урок русского языка 1 класс ТЕМА: «СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Сухова Мария Ивановна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».

ФИО (полностью)

Cухова Мария Ивановна

Место работы

МОУ СОШ № 6

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

1

Базовый учебник

Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59

Цель:

 Образовательные:

Формирование знаний об особенностях звуков [ж] ,[ш]как всегда твёрдых;

способствовать развитию  навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши,же-ше под ударением;

обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

развивать умение соотносить схемы слов и предложений с буквенным их выражением.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.

Формирование УУД:

-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание роли знаний в жизни каждого человека;

иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

-Регулятивные УУД: определять  и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать  последовательность действий на уроке; учиться высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

-Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;

осуществлять анализ объектов;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением, предупреждать дисграфические  ошибки в смешении  звуков [ж], [ш], составлять предложения по картинке и по схеме.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание роли знаний в жизни каждого человека;

иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, определяют   и формулируют  цель на уроке с помощью учителя, проговаривают  последовательность действий на уроке, учатся  высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника (Регулятивные УУД)

Принимают  участие в работе парами,  группами, соблюдая общепринятые правила  общения и взаимодействия (Коммуникативные УУД)

Анализируют изучаемые факты языка  с выделением их отличительных признаков, ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов,

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Основные понятия:

Звуковая модель слова, схема предложения, ударный и безударный слог.

Межпредметные связи: Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Основные : учебник Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59

Дополнительные: презентация к уроку

Организация пространства: фронтальная работа, самостоятельная работа, парная работа

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание

Формирование УУД

1

Этап мотивации ученой деятельности

Организует проговаривание

правил поведения на уроке

Приветствуют

 учителя,

проверяют свою готовность

к уроку.

Здравствуйте ребята!

Придумано кем- то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро,

Солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!!! Улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте

Коммуникативные

УУД:

уметь совместно договариваться о

правилах поведения и общения в школе и следовать им.

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

Назовите парами слоги

Па        ве

Бо        зю

Зу        пя

Ты        ти

Вэ         бё

- По какому признаку определили пару? (твердые и мягкие согласные)

- Какие  гласные показывают, что согласный перед ним твердый?

 - а какие показывают что перед ним мягкий согласный?

Чистописание.

– Запишите гласные буквы, которые указывают на твёрдость предшествующего

согласного. (а, о, ы, у, э), а на следующей строчке гласные которые показывают мягкость

 согласного.

Проверь по образцу.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3

Этап выявления места и причины затруднения

Организует формулирование темы урока.

Организует постановку цели урока

Принимают

участие в

обсуждении

 проблемной

ситуации.

Формулируют

тему и задачи

урока.

- Ребята, закройте глаза ладошками. И мы вновь попадаем в Волшебный лес,

полон сказок и чудес.

Учитель: Между волшебницей и Машей возник спор.

Маша: - Каждая буква  согласного может  обозначать два звука - твёрдый и мягкий.

Например: [б, б, в, в, г, г ].

Волшебница:- Неужели  каждая?

Маша:- Каждая!

- Согласных звуков всегда два на одну букву!

 Учитель: - А вы, ребята, согласитесь с Машей? (не согласимся)

-  Какая проблема возникла?

( надо доказать, что  есть только  твёрдые  и только мягкие звуки)

 - Мы начинаем новую главу. Откройте оглавление, найдите значок (кот), стр 56, прочитай

те название  главы, откройте нужную страницу

 - Прочитайте название. Какая цель урока? (будем работать со звуками, у которых нет

мягкой пары).

 - Сначало мы их определим, что нам в этом поможет? (звуковой столбик)

Познавательные:

общеучебные – формирование

умения поиска

начала урока в

учебнике по

условным

обозначениям:

символу главы и порядковому

символу урока, а

также умения

 соотносить эти обозначения в

учебнике и тетради; личностные - самостоятельное формулирование

темы урока;

принятие целей

урока.

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

Организует работу  по наблюдению, анализу, сравнению.

Ребята

выдвигают

свои гипотезы

и приходят

к общему

выводу.

Волшебница

уточняет

правила.

Работа со звуковым столбиком.

– Рассмотрите звуковой столбик.

– Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим?

 (Голубым и зеленым.)

– Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева и  или справа?

– Движемся взглядом по левому столбику,отыскиваем глазами согласные,

у  которых   справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары.

- Произнеси звуки ж, ш, ц.

- Какие только звуки  обозначают буквы ж, ш, ц.

Сделайте cвой вывод.

Коммуникативные –

слушать и понимать

 речь других;

принимать позиции

других людей.

5

Этап реализации построенного проекта

Выдвигают

 свои версии.

Волшебница говорит:

- Не все согласные звуки  имеют пару по твердости-мягкости.

Есть только твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц), а    есть только мягкие согласные звуки

 (щ, ч, й).        

  Учитель: - Ребята, какая задача стоит перед вами дальше? (выяснить в каких случаях

пишутся сочетания жи -ши, же-ше.)

Для этого нужно провести исследовательскую работу.

   Учитель:

   – Произнесите слова: жизнь, жир, чижи.

– Как вы произносите? (твердо) какой слышим звук? (ы)

 – А теперь произнесите слова: шип, шишка, машина.

- какая буква написана после Ж и Ш? (и)

Волшебница:

- Правильно! Но в старину произносили мягкие  звуки [ш’и] и [ж’и]. Но это старинное

произношение до сих пор отражается на письме.

Учитель: Сделайте  вывод.

- Прочитайте на стр 57 1-ое правило

Записаны слова: шесть, шерсть, ж есть, служебный.(стр 58)

 Прочитайте слова.

Обращаемся к словарю.

- Что такое жесть? (железо  под влиянием влажного воздуха очень  быстро покрывается

ржавчиной.)

– как вы произносите? Какой звук слышите?(э) Какая буква написана после Ж, Ж

 - догадываешься, как раньше произносили эти слова? Попробуйте

Сделайте вывод. Прочитайте 2-ое правило на стр 58

- Как писать сочетание же-ше?

 Запомните: же–ше  пиши с буквой е.

– Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш …стой.

– Подумайте, почему вы не смогли этого сделать? Если  затрудняетесь ответить,

обратитесь за помощью к  Летучей  Мыши (с. 58).

- Сделайте свой вывод.

(Сочетания  жи–ши, же–ше пиши только под ударением.)

Вывод Волшебницы.

Твёрдо слышится-

Мягко пишется.

Физкультминутка

Слышит мишка краем уха,

К  Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

И  понять не может мишка,

Отчего над ухом … (шишка).

  Личностные:

  Самоопределе

  ние– работа над

   системой заданий,

   нацеленной на

   децентрацию

   школьника,

   ориентирующей

   его на учёт чужой

   точки зрения;

   осуществление

   функций

   самоконтроля

   процесса и результатов  

   деятельности.

   освоенными

 ззакономерностями, осуществлять

  сравнение и

     выделять общее

   и различное

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Организует проверку, самооценку, работу над ошибками.

Записывают

слова с проговариванием,

 делая опору

на новое

правило.

Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам освободить некоторых

детенышей.

 Работа по учебнику с. 59  упр.25.

Запись слов с проговариванием. Выпиши слова, вставив  в них пропущенные

буквы.

Пользуйся правилом!

- Сочетания жи-ши, же-ше подчеркиваем.

Личностные:

смыслообразова-

   ние – 

   организация

   участия учащихся

   в действиях

   интриги,

   содержащей

   гуманистический

   пафос,

   прививающей

любовь ко

   всему живому,

   ориентирующей  

   школьника

   помогать

 героям-животным,

    попавшим в плен, и

 решать с этой целью

    разные

    интеллектуальные

   задачи.  

Познавательные

 УУД:

восстановление нарушенного

 порядка в текстах интеллектуальных

задач.

Регулятивные:

анализ и

взаимопроверка

     деятельности.

7

Этап рефлексии учебной деятельности

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают , что узнали

 - На доске мухомор, шапка поделена на 3 части, каждая часть символизирует вопрос.

Интерес на уроке. Моя активность на уроке. Мои знания. С помощью цветов оцени себя.

(красный- очень, зеленый – не очень, желтых –не понравилось совсем)

Познавательные

 УУД: уметь

 ориентироваться в

своей системе

знаний:

8

Этап заключение - итог

- Каким правилом пользовались, что бы правильно написать слова?

  1. Этап мотивации ученой деятельности

Здравствуйте ребята!

Придумано кем- то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро,

Солнцу и птицам!

      Доброе утро, улыбчивым лицам!!! Улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия
  • Поработайте в паре, соедините слоги парами, обсудите по какому признаку вы их

Соединили и сделали парой. Сделайте вывод (твердые мягкие)

Слайд 2

Па        ве

Бо        зю

Зу        пя

Ты        ти

Вэ         бё

- Какие  гласные показывают, что согласный перед ним твердый?

 - А какие показывают что перед ним мягкий согласный?

Чистописание.

– Запишите гласные буквы, которые указывают на твёрдость предшествующего

согласного. (а, о, ы, у, э), а на следующей строчке гласные которые показывают мягкость

 согласного.

Слайд 3

Проверь по образцу.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

- Ребята, закройте глаза ладошками. И мы вновь попадаем в Волшебный лес,

полный сказок и чудес.

Слайд 4

Учитель: Между волшебницей и Машей возник спор.

Маша: - Каждая буква  согласного может  обозначать два звука - твёрдый и мягкий.

Например: [б, б, в, в, г, г ].

Волшебница:- Неужели  каждая?

Маша:- Каждая!

- Согласных звуков всегда два на одну букву!

 Учитель: - А вы, ребята, согласитесь с Машей? (не согласимся)

-  Какая проблема возникла?

Слайд 5

( надо доказать, что  есть только  твёрдые  и только мягкие звуки)

 - Мы начинаем новую главу. Откройте оглавление, найдите значок (кот), стр 56, прочитай

те название  главы, откройте нужную страницу

 - Прочитайте название. Какая цель урока? (будем работать со звуками, у которых нет

мягкой пары). Слайд 6

 - Сначало мы их определим, что нам в этом поможет? (звуковой столбик)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Работа со звуковым столбиком.

– Рассмотрите звуковой столбик.

– Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим?

 (Голубым и зеленым.)

– Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева и  или справа?

– Движемся взглядом по левому столбику,отыскиваем глазами согласные,

у  которых   справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары.

Слайд 7

- Произнеси звуки ж, ш, ц.

- Какие звуки  обозначают буквы ж, ш, ц: твердые или мягкие?

Сделайте cвой вывод.

5.Этап реализации построенного проекта

Волшебница говорит:

- Не все согласные звуки  имеют пару по твердости-мягкости.

Есть всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц), а    есть всегда мягкие согласные звуки

 (щ, ч, й).

  Учитель: - Ребята, какая задача стоит перед вами дальше? (выяснить в каких случаях

пишутся сочетания жи -ши, же-ше.) Слайд 8

Для этого нужно провести исследовательскую работу.

   Учитель:

   – Произнесите слова и поставьте ударение: жизнь, жир, чижи. Слайд 9

– Как вы произносите? (твердо) какой слышим звук? (ы)

 – А теперь произнесите слова и поставьте ударение: шип, шишка, машина. Слайд 10

- какая буква написана после Ж и Ш, а какая стоит под ударением? (и)

Волшебница:

- Правильно! В  старину произносили эти звуки мягко [ш’] и [ж’] Слайд 11. Но сейчас

они  стали твердыми. Это старинное произношение до сих пор отражается на письме.

Учитель: Сделайте  вывод.

- Прочитайте на стр 57 1-ое правило Слайд 12

Записаны слова: шесть, шерсть, ж есть, служебный. Слайд 13

 Прочитайте слова.

Обращаемся к словарю.

- Что такое жесть? (это лист железа, только очень тонкое.)

– как вы произносите? Какой звук слышите?(э) Какая буква написана после Ж, Ш.

 - догадываешься, в какими раньше были  произношения этих звуков? Попробуйте

Сделайте вывод. Прочитайте 2-ое правило на стр 58 Слайд 14

- Как писать сочетание же-ше?

 Запомните: же–ше  пиши с буквой е. Слайд 15

– Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш …стой. Слайд 16

– Подумайте, почему вы не смогли этого сделать? Если  затрудняетесь ответить,

обратитесь за помощью к  Летучей  Мыши (с. 58).

- Сделайте свой вывод. Слайд 17

(Сочетания  жи–ши, же–ше пиши только под ударением.)

Вывод Волшебницы.

Слайд 18

Твёрдо слышится-

Мягко пишется.

Физкультминутка

Слышит мишка краем уха,

К  Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

И  понять не может мишка,

Отчего над ухом … (шишка).

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам кое-что Слайд 19

 Работа по учебнику с. 59  упр.25.

Запись слов с проговариванием. Выпиши слова, вставив  в них пропущенные

буквы.

Пользуйся правилом!

- Сочетания жи-ши, же-ше подчеркиваем.

7. Этап рефлексии

На доске мухомор, шапка поделена на 3 части, каждая часть символизирует вопрос.

Интерес на уроке. Моя активность на уроке. Мои знания. С помощью цветов оцени себя.

(красный- очень, зеленый – не очень, желтых –не понравилось совсем)

8. Заключительный этап – итог

- Каким правилом пользовались, что бы правильно написать слова?

Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слова - признаки", 1 класс

Урок русского языка по теме "Слова - признаки". 1 класс...

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...

Конспект урока русского языка по теме "Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу".

Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Русский язык.Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных ...

Урок русского языка на тему "Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше"

Урок для 1-го класса по УМК "Перспективная начальная школа". Данный урок включает в себя тему, цели, планируемые результаты, этапы урока....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов"....