Урок русского языка "Экологическая экспедиция"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologicheskaya_ekspeditsiya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения

 Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с. Новоюрьево

Староюрьевского района Тамбовской области

Урок русского языка 

в 3 классе

Экологическая экспедиция

Автор

учитель начальных классов

Сутормина Наталия Ивановна

с. Новоюрьево

2013 год

Урок русского языка в 3-м классе

Экологическая экспедиция

Тема: Закрепление

Цель:

  • Закрепление  умения писать слова с безударными галсными, подбирать проверочные слова,  закрепление  знаний правописания частицы не с глаголом, умения  определять  части речи , давать им характеристику.
  • Задачи .
  • Образовательные:
  • примененять  полученные знания  на практике;
  • формировать  орфографическую  зоркость;
  • Воспитывающие:
  • закреплять  у детей знания  о культуре поведения в природе, учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  • Развивающие:
  •  формировать  умения анализировать звучащую речь;
  •  формировать  опыт работы с учебником;
  • развивать  речь, мышление, воображение.
  • Оборудование:
  • Звукозапись голосов птиц, плакаты (изображение цветущего луга, ствола дуба, фигурок зверей).

Эпиграф

 « К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

В. А. Сухомлинский:

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Слушание

 Послушайте стихотворение.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за невидимой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет  под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом , и так – целый день.

Пойдем-ка , дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

- Сегодня мы  отправляемся в научную  экспедицию и постараемся ответить на много вопросов, которые нам встретятся  в лесу.

 

 В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД ученики овладевают способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Постановка проблемной ситуации

 Чувство,береза, терраса,колонна, малина,сердце,прекрасный, аккуратный,сирень,красивыЙ

Вернадский.

Пытаются вспомнить свои знания о Вернадском, формулируют предложения.

Запись в тетрадях числа и классной работы.

Объясните правописание слов. Из букв, которые мы вставили  в слова, составьте слово. Из последнего слова возьмите букву Й

Чу.тво,б.реза, те.са,коло.а, м.лина,сер.це,прекра.ный, а.уратный,с.рень,кр.сивыЙ.

Какое слово у вас получилось?

Кто такой Вернадский? Что вы знаете о нем?

Владимир Иванович Вернадский  естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии .

Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.

Владимир Иванович некоторое время проживал в Моршнаском уезде  Тамбовской губернии , гдеслужил  земским гласным Моршанского уезда Тамбовской губернии

 

 Мы отправляемся в экологическую экспедици. Ученые ведут дневники наблюдений и мы с вами тоже будем записывать свои наблюдения.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 Закрепление знаний написания слов с безударной гласной, удвоенными согласными, непроизносимыми согласными.

Отработка умения формулировать предложения, отвечать на вопросы.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

В сфере регулятивных УУД ученики овладевают учебными  действиями,  способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Актуализация опорных знаний

 

Экология –это…(предположения детей)

ЭЭ

Экология

 Прежде, чем отправиться  в экспедицию, мы должны сформулировать цели своей научной работы..

Как вы понимаете значение этого слова?

Экология- наука о доме, но не о том, который строитель выстроили из кирпича, а о растения, животного. Все то, что окружает нас в природе,- это наш дом. Экология- наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Она изучает, как растения связано с воздухом, водой и другими растениями

Дует  тёплый ветерок, и листочки дуба составляют свои узоры.

 - Давайте повторим их в своих тетрадях.

ЭЭ

Экология

 Формирование каллиграфического письма .

 В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД ученики овладевают умением контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере коммуникативных УУД ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Закрепление материала

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы  и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева)

Нельзя портить кору деревьев.

2 вариант

Ребята ходили по полянке. Они любовались цветами, бабочками. После себя дети собрали все бумажки. Полянка осталась красивой и чистой.

  1. Привал.Физминутка.                          Спал цветок и вдруг проснулся

( туловище вправо- влево.)

Больше спать не захотел.

( туловище –вперед –назад)

Шевельнулся, потянулся,

( Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

( Руки вверх, влево, вправо).

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

( Покружиться).

 

Не разоряй птичьи гнезда.

Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

Не разоряй муравейники.

Лес - дом для зверей и птиц, а ты в нем гость.

  1.  Первое научное задание.Работа над текстом.

Изве.но, что р.бята нередко выр.зают (на)к.ре д.р.вьев на.писи, например , свои имена, делают другие о.метины. Это нарушает кр.соту природы  и очень вр.дит деревьям ( через ранку выт.кает сок, могут пр.никнуть (под)к.ру микробы и грибы-трутовики, которые вызывают з.б.левания и даже гибель дерева)

Запишите текст, объясните правописание орфограмм.

Сформулируте  вывод, который мы можем сделать из данного текста

Экологический опыт

Перед вами два текста . Выберите текст , который учит нас правильному поведению на прогулке. Запишите этот текст.

1 вариант

Р_бята с громкими криками бегали по п_лянке. Они рвали цв_ты, л_вили бабочек, мяли тр_ву. После себя дети оставили много мусора.

2 вариант

Р_бята х_дили по п_лянке. Они любовались цв_тами, бабочками. После себя дети собрали все бума_ки. П_лянка осталась кр_сивой и чистой.

Работа над текстом: подборка проверочных слов, повторение правила правописания безударных гласных в словах.

Над словами 1 и 2 предложения напишите название части речи.

Привал.

Физминутка.                          Спал цветок и вдруг проснулся

( туловище вправо- влево.)

Больше спать не захотел.

( туловище –вперед –назад)

Шевельнулся, потянулся,

( Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

( Руки вверх, влево, вправо).

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

( Покружиться).

  1. Научное задание. Работа по составлению предложения.

 - Как же надо себя вести в лесу, ребята? Почему?

Запишите правила поведения в лесу.

( Не) разоряй птичьи гнезда.

(не) обрывай в лесу паутину и (не)убивай пауков.

(не)разоряй муравейники.

Составление предложения  (слова написаны на доске):

Лес, ты, в нём, птиц, зверей, дом, гость, а, для, и.

Нахождение слов  сбезударными гласными, объяснение, подбор проверочных слов.

Обработка полученной информации

 Закрепление знаний о написании безударных гласных в корне слова и в приставке, написании парных согласных на конце слова и в приставке, правописании приставок и предлогов.

Повторение правописания безударных гласных в корне слова, словарных слов, закрепление знаний о частях речи.

Закрепление правописания частицы не с глаголами.

Закреплять умение составлять предложение из слов,  знания правописания безударных гласных.

 В сфере личностных универсальных учебных действий формируются знания моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

В сфере регулятивных УУД ученики овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, оценку, саморегуляцию - способность к преодолению препятствий.

В сфере коммуникативных УУД ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи, умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.

В сфере познавательных УУД ученики  учатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач, постановки и формулирования проблемы.

Контроль

Работа в группах

 Нужно бережно относиться ко всему живому на планете и к самой планете Земля. Защищать и оберегать ее.

Дети подходят  к доске по одному, читают своё послание, написанное на листочке дуба, и прикрепляют к плакату с изображением ствола дуба

 Наша экспедиция прошла успешно. Мы возвращаемся домой. Какие же выводы мы сделаем после обработки научной информации, полученной в ходе исследования?

Задание первой группе

Составьте памятку  по правилам поведения в на прогулке

Задание второй группе. Составьте памятку по правилам сбора природного материала.

Что же вы хотите пожелать  жителям планеты Земля?

Составить предложения –пожелания жителям нашей планеты.

 Актуализация экологических знаний учащихся.

Закреплять умение делать выводы.

Формировать умение состалять небольшой текст .

 В сфере коммуникативных УУД ученики приобретают  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи умение слушать и вступать в диалог, разрешать  конфликты, умение выражать свои мысли.

Рефлексия

Итог урока

Домашнее задание

 

Ученики показывают карточки с солнышком или тучкой.

Экология

 Про всех на свете

Все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепы

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны -

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

(Б. Заходер)

Как вы думаете, наша экологическая экспедиция была удачной, полезной?

Если да, то покажите солнышко, а если нет, то тучку.

Как называется наука, которая изучает взаимосвязь живых

Я ввожу детей в ситуацию: «Представьте,  что где-то в лесу растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, покачивает ветер, прилетают стайки птиц. Это деревце сказало по секрету, что очень  хочет иметь своего друга».

Далее предлагаю детям: «Напишите деревцу письмо. Подумайте, что вы можете предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».

.

 Актуализация экологических знаний учащихся.

 В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

 В сфере регулятивных УУД ученики овладевают способностью  к саморегуляции.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируются знания моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Светлана Юрьевна.Конспект урока русского языка "Спасательная экспедиция на остров Безударных гласных"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" -  увлекательное путешествие на остров Безударных гласных. Урок построен с применением ...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....