Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. Урок на тему: "Падеж имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век.
«Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)
Тема урока: Падеж имен существительных
Цели:
1. Обучающие (дидактические):
- Закрепление знания о системе падежей русского языка
- Отработка алгоритма определения падежа имен существительных в предложении
- Тренировка в определении падежа имен существительных
- продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.
2. Развивающие:
- развивать интерес учащихся к русскому языку;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;
- научить применять полученные знания на практике.
3. Воспитательные:
- воспитывать нравственное отношение учащихся к хлебу;
- формировать положительное отношение к учебе;
- развивать прилежность, старательность и аккуратность;
- добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Учебно-материальное оснащение:
- учебник «Русский язык» С.В.Иванов,М.И.Кузнецова Начальная школа 21 века.
- тетради;
- карточки – задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые);
- карточки – задания с текстом (разноуровневые)
План урока.
1. Организационный этап.
Внешняя составляющая:
- проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);
- проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).
Внутренняя составляющая:
- создание ситуации успеха с помощью музыки и специально подобранных текстов по теме: «Уважительное отношение к хлебу»
- сообщение темы и обоснование целей урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorit_padezh_avtosokhranennyy97.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век.
«Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)
Тема урока: Падеж имен существительных
Цели:
1. Обучающие (дидактические):
- Закрепление знания о системе падежей русского языка
- Отработка алгоритма определения падежа имен существительных в предложении
- Тренировка в определении падежа имен существительных
- продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.
2. Развивающие:
- развивать интерес учащихся к русскому языку;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;
- научить применять полученные знания на практике.
3. Воспитательные:
- воспитывать нравственное отношение учащихся к хлебу;
- формировать положительное отношение к учебе;
- развивать прилежность, старательность и аккуратность;
- добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Учебно-материальное оснащение:
- учебник «Русский язык» С.В.Иванов,М.И.Кузнецова Начальная школа 21 века.
- тетради;
- карточки – задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые);
- карточки – задания с текстом (разноуровневые)
План урока.
1. Организационный этап.
Внешняя составляющая:
- проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);
- проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).
Внутренняя составляющая:
- создание ситуации успеха с помощью музыки и специально подобранных текстов по теме: «Уважительное отношение к хлебу»
- сообщение темы и обоснование целей урока.
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали падежи имен существительных. Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке, посвященном нравственному отношению человека к хлебу, мы будем закреплять наши знания по этой теме.
И поработаем над одним из падежей. А в каком вы узнаете, если определите падеж имени существительного ХЛЕБ из пословицы.
И пес перед хлебом смиряется. ( В творительном падеже)
Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Актуализация прежних знаний.
1) Чистописание.
- Начнем урок как обычно с чистописания:
- В каких буквах встречаются эти элементы?
- Запись букв : в, д,з и ь,ы
2)Повторение однокоренных слов.
- Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей! (хлеб) - Подберите однокоренные слова к слову хлеб.
- Запись: Хлеб, хлебные, хлебороб, хлебопечка
3) Словарная работа
- Разновидность хлеба с начинкой. (пирог)
- Запись словарного слова в тетрадь (3 раза)
- Какие пословицы о хлебе вы еще знаете.
3. Воспроизведение учащимися знаний и способ действий.
Упражнение в постановке слов в форму Т. п.
1) А как вы понимаете смысл этих пословиц?
Хлеб батюшка, водица матушка.
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
Только ангелы с неба не просят хлеба.
Кто что знает, тем и хлеб добывает.
Определите падеж слова хлеб. Записываем его в тетрадь с главным словом.
Образец: (что?) хлеб- И.п., не просят ( чего?) хлеба - Р.п., добывает (что?) хлеб - В.п., смирятся перед (чем?) хлебом –Т.п.
физминутка
2) У вас на партах лежат цветные карточки с текстом.
( Разноуровневые, на карточках для более сильных учащихся не выделены жирным шрифтом существительные в творительном падеже)
1 уровень: Найдите имена существительные в творительном падеже. Выпиши сочетания слов в творительном падеже. Отметь в них окончания.
2 уровень: Выпиши выделенные сочетания слов, определи падеж.
Образец: Хлеб с (чем?) росою (Т.п.)
- Прежде чем вы начнете выполнять задание, ответьте как определить падеж существительного в тексте?
Алгоритм:
1. Найти слово, от которого зависит существительное
2. Задать от этого слова вопрос
3. По вопросу определить падеж
Виеру Г. П. «Хлеб с росою»
Когда Дору был совсем маленьким, он всегда за столом капризничал: то этого есть не хочет, то – того.
Раз мать спросила Дору:
- Хлеб с маслом хочешь?
- Нет!
- А хлеб с вареньем?
- Не хочу!
Услышал их разговор отец и спрашивает:
- А ты хлеб с росою хочешь?
- С чем? – не понял Дору.
- С росою.
Дору не знал, что ему ответить. Никогда он не слышал про хлеб с росою.
- Хочу хлеб с росою! Хочу!
- Хорошо, - ответил отец. – Только тебе до утра придется подождать. Утром на винограднике роса бывает.
Рано утром отец разбудил Дору.
Пошли они на виноградник. А над виноградником даже солнце еще не взошло.
- А где хлеб с росою? – спросил Дору.
- Подожди, - сказал отец. – Пока лопату бери. Давай поработаем. Когда солнце взойдет – самая лучшая роса будет.
Отец положил под куст виноградника завтрак – хлеб, брынзу и лук. Потом дал в руки сыну маленькую лопатку, а себе взял большую. Стали они работать.
Дору землю вокруг кустов разрыхляет, и отец тоже. Хорошо они работают!
- А хлеб с росою? – спрашивает Дору. – Мне есть хочется!
В это время над виноградником солнце взошло, а отец с сыном уже поработать успели.
- Теперь и поесть можно, - сказал отец.
Протянул он Дору кусок хлеба, а на нем роса так и блестит.
- Ну как, вкусный хлеб? – спросил отец и добавил: - С росою?
- Вкусный, - сказал Дору. – Правда вкусный!
Вопросу по содержанию текста:
- От какого хлеба отказался мальчик?
- Какой хлеб ему показался самым вкусным?
- Как вы думаете, почему?
3). Работа в парах
Учебник урок 84 упражнение 1.
5. Выполнение упражнения творческого типа.
- И, наконец, в последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово кот в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами.
Выполняется самостоятельно.
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый .........
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь ..........................
А теперь и за версту
Не приблизиться ................
Крыса старая - и та,
Видя грозного ....................,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться ............
Там дрожит и в темноте
Вспоминает .................... .
Стихотворение написано на карточках, у слабых учеников стихотворение написано вместе с предлогами.
Взаимопроверка.
6. Заключительный этап.
- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили о бережном отношении к хлебу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе
План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс
Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....
Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".
Внеурочное занятие получения , применения предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результа...
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI век"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"
Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классовРазделы: Русский язык Тема: «Главные члены предложени...
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»
Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
Цель: учить находить в предложении главные члены предложения или грамматическую основу по алгоритму....
Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Род имен существительных"
Технологическая карта урока с презентацией по программе "Начальная школа 21 века"...