Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Петрова Анна Юрьевна

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме"Обобщение знаний о правописании окончаний имён прилагательных в единственном числе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russk.yaz_.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России»

Класс: 3

Тема: «Обобщение знаний о правописании окончаний имён прилагательных в   единственном числе».

Цель: создать условия для обеспечения высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность

Задачи: способствовать овладению умением писать окончания имён прилагательных в единственном числе; формировать умение работать в группе; воспитывать внимание и любовь к родному языку.

Оборудование: конверт для каждой команды (кроссворд – Приложение1, текст с пропущенными буквами и именами прилагательными – Приложение 2, карточки с названиями цветов для лексической работы – Приложение 3, зелёная карточка с названиями цветов – Приложение 4, полоски с названиями цветов – Приложение 5, бланк с проверочной работой – Приложение 6, полоски с половинками пословиц – Приложение 7.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Тема урока.
  3. Аукцион знаний.
  4. Роль имён прилагательных в речи.
  5. Лексическая работа.
  1. Работа с устойчивыми словосочетаниями.
  2. Нахождение лишнего слова.
  3. Расположение оттенков в порядке возрастания признака.
  1. Проверочная работа.
  2. Составление и запись пословиц.
  3. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Использованы элементы образовательных технологий:

здоровьесберегающей,

группового обучения,

проблемно-диалогической,

игровой.

Ход урока

  1. Организационный момент.

            Класс разделён на группы.

            Проверка готовности к уроку (конверты с заданиями для каждой группы, тетради, пенал).

  1. Актуализация знаний. Тема урока.

            Командам предлагается разгадать кроссворд (Приложение 1). При правильном разгадывании в выделенном столбике получится слово, являющееся темой урока(«Прилагательное»).

  1. Аукцион знаний.

Каждая команда по очереди сообщает одно знание об имени прилагательном.

Физкультминутка

            Птички прилетели,

            Крыльями помахали,

            Сели, посидели,

            Дальше полетели.

  1. Роль имён прилагательных в речи.

Учитель предлагает разгадать загадку:

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

самая болтливая.

              Учитель показывает изображение сороки и предлагает командам прочитать отрывок из текста Г. Скребицкого, в котором дано описание внешнего вида сороки, но лишённый имён прилагательных (Приложение 2), и дополнить текст подходящими по смыслу именами прилагательными.

               Проверка: каждая команда читает получившийся текст, обсуждается наиболее удачное использование прилагательных.

               Затем учитель предлагает списать получившийся текст, вставляя пропущенные буквы, и найти в тексте прилагательное мужского рода в творительном падеже (зеленоватым).

Физкультминутка (для пальцев)

             Пой-ка, подпевай-ка.

             Десять птичек – стайка.

             Эта птичка – соловей,

             Эта птичка – воробей,

             Эта птичка – совушка,

             Сонная головушка.

             Эта птичка – свиристель,

             Эта птичка – коростель,

             Эта птичка – скворушка,

             Серенькое пёрышко,

             Это – зяблик, это – стриж,

             Это – развесёлый стриж.

             Ну а это – злой орлан.

             Птички, птички, по домам!

  1. Лексическая работа.
  1. Работа с устойчивыми словосочетаниями. Родовые окончания имён прилагательных.

            Учитель предлагает достать из конверта листы цветной бумаги и выбрать из них те, которые понадобились бы, чтобы изобразить сороку (белый, чёрный). Затем предлагает достать карточки с названиями цветов (Приложение 3), составить и записать словосочетания, выделить окончания прилагательных. Работа команд проверяется, выясняется значение словосочетаний, например, «зелёный огонёк» - такси, «зелёная улица» - свободная улица, «зелёный патруль» - природоохранный патруль, «зелёное поле» - поле зелёного цвета – футбольное или травяное.

  1. Нахождение лишнего слова.

           Учитель предлагает достать из конверта зелёную  карточку (Приложение 4), прочитать слова на ней, найти лишнее, обосновать свой выбор (лиловый, т.к. остальные слова – оттенки зелёного).

  1. Расположение оттенков цветов в порядке возрастания признака.

           Учитель просит достать из конверта полоски с названиями цветов(Приложение 5) и расположить их в порядке усиления цвета (возрастания признака). Работа команд проверяется, корректируется.

  1. Проверочная работа.

           Каждый ученик получает бланк (Приложение6), подписывает его, читает текст и вставляет пропущенные окончания имён прилагательных.

  1. Составление и запись пословиц.

           Учитель просит достать из конверта полоски с половинками пословиц (Приложение 7), составить из них и записать пословицы. Работа команд проверяется, выясняется смысл составленных пословиц.

  1. Подведение итогов урока.

           Учитель просит учеников объяснить значение выражения «трещать, как сороки».

Затем может прочитать стихотворение:

А ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

          Учитель благодарит команды за работу, спрашивает, что понравилось, запомнилось на уроке, что вызвало трудности.

Приложение 1

        ЗАПЯТАЯ        1. Знак препинания при однородных членах.

        КОРЕНЬ        2. Общая часть родственных слов.

 СУФФИКС        3. Часть слова, стоящая после корня и служащая для

  ПРЕДЛОЖЕНИЕ             образования новых слов.

       УДАРЕНИЕ        4. Группа слов, связанных между собой по смыслу и

    СЛОГ            выражающих одну мысль.

   АЛФАВИТ         5. Выделение голосом одного из слогов в слове.

           ТЕМА         6. Часть слова, которую образует гласный.

         ТЕКСТ         7. Буквы, расположенные в определённом порядке.

     СКЛОНЕНИЕ         8. То, о чём говорится в тексте.

    РЕЧЬ         9. Группа предложений, связанных между собой по                

  ОКОНЧАНИЕ                                         смыслу и объединённых темой.

       ПОДЛЕЖАЩЕЕ                          10. Изменение имён существительных по падежам.

     ПРЕДЛОГ                                       11. Средство человеческого общения.

                                                              12. Изменяемая часть слова.

                                                              13. Главный член предложения.

                                                              14. Несамостоятельная часть речи, относящаяся к                    

             существительному или местоимению.

Приложение 2

                У сорок.  Есть прозвище – белобока. И правда, по б.кам у неё пёрышки совсем ………..  . А вот г.л.ва, крылья и хвост ……….., как у в.роны. Очень кр.сив у сорок.  Хвост - ……….., ………….., будто стр.ла. И перья на нём не просто …………., а с ……………… отливом. ………….. птица сорока!

Приложение 3

Зелён…. (огонёк, улица, патруль, поле)

Бел….(олимпиада, голова, золото)

Чёрн…. (золото, зависть)

Приложение 4

Изумрудный, лиловый, салатовый, болотный.

Приложение 5

Зеленоватый

Зелёный

Зелёный – презелёный

Зелёненький

Зелёный – зелёный

Зеленеющий

Приложение 6

Фамилия и имя:______________________________

Тема: « Правописание имён прилагательных в единственном числе».

Прочитай. Вставь пропущенные окончания.

Как-то раз с больш….  клёна

Оторвался лист зелён…

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелён… листа.

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг зелён… пёс

Шмыг к зелён…. листу.

Лапой хвать зелён… лист –

Дескать, поиграем.

«Не хочу», - парашютист

Головой качает.

Ветер вмиг с листом зелён…

Над землёй взметнулся снова.

Я пишу в саду зелён…

Стих о том листе зелён… .

Приложение 7

Сорока стрекочет –        гостей пророчит.

Сорока один раз клюнет –         десять раз осмотрится.

Сороку губит не осторожность,        а жадность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...