класс»,
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| |
-Солнце на небе проснулось, нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём и к сердечку поднесём. - Вы чувствуете солнечное тепло? Откройте глазки. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. | Настрой на урок. |
| |
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. - Чистописание. - Молодцы! - Закройте тетради. Мы подготовили руку для дальнейшей работы. А сейчас поиграем в игру « Узнай падеж». Возьмите карточку, лежащую у вас на парте. На карточке записаны вопросы или вспомогательные слова ,или предлоги, а вы должны определить падеж (парная работа). - Озвучьте свои ответы. | Работают в тетради. Читают задание и выполняют. Называют падеж. |
- Какую часть речи мы можем изменить по падежам? - Вспомните и расскажите всё, что вы знаете о ней. - Как вы думаете всё ли вы знаете об имени существительном? | -Имя существительное. Нет. |
| |
-Тогда сегодня откроем ещё одну тайну этой удивительной части речи. - А для того чтобы отгадать самое главное слово нашего урока, нужно разгадать ребус. л=кл 2,3,4,2
- Молодцы! -Откройте учебник и прочитайте название раздела. - Подберите однокоренные слова к слову склонение. - Сформулируйте вопросы, возникающие после прочтения названия раздела. - Прочитайте предложение. Старая женщина волновалась о сестре и дочери. - Найдите однородные члены в этом предложении. - Определите их род, число, падеж. - Выделите окончания. - Какие вопросы возникают? -Прочитайте ещё одно предложение. Я часто вспоминаю , как мы ходили в поход с моим отцом и дядей. - Найдите однородные члены в этом предложении. - Определите их род, число, падеж. - Выделите окончания. - Какие вопросы возникают? Физкультминутка | Склонение. -Три склонения имён существительных. -Склониться, поклон, склонённый. -Что такое склонение? -Какие это три склонения, в чём их различие? О сестре, дочери О сестре (ж.р.,ед.ч.,пр.п.) О дочери (ж.р.,ед.ч.,пр.п.). - Почему у существительных, стоящих в том же роде ,числе и падеже окончания разные? С отцом и дядей С отцом (м.р.,ед.ч.,т.п.) С дядей (м.р.,ед.ч.,т.п.) - Почему у существительных, стоящих в том же роде ,числе и падеже окончания разные? |
| |
- Для того чтобы ответить на поставленные вопросы я предлагаю вам провести наблюдение и вывести один из законов русского языка. -Вспомните, какие окончания у существительных м.р.,ср.р.,ж.р. в Им.п. - Сделайте вывод. -Работа в группах. 1 группа Измените по падежам сущ. ж.р. страна, земля. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод. 2 группа Измените по падежам сущ.. м.р. Слава и дядя. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод. 3 группа Измените по падежам сущ. ср.р. окно, поле, огонь. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод. 4 группа Измените по падежам сущ.ж.р. печь и степь. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод. - Сравните падежные окончания сущ.м.р. и ж.р. с окончанием –а,-я в начальной форме. - Можно ли их отнести к одной и той же группе имён существительных. -Сколько групп имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах. - Как иначе можно назвать эти группы слов? - Сколько склонений в русском языке? - Прочитай про себя определение на с.141. - Что значит просклонять слово? - Просклоняйте слово точка. - К какому склонению вы его отнесёте? - Назовите , по каким признакам определяем склонение имён существительных? - Как вы понимаете слова однотипные? - Ответьте на вопросы 2,4 на с.141-142 -Давайте ещё раз посмотрим на предложения в начале урока. - Почему у слов разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? - Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? | М.р. □ а я Ж.р. а я □ Ср.р. о е -Вывод: У имён сущ. Ж.р. и м.р. могут быть одинаковые □ в начальной форме, только по разному распределяются (в м.р.- чаще □, а в ж.р.- а,я). -Представляют свою работу по группам. -У сущ.в м.р.и.ж.р. одинаковые падежные окончания. -Да. -Три группы. -К первой группе относятся имена существительные м.р.и.ж.р. с окончаниями –а,-я. - Ко второй группе существительные м.р с □ и ср.р. с –о,-е. - К третьей группе существительные ж.р. с □ и мягким знаком на конце. -Склонения. -Три. -Изменить по падежам и числам. -К 1 склонению -По роду и окончанию в начальной форме. - Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими и те же звуки, например а/я,у/ю. - Они относятся к разным склонениям.
|
5.Первичное закрепление. (Применение на практике). | |
- Откройте учебник с. 142 - Выполним упражнение 159 (с устным объяснение). | - Капитан – н.ф. капитан, м.р., окончание- □, следовательно, это существительное 2-го склонения и т.д. |
6.Обобщение усвоенного. | |
- Кто сможет записать опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных? | Им.п. Ед.ч. Род Окончание |
7.Рефлексия. | |
- Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы. 1.сегодня я узнал… 2.было интересно… 3.было трудно… 4.я выполнял задания… 5.я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел…
10.у меня получилось … 11.я смог… 12.я попробую… 13.меня удивило… 14.урок дал мне для жизни… 15.мне захотелось… | -Ребята по одному высказывают своё мнение. |
8.Домашнее задание. | |
С.12 упр.1 (книга 2) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"
Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...
Что такое склонение? Три склонения имён существительных.
Разработка урока к уроку русского языка....