Урок русского языка в 3 классе "Предложения с интонацией перечисления"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Байкова Вера Андреевна

УМК «Школа России». Русский язык. Авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Бережковская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок

русского языка в 3 классе

«Предложения с интонацией перечисления»

(УМК «Школа России». Авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова)

Учитель: Байкова Вера Андреевна

2013 г

Тема урока: Предложения с интонацией перечисления

Целевые установки урока:

  • сформировать представление учащихся о предложениях, содержащих перечисление; о знаках препинания в предложениях с перечислением;

сформировать умение передавать интонацию перечисления в устной речи и обозначать её на письме;

  • обогатить речь детей термином «предложения с интонацией перечисления»;
  • актуализировать представления учеников о восклицательной, невосклицательной и вопросительной интонации; о значимости интонации в устной речи; о смысловой и интонационной законченности предложения;
  • сформировать на основе речевого опыта учащихся умение различать предложения с восклицательной, невосклицательной и вопросительной интонацией и верно оформлять их на письме в зависимости от интонации;
  • сформировать опыт работы с учебником, готовность к самостоятельной работе с ним.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание; с. 87;

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1:  с. 89;

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…» и др.);  с. 89, упр. 56;

познавательные УУД:

– устанавливать причинно-следственные связи;   с. 90, упр. 58;

коммуникативные УУД:

– работа со взрослым (учителем);   с. 87, упр. 54; с. 88, упр. 55;

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (упражнения с заданиями «Подумайте…»,  «Объясните…», «Продолжите высказывание…»); с. 89, упр. 56.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

– приобщение третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – целеполагание;   с. 87;

– предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; с. 90, упр. 58;

– создание ситуации формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях;   с. 87, упр. 54; с. 88, упр. 55.

Планируемые результаты урока

Учащиеся научатся:

– слышать интонацию перечисления в устной речи; передавать в устной речи «интонацию перечисления»;

– «чувствовать» (осознавать) в структуре написанного предложения (записываемого предложения) элементов перечисления;

– расставлять знаки препинания в предложениях с перечислением;

– давать обобщенную характеристику значения интонации в речи;

– понимать (осознавать) интонационное богатство русского языка; понимать ограниченность возможности знаков препинания для передачи различной интонации устной речи: радости, удивления, испуга.

Тип урока: комбинированный с применением ИТ.

Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая, ИТ технология,

личностно – ориентированная.

Формы работы: зрительно- вербальный анализ и синтез, тест, работа за

компьютером, работа с учебником, самостоятельная работа, просмотр слайдов.

Оборудование: ноутбуки, презентация, компьютер, сигнальные карточки, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети (стоя у доски)

                          Мы рады приветствовать вас в классе!
                         Возможно, есть классы и лучше и краше.
                         Но пусть в нашем классе вам будет светло,
                         Пусть будет уютно и очень легко,
                         Поручено нам вас сегодня встречать,
                         Но начнем же урок, не будем мы время терять.

– Надеюсь, что и у вас и у наших гостей хорошее настроение, а  будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

Учитель:  

Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.

Ученик: Родной язык – святой язык,

               Отца и матери язык.

               Как ты прекрасен!

               Целый мир в твоем

               Богатстве я постиг!

Эти слова являются эпиграфом нашего урока.

Учитель:  Да, ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.

II. Чистописание.

дерево   двенадцать

О дер..ве судят по пл.дам, а о человеке – по его д.лам.

- Объясните пословицу.

III. Словарная работа.

1. Повторение изученных словарных слов. (Слайды 2-11)

-Вы любите загадки? Отгадайте их, а отгадки записывайте к себе в тетрадь.

1) На ярком солнышке подсох

И рвется из стручка… (Горох)

2) Красна девица

Росла в темнице.

Люди в руки брали,

Косы срывали. (Морковь)

3) Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней… помидора.

4) Расселась барыня на грядке.

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

- Как можно назвать, одним словом, записанные словарные слова? (Овощи)

2. Лексическое значение слова.

- А кто может объяснить значение слова ОВОЩЕВОД?

Слайд 12

(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Овощевод
1) Специалист в области овощеводства.
2) Тот, кто занимается выращиванием 
овощей).

- Ребята, словари всегда придут вам на помощь, если вдруг вам непонятно значение какого-то слова.  (Показ словарей)

- Когда убирают урожай?  (Осенью)

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- как вы думаете, можно ли проверить безударную гласную в этих словах? (Нет)

3. Знакомство с новыми словарными словами:

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это словарные с лова. (Слайд 13)

- А как называли осенние месяцы наши предки и почему они их так называли? Давайте послушаем  сообщения ребят.

сентябрь

(Наши предки называли сентябрь хмурнем — за то, что тучи уже плотно закрывали солнце и не давали ему согревать людей, ласкать их своими теплыми лучами.)

октябрь

(Октябрь обычно раздевает деревья в лесу.
Русский народ октябрь именовал листопадом.)

ноябрь

(Народное название — ледень, ледовый кузнец.
Ноябрь уже готов распахнуть двери и дать возможность вступить в свои права зиме, но в то же время он помнит об осени.

Ноябрь — это серебряный месяц осени. Основные его приметы: бурая опавшая листва, сбитые ветрами сучья и ноябрьские заморозки-утренники.

- Запомните, как пишутся новые словарные слова и напишите их в воздухе, закрыв глаза.

IV. Основная часть урока.

1. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока.

14 слайд

С.нтябрь, .ктябрь, н.ябрь – это … мес.цы.

- Какие это месяцы: летние, осенние, зимние или весенние?

- На каком слове предложения надо сделать логическое ударение, чтобы обратить внимание на то, к какому времени года относятся сентябрь, октябрь и ноябрь? Прочитайте.)

- Вспомните, с какой интонацией могут произноситься предложения. (С восклицательной, невосклицательной, вопросительной). Придумайте предложение с вопросительной интонацией (восклицательной).

- С какой интонацией произнесли это предложение? (Невосклицательной)

- Как эта интонация обозначается на письме? (Точкой)

- Запишите предложение, вставляя нужное слово и  пропущенные буквы. Подчеркните главные члены.

- Вспомните (или посмотрите на с. 84) , как называется тема, над которой мы  работаем.

- Оказывается, что есть и другая интонация - интонацией перечисления.

- Откройте учебники на с. 87 

- Прочитайте, над чем мы будем работать на уроке. Какие выводы мы должны будем сформулировать?

- Какие слова в данном предложении произносятся с интонацией перечисления? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Как интонация перечисления обозначим на письме? (Запятой)

Цель: актуализировать знания учащихся, подвести к постановке целей и задач урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 15)

Выполняйте действия в соответствии с содержанием текста.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко,

И в корзине от земли

Вам подарок принесли

2. Работа над основной темой урока.

1) Упражнение 54 на с. 87  выполняется по заданиям и аналитическим планам учебника.

- Что перечисляется в предложении? (Предметы)

Цель этого упражнения:

– слушать, анализировать предложения, содержащие перечисление и устанавливать особенности их произношения: предложение произносится с маленькими остановками (паузами) между словами альбомы, карандаши, краски, кисточки, ластики;

– наблюдать, как на письме показаны паузы между этими словами.

2) Упражнение 55 на с. 88 .

- Как показать на письме паузы между словами, которые называют перечисляемые предметы? (Запятой)

- Как произносятся такие предложения? (С интонацией перечисления, т.е с паузой.)

Учащимся предлагается познакомиться с этим упражнением и рассказать, что нужно сделать при его выполнении (формирование опыта работы с учебником, готовности к самостоятельной работе с ним):

  • Рассмотреть рисунок. Устно ответить на вопрос – составить предложение о художнике.
  • Объяснить, что заключает в себе составленное предложение.
  • Вспомнить, при помощи каких знаков препинания обозначается интонация перечисления.
  • Записать предложение, сверяя свои действия с образцом.

3) Самостоятельная работа. Слайд 16

- Спишите предложение, ставя знаки препинания.

Ёж ищет жуков личинок червяков.

- Что перечисляется в предложении? (Предметы)

Слайд 17

Запомни! На письме паузы между словами обозначаются запятыми.

- А как вы думаете, могут ли произноситься с интонацией перечисления слова, обозначающие признак предмета, действие предмета? (Ответы детей)

4)Упражнение 56 на с. 89  выполняется по заданиям и аналитическим планам учебника. Упражнение 57 на с. 89 выполняется устно.

Цель этих упражнений – подвести учащихся к выводу, что в предложении могут перечисляться не только предметы, но и их признаки и действия.

После выполнения упражнений 55–56 учащиеся самостоятельно формулируют вывод об особенностях произнесение предложений с перечислением и о постановке знаков препинания в них. Затем вывод уточняется по учебнику на с. 89.

Применение полученных знаний на практике.

5) Письмо по памяти.

Цель: применение полученных знаний на практике, развитие памяти, орфографической зоркости..

- Какое  сейчас время года?

-  Можно осень назвать волшебницей? Почему?

- Поэты и художники не могли оставаться равнодушными к такой красоте и воспевали осень в своих стихах и изображали на картинах.

(Показ картин известных художников с изображением осени).

Иван Бунин написал вот такое стихотворение.

Прочитайте его………….

( слайд 18)

  Лес, точно терем расписной,

  Лиловый, золотой, багряный.

  Весёлой, пёстрою стеной

  Стоит над светлою поляной.

- Скажите, есть ли в этом предложении перечисление?

- Что перечисляется? (Признаки леса: расписной, лиловый, золотой, багряный; признаки стены: весёлой, пёстрою).

- Как на письме обозначается перечисление?

- Почему  поэт сравнивает лес  с  расписным теремом?

- Прочитаем еще раз хором это стихотворение, выделяя голосом логические ударения.

- Ну а теперь, запишите стихи по памяти, правильно расставляя знаки препинания.

6). Комментированное письмо. (Один ученик работает у доски)

Ласточки, соловьи, дрозды осенью улетают в тёплые страны.

Волчишка  вылез, осмотрелся, походил, понюхал, сел, завыл.

Смолкли звонкие, весёлые голоса птиц.

7) Работа в парах на компьютерах.

- А теперь выполните задание на компьютере. Расставьте знаки препинания в предложениях.

1 группа

В лиственном лесу растут берёзы дубы липы осины. Осенью на землю падают жёлтые красные оранжевые багряные листья.  Они шуршат шелестят под ногами.

2 группа

Тол_ко ос_нью можно оц_нить красоту ясеня  осины р_бины  клёна. Лес  вес_  лучится св_ркает светится.

Дополнительные задания: составить и записать предложение с интонацией перечисления, упр. 59 ДМ.

8) Самостоятельная работа. Тест.

     

 Вы хорошо работали на уроке и сможете сейчас проверить свои знания. Выбранные правильные ответы фиксируй в таблице знаком «+»

       Ответив на вопросы теста, раскрась клетки со знаком «+» любимым цветом.

1. Обозначь только предложения, в которых перечисляются предметы.

А) Мама купила пенал, тетрадь, дневник.

Б) На клумбе выросли лилии, ирисы, тюльпаны.

В) Я нарисовал березу, дуб, клён.

Г) На столе лежат красные, белые, зеленые шарики.

Д) Мне подарили альбом, краски  и карандаши.

2 . Обозначь предложения  с интонацией перечисления.

А) На парте лежат тетради, дневники, карандаши, ручки.

Б) Подул сильный ветер.

В) Мы читали стихи, басни, рассказы, сказки.

Г) Сегодня выпал  первый снег.

Д) На лыжах катались Слава, Ваня, Игорь.

 

3. Обозначь только орфограмму с непроверяемой безударной гласной.

А) сентябрь

Б)  снег

В)  октябрь

Г)   ребята

Д) ноябрь

 

1

2

3

а

б

в

г

д

   

-    Если вы, верно, ответили, то у вас  должна получиться цифра 5.

V.Домашнее задание

По выбору.

1. Сочинить и записать в тетради 5 предложений с интонацией перечисления

2. Упражнение 58 на с. 90..

VI. Итог урока. Рефлексия. (Слайды 19, 20)

           

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-21

http://www.proshkolu.ru/user/kolosovfa11/file/3418817/download

http://festival.1september.ru/articles/560493/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 3 класс Предложения с интонацией перечисления

Презентация к уроку русского языка  Зеленина, Хохлова 3 класс по теме " Предложения с интонацией перечисления УМК Школа России "...

Урок русского языка в 1 классе "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"

На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо...

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Интонация перечисления в предложении"

Цели: 1. Познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением.2. Развивать умение работать с орфографическим словарем и прави...

урок русского языка "Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные"

разработка урока по русскому языку УМК Гармония 2 класс по теме "Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске)"...

Технологическая карта урока русского языка «Виды предложений по интонации» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о видах предложения по интонацииЗадачи урокаДидактические:Знать видеть предложения, различающиеся по интонации;Уме...