Урок русского языка в з классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сутормина Татьяна Алексеевна

Тема урока "Число и род имен существительных" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 3 классе

 " Число и род имен существительных"

                                                                  Суторминой Татьяны Алексеевны,

                                                                  учителя начальных классов

                                                                  филиала МБОУ Староюрьевской СОШ

                                                                  в с. Новоюрьево

Тип урока. Урок сообщения новых знаний (комбинированный).

Цель урока.
Учить определять число и род имен существительных.

Задачи урока.
1. Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом.
2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.
3. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
4. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
5. Воспитание интереса к предмету, самостоятельности.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

   Оборудование:

  • учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Л.М.Зеленина);
  • рисунок «Гимнастика для глаз»;
  • конверты с заданием;
  • плакат по определению рода имен существительных;
  • картинка «Помоги зимующим птицам»;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

 С добрым утром начат день,

 Первым делом гоним лень.

 На уроке не зевать,

 А работать и писать.

 Тихо сели. Начинаем урок!

II. Повторение изученного материала.

   1. Гимнастика для глаз.

Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.

1

2

3

4

5

6

7



с

к

н

и

у

р

о

Дети: Рисунок.

2. Каллиграфическая минутка

У. Сколько слогов в этом слове? Как узнали?

 Угадайте, какую букву мы будем писать. Она находится в этом слове. Стоит первой во втором слоге.  - Охарактеризуйте букву с и звук [с].

Д. Согласный, глухой, твердый, парный.

У. Напишите по образцу буквы, соединение буквы с с гласными буквами.

С с  Сс

са  си  су  ся  

рисунок зарисовка нарисовал рисование

У. Найдите лишнее слово. (Нарисовал)

- Почему так думаете?

У. Какой частью речи является остальные слова? Докажите.

Д. Слова являются именами существительными, так как отвечает на вопрос что?

III. Актуализация знаний

1.  У. Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого. (На доске)

М . лыш мурлыкал, как к . тёнок,

 в своей постели м . ховой.

 А за . кном вторые сутки

 пурги не ут . хает вой.

У. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма? Как проверить проверяемые гласные в корне слова?

   Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.

(Один ученик работает у доски)

У. Какие имена существительные вы выписали?

Д. Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой.

У. Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.

Д. Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном.

У. На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные?

Д. Данные имена существительные можно разделить на две группы так: в первую группы возьмем слова малыш, котенок, так как это одушевленные имена существительные, во вторую группу – постель, окно, пурга, вой. Это неодушевленные имена существительные.

– А можно разделить по-другому: в первую группу взять имена существительные малыш, котенок, постель, окно, пурга – так как они имеют форму единственного и множественного числа, а в другую группу – слово вой – которое имеет форму только единственного числа.

2. Обобщение.

У. Что мы уже знаем об имени существительном?

Д. Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы кто? и что?

– Обозначает предмет.

– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.

– Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко.

IV. Физкультминутка

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

V. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

(На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов)

Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.

У. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы.

Д.  Данные имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове. В первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога. Во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов. В третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.

– Слова можно разделить и по положению ударения в слове. Первую группу составят слова конь, доктор, вой – в них ударение падает на первый слог; слова гнездо, болото, осина, малыш, котенок, постель, окно, пурга – вторая группа, ударение падает на второй слог; третья группа – колесо – ударный слог последний.

2. Постановка учебной задачи.

У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.

У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

3. Грамматическая сказка.

У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

   В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

   А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

   Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул,…).  Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

У.  На какие три группы делятся имена существительные?

Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.

(Работа по таблице)

У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (на доске):

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

У. Пользуясь секретом королевы, определите род имен существительных. (Один ученик работает у доски)

У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

(Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с.63)

VI.  Закрепление.

1. Распределите слова по колонкам в зависимости от рода, запишите их.

Упражнение 30 – самостоятельно.

 (Проверка)

2. Комментированное письмо, № 31

VII.  Творческая работа

 1.  Составление рассказа по картине «Помоги зимующим птицам»  (устно)

 2. Записать имена существительные и определить род.  (Кормушка, корм, птица, девочка и т. д.)

(Проверка)

  1. Самостоятельная работа

Задание: «Помоги Незнайке»

У. Ребята, на наш класс пришла бандероль. Незнайка просит вас о помощи.

  • Поможем ему?
  •  У каждого в конверте записаны имена существительные. Вы должны определить их род, но там еще есть лишнее слово, которое он не может найти. А вам не составит труда. Так ведь? Это слово вы подчеркните.

   Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей, гнев, ярость, дорога, вид, картина, зеленый, зрелище, заглавие, заголовок, название.

(Выполняют задания и конверты сдают)

Домашнее задание: Выучить правило на с. 63, № 32, с. 64

VIII. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

– Расскажите, чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

– Что получилось?

 – Что было трудно?

-У каждого из вас на столах лежит лесенка из пяти ступенек. С её помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

У. Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Оценки.

Литература:

  1. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку» 4 класс Москва: «ВАКО», 2009
  2. Я.Ш.Гараева «Поурочные разработки по русскому языку» 4 класс

Москва: «ВАКО»,2008

  1. Т.В.Титкова, Э.З.Горбачева «Открытые уроки» Москва: «ВАКО»,2008
  2. С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина «Нестандартные уроки в начальной школе».- Волгоград: Учитель, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.

Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....