Правописание безударных окончаний имён существительных в род., дат., предл. падежах
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Подробный конспект урока русского языка  по данной теме  с УУД. Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4kl.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока  русского языка

учителя начальных классов  МАОУ «Самковская СОШ»

Томилиной  Л. Ю.

  1. 4 класс
  2. Русский язык. Тема: Правописание  безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
  3. Этап обучения по данной теме: основной
  4. Цель: формирование у учащихся умения выделять существенные признаки имён существительных, по которым распознаются падежи и  умения правильно писать и употреблять в речи окончания имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Задачи для учителя:  создать условия для формирования у учащихся практических навыков правописания окончаний имён существительных   в родительном, дательном и предложном падежах;  организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

  1. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
  2. Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода (исследовательская технология), ИКТ
  3. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  4. Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, дидактический  материал. Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», Асмолов А. Г. «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты»
  5. Прогнозируемые результаты:

   Предметные:

          В конце урока ученики

  • знают окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
  • умеют правильно писать окончания имён существительных в данных падежах.

Метапредметные:

  • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Этап;  время;

цель этапа; УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение

   к    деятельности

   1 мин.

   Цель: Включение в  учебную

 деятельность на

личностно-значимом   уровне.


Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

Создаёт условия для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность.                                 (Слайд№1)  

- Рада всех вас видеть на уроке русского языка. Сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.


Включаются в учебную деятельность.

2.Языковая разминка 

2мин.

Комплексное повторение с элементами актуализации  изученного







Предлагает упражнение по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой 

 На доске  записаны слова из стихотворения  (приложение 1)                    

    Собака, стол, котёнок, помощь, пенал, кино, конфеты.

- Запишите те слова, написание которых вы считаете более трудным

Выбирают слова

Записывают слова в тетрадях

3.Актуализация знаний

   7 мин.

 Цель: Готовность  

 мышления и    

 осознания

 потребности к

 построению нового

 способа действий.


 Формируемые УУД:

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы


1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Какой частью речи являются записанные слова?  

- Какое слово вы бы исключили из данных слов? Почему?

                                          (Слайд №2)


- Что называется склонением?



На доске карточки с падежами и их вопросами   (вразброс)





Убирает падежи с вопросами, оставляя Р.п. кого?чего? Д.п.кому?чему? П.п.о ком? о чём?

Участвуют в диалоге:



- Существитель-ные

- Кино – несклоняемое существительное


Изменение существитель-

ных  по падежам

Работают два ученика, расставляют по порядку падежи с их вопросами

Проверяют все

4. Постановка  

    учебной задачи   (создание  

    проблемной

      ситуации)

 5 мин

  Цель: Выявление  

  места и причины

  затруднения,

  постановка цели

  урока.


Формируемые УУД:

 Познавательные:

 постановка и

 формулирование  

 проблемы; поиск и

 выделение

 необходимой

 информации


 Регулятивные:

 целеполагание;


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли










1.Даёт задание.

- поставьте существительные дорога, облако, речь в данных падежах.





- Почему затруднились?








- Как правильно писать безударные окончания?



2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.

- Можете ли вы сформулировать тему  урока?

                                          (Слайд №3)







- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

                             

Выполняют задание.

Возникают сомнения в правописании окончаний


Окончания безударные, находятся в слабой позиции

 

Выдвигают

варианты:

- запомнить;

- сравнить с ударными окончаниями




Правописание безударных окончаний имён существитель-

ных в родительном, дательном и предложном падежах

Научиться правильно писать безударные окончания имён существитель-ных

5. «Открытие»

    детьми нового

     знания.

  10  мин

 Цель: Построение

 детьми нового способа

 действий и

 формирование  

 способности к его  выполнению


Формируемые УУД:

 Познавательные:

 Построение  

 логической цепи

 рассуждений;  

 самостоятельное

 создание способов

 решения проблем  

 поискового характера;


 Коммуникативные:

 Инициативное

 сотрудничество в

 поиске и сборе

 информации со

 сверстниками и с

 учителем


1. Стимулирует к деятельности.

- Предлагаю  два варианта: первый – сама объясню, второй – на основе ранее полученных знаний попробуете выполнить сами.

Какой вариант выберете вы и почему?

2. Организует  деятельность


Выберите существительные 3-го склонения и поставьте в нужных падежах        

                                     (Слайд №4)


- Вы сможете научиться правильно писать безударные окончания, только думая своей головой и пытаясь работать самостоятельно.


- Молодцы. Значит, вы

  умеете применять ранее

  полученные знания.

- Открытые вами знания

  позволили выполнить задание.

 

   Сверьтесь с таблицей окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

                                        (Слайд № 5)



Предпочитают «открывать» новое знание сами





Выполняют задание

Пишут слова










Работают с информацией в учебнике и корректируют ошибки.

Сверяют с окончаниями в таблице.

Объясняют и делают выводы:

безударные окончания существительных пишутся так  же как и  ударные окончания



 

6. Первичное закрепление

 9 мин.

 Цель: Усвоение нового способа действий


Формируемые УУД:

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение алгоритмом правописания безударных окончаний существительных вР.п., Д.п., П.п.

1.Организует работу по закреплению нового знания


- Прочитайте из упражнения 228 рассказ о бобрах и подготовьтесь ответить устно на вопросы.  

                                         (Слайд №6)

 Напишите словосочетания из текста, где существительные в Р.п., Д.п., П.п.










2. Проводит физминутку.

Поднимает руки класс –  

                             это раз.

Повернулась голова –

                             это два.

Руки вниз, вперёд смотри

                            - это три.      

Руки в стороны пошире  

     развернули – на четыре.

Самого себя обнять –

                               это пять.

Всем ребятам дружно

                сесть – это шесть.

А когда мы скажем восемь

                 – значит тишины

                           попросим.





Читают текст

и отвечают на вопросы



 лесной речки,   в нижней части, в домике, бобры в безопасности, подобраться к хатке.





Выполняют упражнения под стихотворение



















7.Самостоятельная работа

 7 мин.

Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха

Формируемые УУД:

Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество

Загадывает загадку.

Отгадайте загадку:


Игривый, шаловливый,

Болтливый, говорливый,

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.        (ручей)



Даёт самостоятельное задание на слайде.

- Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы.

                                         (Слайд №7)


Предлагает проверить написанное






                                                        


 Называют отгадку







Списывают текст загадки с экрана и вставляют пропущенные буквы.

Сверяются с написанным на слайде


8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Домашнее задание

4 мин

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.

Формируемые УУД:

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка

1.Организует анализ полученного результата урока

 

- Какую цель урока мы ставили?









- Достигли мы этой цели?

2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.

 




3. Проводит инструктаж  по домашнему заданию:     (Слайд №8)

1 вариант – упражнение 237;

2 вариант – упражнение 240.

Вспоминают поставленную цель урока.

- Научиться писать безударные окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- Достигли.

Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.

Высказывают мнения





                                                           

 Приложение 1

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Котёнок, помощь и пенал,

Кино или конфеты.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах".Тупицына Т.А....

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Русский язык  4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

урок русского языка в 4 классе."Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже".

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.Примененные педагогические технологии: технология игрового обучения, информа...

презентация к уроку русского языка в 4 классе. "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже".

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.Примененные педагогические технологии: технология игрового обучения, информа...