Главные вкладки

    Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. Урок на тему: "Падеж имен существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Соловьева Марина Викторовна

    Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век.

    «Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)

    Тема урока: Падеж имен существительных

    Цели:

    1. Обучающие (дидактические):

    • Закрепление знания о системе падежей русского языка
    • Отработка алгоритма определения падежа имен существительных в предложении
    • Тренировка в определении падежа имен существительных
    • продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

     

    2. Развивающие:

    • развивать интерес учащихся к русскому языку;
    • развивать творческие способности учащихся;
    • развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;
    • научить применять полученные знания на практике.

     

    3. Воспитательные:

    • воспитывать нравственное отношение учащихся к хлебу;
    • формировать положительное отношение к учебе;
    • развивать прилежность, старательность и аккуратность;
    • добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.

     

    Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Учебно-материальное оснащение:

    • учебник «Русский язык» С.В.Иванов,М.И.Кузнецова Начальная школа 21 века.
    • тетради;
    • карточки – задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые);
    • карточки – задания с  текстом (разноуровневые)

     

     

    План урока.

    1. Организационный этап.

    Внешняя составляющая:

    • проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);
    • проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).

    Внутренняя составляющая:

    • создание ситуации успеха с помощью музыки и специально подобранных текстов по теме: «Уважительное отношение к хлебу»
    • сообщение темы и обоснование целей урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorit_padezh_avtosokhranennyy97.doc112 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век.

    «Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)

    Тема урока: Падеж имен существительных

    Цели:

    1. Обучающие (дидактические):

    • Закрепление знания о системе падежей русского языка
    • Отработка алгоритма определения падежа имен существительных в предложении
    • Тренировка в определении падежа имен существительных
    • продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

    2. Развивающие:

    • развивать интерес учащихся к русскому языку;
    • развивать творческие способности учащихся;
    • развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;
    • научить применять полученные знания на практике.

    3. Воспитательные:

    • воспитывать нравственное отношение учащихся к хлебу;
    • формировать положительное отношение к учебе;
    • развивать прилежность, старательность и аккуратность;
    • добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.

    Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Учебно-материальное оснащение:

    • учебник «Русский язык» С.В.Иванов,М.И.Кузнецова Начальная школа 21 века.
    • тетради;
    • карточки – задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые);
    • карточки – задания с  текстом (разноуровневые)

    План урока.

    1. Организационный этап.

    Внешняя составляющая:

    • проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);
    • проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).

    Внутренняя составляющая:

    • создание ситуации успеха с помощью музыки и специально подобранных текстов по теме: «Уважительное отношение к хлебу»
    • сообщение темы и обоснование целей урока.

    На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали падежи имен существительных. Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке, посвященном нравственному отношению человека к хлебу, мы будем закреплять наши знания по этой теме.

    И поработаем над одним из падежей. А в каком вы узнаете, если определите падеж имени существительного ХЛЕБ из пословицы.

                      И пес перед хлебом смиряется. ( В творительном падеже)

                    Как вы понимаете смысл пословицы?

         

     2. Актуализация прежних знаний.

    1) Чистописание.

    • Начнем урок как обычно с чистописания:

    • В каких буквах встречаются эти элементы?
    • Запись букв : в, д,з  и ь,ы

    2)Повторение однокоренных слов.

    • Было так:
      В какой-то миг
      Народился пых-пых-пых!
      Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
      Пока в печку не сел.
      Вышел оттуда не пых,
      А чудо:
      Румяный, блестящий,
      С корочкой хрустящей! (хлеб)
    • Подберите однокоренные слова к слову хлеб.
    • Запись: Хлеб, хлебные, хлебороб, хлебопечка

    3) Словарная работа

    •  Разновидность хлеба с начинкой.  (пирог)
    • Запись словарного слова  в тетрадь (3 раза)
    • Какие пословицы о хлебе вы еще знаете.

    3. Воспроизведение учащимися знаний и способ действий.

    Упражнение в постановке слов в форму Т. п.

        1) А как вы понимаете смысл этих пословиц?

     Хлеб батюшка, водица матушка.

                   Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

    Только ангелы с неба не просят хлеба.

                  Кто что знает, тем и хлеб добывает.

    Определите падеж слова хлеб. Записываем его в тетрадь с главным словом.

    Образец: (что?) хлеб- И.п., не просят ( чего?) хлеба - Р.п., добывает (что?) хлеб - В.п., смирятся перед (чем?) хлебом –Т.п.

    физминутка

    2)      У вас на партах лежат цветные карточки с текстом.

     ( Разноуровневые, на карточках для более сильных учащихся не выделены жирным шрифтом существительные в творительном падеже)

     

    1 уровень: Найдите имена существительные в творительном падеже. Выпиши сочетания слов  в творительном падеже. Отметь в них окончания.

    2 уровень: Выпиши выделенные сочетания слов, определи падеж.

    Образец: Хлеб с (чем?) росою (Т.п.)

    - Прежде чем вы начнете выполнять задание, ответьте как определить падеж существительного в тексте?

    Алгоритм:

    1. Найти слово, от которого зависит существительное

    2. Задать от этого слова вопрос

    3. По вопросу определить падеж

    Виеру Г. П.  «Хлеб с росою»

    Когда Дору был совсем маленьким, он всегда за столом капризничал: то этого есть не хочет, то – того.

    Раз мать спросила Дору:

    - Хлеб с маслом хочешь?

    - Нет!

    - А хлеб с вареньем?

    - Не хочу!

    Услышал их разговор отец и спрашивает:

    - А ты хлеб с росою хочешь?

    - С чем? – не понял Дору.

    - С росою.

    Дору не знал, что ему ответить. Никогда он не слышал про хлеб с росою.

    - Хочу хлеб с росою! Хочу!

    - Хорошо, - ответил отец. – Только тебе до утра придется подождать. Утром на винограднике роса бывает.

    Рано утром отец разбудил Дору.

    Пошли они на виноградник. А над виноградником даже солнце еще не взошло.

    - А где хлеб с росою? – спросил Дору.

    - Подожди, - сказал отец. – Пока лопату бери. Давай поработаем. Когда солнце взойдет – самая лучшая роса будет.

    Отец положил под куст виноградника завтрак – хлеб, брынзу и лук. Потом дал в руки сыну маленькую лопатку, а себе взял большую. Стали они работать.

    Дору землю вокруг кустов разрыхляет, и отец тоже. Хорошо они работают!

    - А хлеб с росою? – спрашивает Дору. – Мне есть хочется!

    В это время над виноградником солнце взошло, а отец с сыном уже поработать успели.

    - Теперь и поесть можно, - сказал отец.

    Протянул он Дору кусок хлеба, а на нем роса так и блестит.

    - Ну как, вкусный хлеб? – спросил отец и добавил: - С росою?

    - Вкусный, - сказал Дору. – Правда вкусный!

    Вопросу по содержанию текста:

    1. От какого хлеба отказался мальчик?
    2.  Какой хлеб ему показался самым вкусным?
    3. Как вы думаете, почему?

    3). Работа в парах

      Учебник урок 84 упражнение 1.

    5. Выполнение упражнения творческого типа.

    - И, наконец, в последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово кот в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами.

    Выполняется самостоятельно.

    У норы добычи ждет,
    Притаившись, серый .........
    Мышь осталась без хвоста,
    Вырываясь ..........................
    А теперь и за версту
    Не приблизиться ................
    Крыса старая - и та,
    Видя грозного ....................,
    Удерет в нору под дом,
    Чтоб не встретиться ............
    Там дрожит и в темноте
    Вспоминает .................... .

    Стихотворение написано на карточках, у слабых учеников стихотворение написано вместе с предлогами.

    Взаимопроверка.

    6. Заключительный этап.

    - Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили о бережном   отношении  к хлебу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе

    План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....

    Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс

    Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....

    Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".

    Внеурочное занятие получения , применения  предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результа...

    Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI век"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"

    Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классовРазделы: Русский язык Тема: «Главные члены предложени...

    Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»

    Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...

    Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

    Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....