КВН по русскому языку 4 класс
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Циколина Екатерина Валериевна

Обобщение знаний по русскому языку в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_po_russkomu_yazyku_dlya_4_klassa.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку для 4 класса.

Цели:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделам «Лексика », «Фонетика», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис».

2.Развивать мышление : умение обобщать, сравнивать, делать  выводы, анализировать ; память, внимание, воображение.

3.Привить любовь к языку, формировать интерес и учить бережному  отношению к языку.

Оборудование:

На доске написаны названия разделов, но закрыты и открываются по ходу занятия.

Из магнитных букв составлено слово ТРАНСПОРТ

Украшение класса высказываниями поэтов и писателей о русском языке.

        Ход  занятия.

Дети читают стихи Я. Белинского «Русский язык».

        Моя основа, азбуки азы,

        Средь нежности, и мудрости, и грусти,

        Мой коренной, непостижимый, русский-

        Души моей, судьбы моей язык.

        Припав к тебе, я набирался сил,

        Как были трудны первые уроки,

        Когда я в тишине произносил -

        Всегда впервые! – пушкинские строки.

        Сквозь свет и сумрак пробивался слог

        Таинственный, упрямый, дерзновенный –

        Так начинался звёздный диалог

        Между душой мятежной и вселенной…

        Друг новизны, враг всех канонов узких,

        Пронизанный озонами грозы,

        Мой чеховский, мой пушкинский, мой русский,

        Души моей, судьбы моей язык!

Учитель:

- Ребята, мы почти заканчиваем 4 класс. За эти годы вы многому научились, многое узнали. Сегодня вам предоставляется возможность блеснуть знаниями по русскому языку. Постарайтесь быть внимательными, сосредоточенными, вспомните изученное. Потому что мы будем играть в КВН, покажем, какие мы знатоки русского языка. Для  этого создадим две команды. В команды попадут те, кто первым верно ответит на мои вопросы. За верный ответ получаете жетон – пропуск в команду. Остальные станут болельщиками. ( Жетоны двух цветов ).

        ВОПРОСЫ

1.Какая часть слова самая главная?

2.У слов какой части речи суффикс может стоять после окончания?

3.Сколько гласных букв в русском языке?

4.Сколько гласных звуков в русском языке?

5.Когда пишется разделительный твёрдый знак?.

6.Когда пишется разделительный мягкий знак?

7.Какие слова называются синонимами?

8.Какие слова называются антонимами?

9.Какие слова называются однокоренными?

10.С помощью каких частей слова образуются новые слова?

11.Что называется подлежащим?

12.Что называется склонением?

13.Как образовать начальную форму имени существительного?

14.Как определить падеж имени существительного?

( Дети дают полные обоснованные ответы).

У нас образовалось две команды по семь человек. Выберите капитана, название команды. А мы отправляемся путешествовать по разделам русского языка.

Словарный состав языка, совокупность всех слов. (Дети называют и на доске открывается надпись : ЛЕКСИКА )

Команды получают задание:

1.Назови одним словом

- опытный воин( ветеран);

- клокотать, бурлить, протекать стремительно (кипеть) ;

- цвет розы ( розовый );

2.Вспомни синоним к словам:

- бояться (робеть);

- доктор, лекарь (врач);

- дети (ребята);

- вьюга (метель, пурга );

- обмануть (надуть);

3.Вспомни антоним к словам:

- мрак (свет);

- громкий (тихий );

- любить (ненавидеть );

- физиономия ( лицо);

- немолодой (пожилой);

4.Объясни сочетания слов:

- собаку съел (большой знаток чего-то);

- белые мухи (снег);

- работать засучив рукава (много, усердно)

За правильный ответ команда получает по баллу (максимум за задание – 16).

Пока команды работают, болельщики с учителем аналогично:

1.Назови одним словом

- болтливый человек (болтун);

- ленивый человек (лентяй);

- храбрый человек (храбрец);

- сильный человек (силач);

-грубый человек (грубиян);

2.Синонимы:

- бояться (робеть);

- есть (кушать);

- дорога (путь);

- всадник (наездник);

- держава (страна);

- сражение (битва);

-знамя (флаг);

3.Антонимы:

- чёрный (белый);

- день

- будни

- вкусная (пресная);

- торопливо

4.Сочетания слов:

-бить баклуши( бездельничать);

- сесть в калошу (опозориться);

- заморить червячка ( перекусить)

За правильный ответ даётся жетон.

Подведение итогов жюри.

Раздел науки о языке, совокупность всех слов. ( Дети называют и на доске открывается надпись фонетика ).

Командное задание:  даётся  фонетическая транскрипция 5 слов – необходимо написать слова.

Задания для болельщиков на доске : правильно поставить ударения в словах:

Портфель  случай  статуя   магазин красивее  звонит  шофер  алфавит  средство  столяр  библиотека  баловать  километр  повторим

Подведение  итогов двух конкурсов жюри.

Раздел науки о языке, который изучает группировку  слов по частям речи. ( Морфология ).

Общее  задание ( оценивается )

1.Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена. (Местоимение)

2.Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам знать, беречь.( Прилагательное )

3.Давно живу  я в мире этом,

Даю названия предметам. ( Существительное)

4.Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт. (Глагол)

Задание командам: даётся текст, определить части речи.

Болельщики – игра «Произнеси  отгадку  орфографически»

- Игра на льду с шайбой.

-Дорога, с обеих сторон обсаженная деревьями.

-Место, где продают билеты.

-Человек, совершающий поездку в транспорте.

-Дорога, покрытая асфальтом.

-Комната для учёбы.

Далее из букв слова транспорт составляют как можно больше слов.

Подведение итогов жюри.

Система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний. (Орфография ).

И командам, и болельщикам даётся группа слов с пропущенными буквами на разные виды орфограмм.

Подведение итогов.

Все правила о постановке знаков препинания в тексте. (Пунктуация ).

Командам: добавить слова в рифму, расставить знаки препинания, чтобы получилось стихотворение.

------- солнце        --------- не спешу

-------- оконце        -------- пишу

-------- привет        -------- в тетрадь

-------- кабинет        -------- пять

Болельщики отгадывают:

- Его корень в слове лесной, приставка в слове перелет, суффикс в слове грибок, окончание как у слова волк. (Перелесок).

- Его корень в слове дороженька, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание как у слова заяц, (Подорожник).

- Эти слова справа налево и слева направо произносятся одинаково:

Прибыль – доход

Повар на корабле – кок

Огнестрельное  оружие – наган

Палатка из веток и соломы – шалаш

Подведение итогов.

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

   

        Составлен  учителем  начальных классов

        МОУ лицея № 57 г. о. Тольятти

Циколиной Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....