Урок на развитие орфографической зоркости
методическая разработка по русскому языку по теме

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак". Развитие орфографической зоркости. Использование здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Табульдина Зайтуна Максутовна

Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка

Урок русского языка
с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель:

  • Совершенствовать умение различать разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
  • Отрабатывать написание непроизносимой согласной в корне слова.
  • Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, навыки правописания, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, самостоятельность.

Оборудование:

  • орфографический словарик,
  • карточки с заданием.

Ход урока

1. Организационный момент

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!

На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи.  Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.  Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

2. Проверка домашнего задания

– Что было задано на дом?

– Прочитайте предложения, которые у вас получились.

– Каким членом предложения является дописанное слово?

– Что такое грамматическая основа?

3. Минутка чистописания

Наш урок мы начнём, как обычно, с чистописания, но сначала подготовим свои пальчики к письму.

Упражнения для кистей рук.

1. Аплодисменты: Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочерёдно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д.

2. Бабочка: Бабочка спит в твоём кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка ещё сидит на ладошке другой руки. Подуй на неё! Полетела!

ь ь ь // ъ ъ ъ // ь ь ь

письмо коньки пальто картофель календарь

– Чем похожи эти слова?

– Какую роль выполняет мягкий знак?

4. Словарная работа (на доске)

Р_кета, м_лина, остр_в, п_рог, п_сок, инт_ресный,
м_рковь, г_гант, б_рёза, т_традь, п_нал, мес_ц

а) Вставить пропущенные буквы, обозначить ударение (на доске).

б) Запомнить и записать слова в тетрадь.

в) Проверить по орфографическим словарикам.

Самооценка.

5. Орфографическая зарядка

а) Назовите орфограммы:

по дорожке (3), в печке (2), побежал (2), сердце (1), заболел (2),
поход (2), на столе (2), жёлтый (1), замочек (1), медвежонок (2), чашка (2)

б) Игра «Пропущенная буква» (и или е)

Если пропущена буква «е», поднимаем руку.  Если пропущена буква «и», сидим, сложа руки.

Г(е)рой, р(е)ка, л(и)сток, б(е)рёза, м(е)довый, кр(и)чать, р(и)сунок, сп(е)шить, ж(и)вотное, ш(и)рокий, з(е)мля, т(и)шина, с(и)лач, сн(е)гири.

в) Найди ошибку. Объясни

Польто, бирёза, клара, лесница, жолтый, шол, белгород, мышёнок,
сонце, чудестный, бутерброт, чясы, площядь, рика, маряк, почька, ночьной

г) Найди «лишнее слово». Объясни

Чёрный, шёпот, жёлуди, шорты.
Зайчонок, лягушонок, крыжовник, медвежонок, сверчок.
Шёрстка, шофёр, шоссе, пчёлы

6. Сообщение темы и целей урока

– Ребята, сегодня у нас урок правописания. Откройте учебники на странице 49, прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке мы будет отрабатывать правописание слов с разделительным твёрдым и разделительным мягкими знаками. Угадайте, о какой букве говорится в рифмованном упражнении.

Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё
Перед я, ю, и, е, ё.

– Какую роль выполняет мягкий знак «ь» в словах перед гласными е, ё, и, ю, я?

– Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.

Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? (Твёрдый знак)

– Что вы помните о правописании с разделительным твёрдым знаком «ъ»?

– После каких приставок и перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Приведите примеры с разделительным твёрдым знаком.

7. Упражнение в правописании разделительных знаков ь и ъ

а) Выполнение упражнения 1 (учебник, стр. 49) – устное решение проблемной ситуации.

б) Работа в рубрике «Вспомни материал».

– Когда пишется ъ, а когда – ь?

в) Выполнение упражнения 1 (тетрадь, стр. 17) – фронтально.

Задание: вставьте знак ь или ъ.  Объясните свой выбор графически.

8. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

г) Выполнение упражнения 2 (учебник, стр. 50) – работа в парах.

Задание: прочитайте строчки слов. Найдите лишнее слово. Остальные слова запишите.

д) Выполнение упражнения 2 (тетрадь, стр. 17) – самостоятельно.

Задание: вставь, если необходимо, ь или ъ.

Проверка самостоятельной работы.

9. Работа над пройденным материалом

Повторение изученных орфограмм.

а) Упражнение 4 (тетрадь, стр. 18) – самостоятельно внимательно прочитать и исправить ошибки.

Проверка самостоятельной работы.

– Поднимите руку, кто нашёл шесть ошибок?

б) Повторение написания согласной в конце слова.

Игра «Кто быстрее?»

Ученики двух команд по сигналу учителя по очереди вставляют пропущенные буквы и слова, записанные на доске.

Вкус_ный, грус_ный, ужас_ный, гиган_ский, интерес_ный, капус_ный,
извес_ный, чудес_ный, счас_ливый, опас_ный, ненас_ный, ус_ный

Запишите любые шесть слов по памяти.

10. Домашнее задание

Упражнение 3 на стр. 50 (учебник).

11. Итог урока

– Чему мы научились на уроке?

– Когда пишется разделительный мягкий знак?

– Когда пишется разделительный твёрдый знак?

– Что вам понравилось на уроке?

– Какое у вас сейчас настроение? Покажите.

Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки.

– Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны,  учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани           О...

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

"Развитие орфографической зоркости на уроках руссого языка в начальных классах"

В данной методической разработке представлен ряд упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников. Дано разьяснение актуальности данной проблемы в методике преподаван...

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....