Метапредметные уроки
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ковдря Марина Владимировна

Русский язык 2 класс УМК "Планета Знаний" 2013 - 2014 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiksy_v_slovakh.docx59.93 КБ
Файл urok_11.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:


Суффиксы в словах

Цели деятельности учителя: учить определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов; совершенствовать умение образовывать слова с помощью суффиксов.

Планируемые результаты: личностные: проявляют прилежание в учёбе; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; метапредметные: регулятивные – научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся использовать простейшие схемы  для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; предметные: научатся определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов, образовывать слова с помощью суффиксов; получат возможность научиться устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня продолжим изучать строение слова. На уроке познакомимся с новой частью слова, которая называется суффиксом.

II. Актуализация знаний.

− К данным словам запишите однокоренные слова.

Лес − …, вода − …, рыба − …, гриб − …, дом − …, сад − ….

− Какие слова называются однокоренными?

− Послушайте стихотворение и выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень:

Зашумела вьюга снежная,        А потом в снежки играли

Украсила землю снежком,        В снежном переулке,

Вышли дети на прогулку        Кувыркались и резвились,

Дружно строить снежный дом.        Делали Снегурку.

Карточка 1. Выпишите пары однокоренных слов. Выделите корень.

Гусь – гусеница, конец – начало, гриб – грибной, сад – садовник, окно – лестница, поле – полюшко, земля – вьюга, снег − снежок, циркуль – циркач, дым – дом, река – речушка, желток – железо, река – плот, печка – печать, стол – столовая, кот – котище, час – часовщик, час – часть, сахар – сахарный, диван – кровать.

Карточка 2. В одну колонку выпишите слова с корнем снег, в другую – с корнем -пол-.

Полюшко, подснежник, поля, полевой, снеговой, полевод, полеводство, снежный, полевик, снежинка, заснеженный, снегирь.

III. Работа по учебнику.

– Прочитайте слова в упражнении 1. Понаблюдайте, с помощью каких частей образовано каждое слово.

− Рассмотрите рисунки в упражнении 2. Почитайте пары слов. Какие значения вносят в слова выделенные части слов?

Дом – домик (уменьшительно-ласкательное значение).

Дом – домище (значение увеличения размеров предмета).

Камень – каменщик (значение профессии).

Камень – каменный (дом) (значение признака).

− Выделите корень в этих словах. Где находятся части слова -ик-, -ищ-, -щик-, -н-? (После корня.)

− Эти части слов называются суффиксами. Прочитайте в учебнике определение, что такое суффикс.

− Как выделяют суффикс на письме?

– Выполните упражнение 3.  

− Какие   суффиксы  имеют  уменьшительно-ласкательное  значение? (-ёк-, -чик-, -ик-, -ок-, -к-.)

− Как можно образовать ласковые имена детей в упражнении 4? Какие суффиксы вы будете использовать?

− Запишите слова парами по образцу.

− Образуйте и запишите названия детёнышей животных с помощью суффиксов в упражнении 5.

IV. Рефлексия деятельности.

− Что называют суффиксом? Объясните правило в стихах:

На работе всегда мужЧИНа,

Чтоб добиться высокого ЧИНа.

А женЩИна кухне верна,

ЩИ вкусные варит она.

И. Агеева

Домашнее задание: упражнения 1, 2 (рабочая тетрадь, с. 29–30).


безударные гласные в корне слова

Цели деятельности учителя: познакомить со способами подбора проверочных слов; рассмотреть правило проверки безударных гласных; учить наблюдению над единообразным написанием корней однокоренных слов; совершенствовать умение подбирать проверочные слова среди разных частей речи.

Планируемые результаты: личностные: обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; познавательные – научатся владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся подбирать проверочные слова среди разных частей речи; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

− Чем похожи слова, написанные на доске?

Р..ка́, д..ска́, п..лы́, ст..лы́. (В этих слова пропущены безударные гласные.)

− Сегодня мы будем проверять написание безударных гласных в корне слова.

II. Актуализация знаний.

− Выберите проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы.

Уд..вительно – (диво, дева).        Скр..пучий – (скрепка, скрип).

М..нять – (мина, замена).                Л..нивый – (лень, линька).

Л..пить – (липко, лепка).                        М..стерить – (мост, мастер).

Подч..щать – (честь, чисто).

− Что можете сказать об оставшихся словах? (Они не являются однокоренными, поэтому не могут быть проверочными.)

•  Индивидуальная работа.

Карточка 1. Вставьте пропущенные гласные. Запишите проверочное слово.

Сне..ки        − ________                Гн..здо − ________

Зв..рёк − ________                        М..рской − ________

М..ряк − ________                        Ул..тели − ________

К..рмушка − ________                Л..сица − ________

Б..льной − ________                К..тёнок − ________

В..дитель − ________                Зв..нок − ________

Сн..жинка − ________

Карточка 2. В одну колонку выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, в другую – с непроверяемыми безударными гласными.

Л..сица, з..рно, к..пуста, п..нал, св..тить, за..ц, т..варищ, м..дведь, м..рковь, м..локо, зв..рёк, м..ряк, тр..пинка.

III. Работа по учебнику.

− Какой способ проверки, кроме изменения формы слова, указан в упражнении 1? (Подбор однокоренных слов.)

− Запишите проверяемые и проверочные слова. Слова какой части речи использованы как проверочные? (Имена существительные.) Прочитайте правило проверки безударного гласного в корне слова.

− Какие слова являются проверочными в упражнении 2?

− Запишите проверяемые и проверочные слова с графическим обоснованием.

− Какое слово является проверочным в упражнении 3? епить – ле́пка. Подчищать – чи́сто.)

− Подготовьтесь писать текст упражнения 4 под диктовку.

− В каких словах необходимо проверять написание букв? Почему?

в лесу

лесника

сторожка

лесного

ле́с

ле́с

сто́рож, сторожить

ле́с

− Для записи слов на слух вам необходимо научиться решать орфографические задачи. Ознакомьтесь с памяткой 5 по их решению.

− Какие из однокоренных слов в упражнении 6 требуют проверки? Какие слова можно считать проверочными?

− Можно ли с помощью этих слов проверить слово «совет»? (Нельзя. Это не однокоренные слова.)

− Подчеркните в корнях слов известные вам орфограммы.

Совята_у_совушки

Умные_головушки:

На_каждый_совушкин_совет

Глазами_хлопают_в_ответ.

IV. Рефлексия деятельности.

− Как проверить безударные гласные в корне?

Домашнее задание: упражнение 6 (рабочая тетрадь, с. 36).ЯЧ



Предварительный просмотр:

Урок 11
Тема урока: АЛФАВИТ

Цели деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке; учить определять положение заданной буквы в алфавите.

Планируемые результаты: личностные: соотносят нравственные нормы с поступками собственными и поступками окружающих людей; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать звуки, буквы; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте палиндромы, которые вы записали. (Дом мод. Он ест сено. Моток с котом.) Кто вам помогал выполнить задание?

II. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй угадай.

(Библиотека.)

– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в библиотеке.

– Отгадайте загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Азбука. Алфавит.)

– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)

– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)

– Прочитайте алфавит. (2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.)

– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.

– Почему нужно знать алфавит?

– Когда люди пользуются алфавитом?

III. Введение в тему.

– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

(Айболит.)

Я – героиня книжки.

Со мной всегда семь гномов,

Вам, думаю, знакомых.

Ответьте-ка без спешки –

Зовусь я … (Белоснежка).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

(Дюймовочка.)

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

(Карлсон.)

Она красива и мила,

А имя ей дали от слова «зола».

(Золушка.)

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

(«Азбука», Буратино.)

•  Коллективная работа.

– Кого напишете первым?

– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – б. Что же делать? (Ответы учащихся.)

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (упражнения 11–16).

В красном переплёте –

Самая красивая.

В синем переплёте –

Самая весёлая.

Книжка в жёлтом переплёте –

Самая забавная,

А совсем без переплёта –

Самая любимая.

Мне читать её охота –

Хоть она без переплёта.

Р. Сеф

– Расскажите о своих любимых книгах. О чём они? Кто автор?

– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять? (У друзей, в библиотеке.)

– Рассмотрите рисунки в учебнике и сделайте вывод, как знание алфавита помогает человеку в жизни.

– Проверьте друг друга на знание алфавита.

– Выполните задания в парах (упражнение 12).

– Какие группы букв можно выделить? Назовите.

А, е, ё, и, о, у, ы, ю, я, э – гласные.

Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – согласные.

Ь, ъ – не обозначают звука.

Е, ё, ю, я – обозначают два звука.

Ж, ш, ц – всегда твёрдые.

Ч, щ, й – всегда мягкие.

Й, м, н, р, л – звонкие непарные и т. д.

2. Самостоятельная работа (упражнение 14).

– Запишите словарные слова по алфавиту. (Берёза, девочка, медведь, ребята, собака, тетрадь, фамилия. Ветер, воробей, ворона.)

– Прочитайте, как называется раздел науки о языке, в котором изучают буквы, их начертание. (Графика.)

3. Работа по осуществлению поиска информации (упражнение 15).

− Как объясните значение слов «скейт-парк», «роллер», «скейтборд»? (Предположения учащихся. Ученик читает объяснение в словаре.)

− Какие слова, относящиеся к виду спорта, вы знаете и можете объяснить их значение? (Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и объясняя значения слов.)

4. Рубрика «Интеллектуальный марафон» (упражнение 16).

V. Обобщение изученного материала.

– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.) Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: м в алфавите стоит раньше, чем т.)

VI. Рефлексия деятельности.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

Домашнее задание: упражнение 13 (учебник, с. 24).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок "Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК- -ЧН-"

УМК: «Начальная школа 21 века»Продолжительность урока: 45 минут.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.Цель урока: сформировать...

Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"

Обобщение по теме "Имена прилагательные"...

метапредметный урок "Задача"

урок по математике...

презентация к метапредметному уроку

презентация к метапредметному уроку...

метапредметный урок 2 класс

Можно провести как кружковое занятие или при изучении Странички для любознательных...

Метапредметный урок во 2 классе "Урок Победы"

Урок, посвященныйсобытиям Великой Отечественной войны во 2 классе.«Блокада Ленинграда»...