Урок-проект "Путешествие по океану Словообразования"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Талипова Любовь Александровна

Для обобщения знаний по теме состав слова был проведён урок-проект" Путешествие по океану Словообразования".Ребята зараннее готовились к уроку : нарисовали карту путешествия и острова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    МКОУ  «Добрынская ООШ»

Урок – проект по русскому языку

2 класс

«Части слова. Закрепление.»

                                                                     

                                                                        Учитель: Талипова Любовь Александровна

                                           2012-2013 уч.год

Цели урока:

- закрепить и систематизировать знания о частях слова ;

- развивать творческие способности детей, воображение,   ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки;

- расширять познавательные интересы, развивать фантазию;

- воспитывать любовь к русскому языку;

- развивать коммуникативные навыки, умения работать  в группах;

- создать на уроке положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке;

Оборудование:  папочки с файлами,  листы, цветные карандаши, шляпки суффиксы, фломастеры, ножницы, заготовки заданий,  картинки для оформления работ.

                                                     Ход   урока.

1.Организационный момент.

-Ребята! У нас сегодня не обычный урок-проект. Сегодня мы отправляемся в путешествие по океану Словообразования. Мы должны изучить острова в этом океане, узнать кто там живёт и составить памятку-путеводитель по океану Словообразования. Работать будем в группах. Активно, творчески, с  интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же,  постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

2.Работа над проектом.

Слайд2.

-Мы отправляемся  на корабле. Прежде чем попасть на корабль нужно приобрести билеты.

Слайд3

-Пожалуйста, найдите группу однокоренных слов.

лето,  летний,  летучий, летник;


шторм,  штормить, штурмовать, штормовой;


вода, водица,  водяной,  водный;


голубой, голубизна, голубеть, голубь

-Запишите  эти слова на 1 листе путеводителя.

Слайд 4.

- Вспомните , какие слова называются родственными.

-Заполните лист путеводителя.

Слайд 5.

-Приближаемся к первому острову. Угадайте  кто живёт на этом острове. Остров носит название этого жителя.

  Я -  фундамент слова,

  Иногда его основа.

  Поручиться не боюсь:

  Есть  в словах на всякий вкус.

  Для дворца и для избушки,

  Для банкира и старушки.

 

Слайд 6

Верно, на этом острове живут корни.

Какие это корни? Догадайтесь.

 

-Запишите слова. Выделите в них корень.

-У вас на столах «корни»слов…..Придумайте однокоренные слова, запишите на листочках, приклейте на корни.

Слайд7

-Вспомните что такое корень. Заполните таблицу в путеводителе.

Слайд 8.

-Перед нами следующий остров. Давайте посмотрим, кто там живёт.

Я и часть слова , я и предлог.

 Без меня никто не смог.

Я и слово и добавка.

 Называюсь я (приставка).

Слайд 9

-Верно - это остров приставки. Вспомните, для чего нужна приставка.

Образуйте при помощи приставок новые слова .Напишите их.

Слайд10

-А теперь заполните страничку в путеводителе.

Слайд 11.

-Продолжим наше путешествие..Впереди следующий остров.

Вот что рассказывает о себе его житель:

Я- частичка. Обозначусь я, как птичка.

Только вот наоборот.

Это каждый разберёт .  

Я совсем особый,

И скажу без хвастовства,

 Что в секунду дом огромный

В домик превращаю я.

Слайд12

-Вы , догадались кто живёт на этом острове?

Правильно, здесь живёт волшебник суффикс. У него много волшебных шляпок, которые он любит одевать.

-У вас на партах тоже есть волшебные шапочки суффикса .Образуйте при их помощи новые слова .Запишите их.

Слайд13

-Повторите в группах, что такое суффикс. Заполните страничку в путеводителе.

Слайд 14.

-Приближаемся к следующему острову . Кто здесь поселился?

           

Обратите вы внимание

На меня.

Я не люблю собой гордиться,

Вмиг готово измениться.

-Для чего служит окончание?

Слайд15

НАШ,  К, БЕРЕГ, ПОДПЛЫЛ. КОРАБЛЬ

-Запишите предложение.

Слайд16

-Какая часть слова помогла связать слова в предложении?

Посовещайтесь в группах, вспомните всё об окончании, заполните таблицу «Окончание».

Слайд17

-Впереди ещё один остров. Кто здесь живёт, ребята?

Слайд18

-Это злой пират! Мы попали в ловушку! Что бы освободиться, нужно выполнить задание пирата!

Слайд19

-Пират предлагает нам поиграть в игру « Собери слова».

Составьте слова.

Слайд20

-Ещё одно задание. Вспомните порядок разбора слова по составу.

Составьте табличку «Порядок разбора».

-Молодцы , ребята, справились с заданием. А теперь приготовьтесь отчитаться о проделанной работе.

Слайд21.

-Пожалуйста, разложите выполненные вами задания в папочки-путеводители в таком порядке.

 

3)Подведение итогов урока.

Распределите роли. Приготовьтесь к отчёту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕАНУ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Урок-проект

Слайд 3

Выберите группу родственных слов : лето, летний, летучий, летник; шторм, штормить, штурмовать, штормовой; вода, водица, водяной, водный; голубой , голубизна, голубеть, голубь

Слайд 4

общую часть несколько частей одинаковое значение общее в значении Родственные слова имеют

Слайд 6

На этом острове живут корни. Какие это корни? Догадайтесь? 1) Лес, лесной, лесник, лесочек, перелесок. 2) Заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить, подморозило .

Слайд 7

Заполните таблицу корень 1 ____________________ часть слова . 2 ____________________ основное значение слова. ________________________________________ подобрав однокоренные слова и выделив их общую часть. обозначается в слове зимний корень зим: зимний, зима, Слова для справок : выражает, это, можно найти, например.

Слайд 9

Образуйте новые слова при помощи приставок: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от и слова учить. от, за, пере, про, по, вы, раз, на, под и слова работать. под, на, с, в, вы, по, про, пере, за, от и слова ходить.

Слайд 10

Заполните таблицу Приставка 1 ____________________ часть слова 2 ____________________ для образования новых слов 3 стоит перед корнем обозначается __________________________ можно найти ____________________________________________________ например ______________________________________________________________________________ Слова для справок: это, подобрав однокоренные слова, служит.

Слайд 12

Волшебник-суффикс.

Слайд 13

Заполните таблицу Суффикс . 1 ____________________ _____________ слова . 2 ____________________ для образования новых слов 3 ____________________ после корня обозначается _________________________ можно найти __________________________________________________ например __________________________________________________ Слова для справок: служит, часть, подобрав однокоренные слова, стоит, это.

Слайд 15

Составьте предложение. НАШ, К, БЕРЕГ , ПОДПЛЫЛ, КОРАБЛЬ Запишите предложение.

Слайд 16

Заполните таблицу Окончание 1 Это _______________________ 2 служит ________________________ обозначается ________________________ например Слова для справок: для связи слов в предложении, часть слова .

Слайд 19

Игра «Собери слова» 1 группа Корень из слова снежинка, Приставка из слова подъезжал , Суффикс из слова лесник, Окончание из слова стул. 2 группа Корень из слова бородка, Приставка из слова подъезд , Суффикс из слова снежок . Окончание из слова стол. 3 группа Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик , Приставка та же, что и в слове расход . Окончание тоже, что и в слове лёд.

Слайд 20

Порядок выполнения разбора суффикс приставка окончание корень основа

Слайд 21

Путеводитель по океану Словообразования. 2.Родственные слова. 3.Корень. 4Приставка. 5.Суффикс. 6.Окончание 7.Порядок разбора слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Океан"

Данная работа была представлена моей ученицей на детской конференции "Горизонты поисков и достижений". ...

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

Работа над проектом "Океан"

Алгоритм работы над проектом "Океан"...

Словообразование

Статья из опыта работы...

Исследование глубин морей и океанов

Конспект урока и презентация...

Словообразование. КАК РАСТУТ СЛОВА.

Исследование языковых явленийв процессе коррекции пробелов обучения, повторение и расширение знаний, рефлексия.-----------------------------------------------------------------------------...

Презентация урока: «Путешествие по океану Глаголов»

Знакомство с изменениями  глаголов по временам и с особенностью каждой временной формой  глагола....