Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. Урок на тему: "Падеж имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Соловьева Марина Викторовна

Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век.

«Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)

Тема урока: Падеж имен существительных

Цели:

1. Обучающие (дидактические):

  • Закрепление знания о системе падежей русского языка
  • Отработка алгоритма определения падежа имен существительных в предложении
  • Тренировка в определении падежа имен существительных
  • продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

 

2. Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к русскому языку;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;
  • научить применять полученные знания на практике.

 

3. Воспитательные:

  • воспитывать нравственное отношение учащихся к хлебу;
  • формировать положительное отношение к учебе;
  • развивать прилежность, старательность и аккуратность;
  • добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.

 

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Учебно-материальное оснащение:

  • учебник «Русский язык» С.В.Иванов,М.И.Кузнецова Начальная школа 21 века.
  • тетради;
  • карточки – задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые);
  • карточки – задания с  текстом (разноуровневые)

 

 

План урока.

1. Организационный этап.

Внешняя составляющая:

  • проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);
  • проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).

Внутренняя составляющая:

  • создание ситуации успеха с помощью музыки и специально подобранных текстов по теме: «Уважительное отношение к хлебу»
  • сообщение темы и обоснование целей урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorit_padezh_avtosokhranennyy97.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век.

«Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)

Тема урока: Падеж имен существительных

Цели:

1. Обучающие (дидактические):

  • Закрепление знания о системе падежей русского языка
  • Отработка алгоритма определения падежа имен существительных в предложении
  • Тренировка в определении падежа имен существительных
  • продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

2. Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к русскому языку;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;
  • научить применять полученные знания на практике.

3. Воспитательные:

  • воспитывать нравственное отношение учащихся к хлебу;
  • формировать положительное отношение к учебе;
  • развивать прилежность, старательность и аккуратность;
  • добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Учебно-материальное оснащение:

  • учебник «Русский язык» С.В.Иванов,М.И.Кузнецова Начальная школа 21 века.
  • тетради;
  • карточки – задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые);
  • карточки – задания с  текстом (разноуровневые)

План урока.

1. Организационный этап.

Внешняя составляющая:

  • проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);
  • проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).

Внутренняя составляющая:

  • создание ситуации успеха с помощью музыки и специально подобранных текстов по теме: «Уважительное отношение к хлебу»
  • сообщение темы и обоснование целей урока.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали падежи имен существительных. Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке, посвященном нравственному отношению человека к хлебу, мы будем закреплять наши знания по этой теме.

И поработаем над одним из падежей. А в каком вы узнаете, если определите падеж имени существительного ХЛЕБ из пословицы.

                  И пес перед хлебом смиряется. ( В творительном падеже)

                Как вы понимаете смысл пословицы?

     

 2. Актуализация прежних знаний.

1) Чистописание.

  • Начнем урок как обычно с чистописания:

  • В каких буквах встречаются эти элементы?
  • Запись букв : в, д,з  и ь,ы

2)Повторение однокоренных слов.

  • Было так:
    В какой-то миг
    Народился пых-пых-пых!
    Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
    Пока в печку не сел.
    Вышел оттуда не пых,
    А чудо:
    Румяный, блестящий,
    С корочкой хрустящей! (хлеб)
  • Подберите однокоренные слова к слову хлеб.
  • Запись: Хлеб, хлебные, хлебороб, хлебопечка

3) Словарная работа

  •  Разновидность хлеба с начинкой.  (пирог)
  • Запись словарного слова  в тетрадь (3 раза)
  • Какие пословицы о хлебе вы еще знаете.

3. Воспроизведение учащимися знаний и способ действий.

Упражнение в постановке слов в форму Т. п.

    1) А как вы понимаете смысл этих пословиц?

 Хлеб батюшка, водица матушка.

               Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Только ангелы с неба не просят хлеба.

              Кто что знает, тем и хлеб добывает.

Определите падеж слова хлеб. Записываем его в тетрадь с главным словом.

Образец: (что?) хлеб- И.п., не просят ( чего?) хлеба - Р.п., добывает (что?) хлеб - В.п., смирятся перед (чем?) хлебом –Т.п.

физминутка

2)      У вас на партах лежат цветные карточки с текстом.

 ( Разноуровневые, на карточках для более сильных учащихся не выделены жирным шрифтом существительные в творительном падеже)

 

1 уровень: Найдите имена существительные в творительном падеже. Выпиши сочетания слов  в творительном падеже. Отметь в них окончания.

2 уровень: Выпиши выделенные сочетания слов, определи падеж.

Образец: Хлеб с (чем?) росою (Т.п.)

- Прежде чем вы начнете выполнять задание, ответьте как определить падеж существительного в тексте?

Алгоритм:

1. Найти слово, от которого зависит существительное

2. Задать от этого слова вопрос

3. По вопросу определить падеж

Виеру Г. П.  «Хлеб с росою»

Когда Дору был совсем маленьким, он всегда за столом капризничал: то этого есть не хочет, то – того.

Раз мать спросила Дору:

- Хлеб с маслом хочешь?

- Нет!

- А хлеб с вареньем?

- Не хочу!

Услышал их разговор отец и спрашивает:

- А ты хлеб с росою хочешь?

- С чем? – не понял Дору.

- С росою.

Дору не знал, что ему ответить. Никогда он не слышал про хлеб с росою.

- Хочу хлеб с росою! Хочу!

- Хорошо, - ответил отец. – Только тебе до утра придется подождать. Утром на винограднике роса бывает.

Рано утром отец разбудил Дору.

Пошли они на виноградник. А над виноградником даже солнце еще не взошло.

- А где хлеб с росою? – спросил Дору.

- Подожди, - сказал отец. – Пока лопату бери. Давай поработаем. Когда солнце взойдет – самая лучшая роса будет.

Отец положил под куст виноградника завтрак – хлеб, брынзу и лук. Потом дал в руки сыну маленькую лопатку, а себе взял большую. Стали они работать.

Дору землю вокруг кустов разрыхляет, и отец тоже. Хорошо они работают!

- А хлеб с росою? – спрашивает Дору. – Мне есть хочется!

В это время над виноградником солнце взошло, а отец с сыном уже поработать успели.

- Теперь и поесть можно, - сказал отец.

Протянул он Дору кусок хлеба, а на нем роса так и блестит.

- Ну как, вкусный хлеб? – спросил отец и добавил: - С росою?

- Вкусный, - сказал Дору. – Правда вкусный!

Вопросу по содержанию текста:

  1. От какого хлеба отказался мальчик?
  2.  Какой хлеб ему показался самым вкусным?
  3. Как вы думаете, почему?

3). Работа в парах

  Учебник урок 84 упражнение 1.

5. Выполнение упражнения творческого типа.

- И, наконец, в последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово кот в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами.

Выполняется самостоятельно.

У норы добычи ждет,
Притаившись, серый .........
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь ..........................
А теперь и за версту
Не приблизиться ................
Крыса старая - и та,
Видя грозного ....................,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться ............
Там дрожит и в темноте
Вспоминает .................... .

Стихотворение написано на карточках, у слабых учеников стихотворение написано вместе с предлогами.

Взаимопроверка.

6. Заключительный этап.

- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили о бережном   отношении  к хлебу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе

План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс

Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".

Внеурочное занятие получения , применения  предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результа...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI век"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"

Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классовРазделы: Русский язык Тема: «Главные члены предложени...

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»

Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....