Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

  1. Закреплять знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы; развивать умение различать и определять падежи имён существительных по совокупности их признаков;
  2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; воспитывать любовь к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_ob_imeni_sushchestvitelnom.docx77.23 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение знаний об имени существительном Силакова Ирина Ивановна

Оборудование

: ПК, проектор, экран.

Технологическая часть

: презентация.

Образовательная программа “Школа России”.

Предмет, класс:

Русский язык, 3-й класс

Тема:

Обобщение знаний об имени существительном.

Цели урока:

  1. Закреплять знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы; развивать умение различать и определять падежи имён существительных по совокупности их признаков;
  2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; воспитывать любовь к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

  1. Приветствие учителя.
  2. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
  3. Упражнение на дыхание:
    – глубокий вдох через нос;
    – медленный выдох через рот.

2. Актуализация знаний (Слайд 2)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

(Слайд 3)

Моро…
П…льто
М…тель
С…стье
Лес…ница
М…дведь
Со…нце
Ил…я
Ван…а

– Назовите пропущенные орфограммы в словах.

3. Минутка чистописания

– Запишите через запятую по порядку все пропущенные буквы

(з, а, м, е, ч, а, т, е, л, ь, н, о).

– Соедините буквы вместе на следующей строке.

Что получилось?

(замечательно) – это оценка вашей предыдущей работы

4. Постановка темы урока. Целевая установка.

Цель нашего урока: обобщить знания об имени существительном. Мы будем выполнять различные задания по определению падежей имен существительных, делать грамматические разборы.С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.

5. Работа по теме урока (Слайд 3)

– Что общего у слов? (имена существительные)

– Давайте вспомним, что же называется именем существительным?

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. По наблюдениям учёных, существительные появились в речи в числе первых слов. Это самостоятельная часть речи.

  • Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

(Слайд 4)

– На какие группы можно разделить все имена существительные?

(Одушевлённые – кто? и неодушевлённые – что?)

– Подберите к записанным неодушевлённым именам существительным одушевлённые(однокоренные).

сила – силач (слайд)
труба –
журнал –
добро –

– При помощи какой части слова образовались новые слова? (выделить суффикс)

– Данный признак (одушевлённые –неодушевлённые) относится к какой группе? (постоянные признаки)

  • Имена существительные собственные и нарицательные.

(Слайд 5)

– Какие ещё постоянные признаки вы знаете? (нарицательные и собственные)

– К исходным словам, а именно к нарицательным именам существительным, подберите собственные. (Слайд)

река…

Волга

столица…

Москва

журнал…

Колобок

собака….

Пушок

– Как пишутся имена собственные?

– Какие имена существительные являются собственными, нарицательными?

– Данный признак (собственные –нарицательные) относится к какой группе? (постоянные признаки)

  • Род имён существительных.

(Слайд 6)

– На какие три группы делятся имена существительные? (по родам)

Женский род запомню я,
И скажу: “Она – моя”.
Я запомню род мужской,
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё” –
Это правило – твоё!

– Распределите слова (Слайд 3) по родам и запишите в таблицу:

(Таблицы у каждого учащегося)

женский род

мужской род

средний род

метель

мороз

пальто

лестница

комбайн

счастье

ванна

Илья

солнце

медведь

шоссе

– Проверка.

Итог: имена существительные бывают женского, мужского, среднего рода.

– Данный признак (род имён существительных) относится к какой группе? (постоянные признаки)

Слайд 3.

– Назовите несклоняемые имена существительные. (Пальто, шоссе)

– Почему эти существительные называются несклоняемыми? (не изменяются по падежам)

– Какое слово может быть лишним? Почему? (лестница, 3 слога)

– Найдите слова, в которых буквы Я, Е обозначают два звука? (Илья, счастье)

– Когда гласные буквы обозначают два звука?

– Найдите имя существительное, которое отвечает на вопрос что? (неодушевлённое), все согласные звуки мягкие? (метель)

– Проверка проводится при помощи слайда 7.

6. Фонетический разбор слов. (Слайд 8)

Почему два первых вагона соединяются цепью, а последний – на крючок?

– Почему такие же вагоны стоят на “запасном пути”?

– Слова: походы, полюшко, верхолазы, полоса хотят“сесть в свои вагончики”. Давайте мы им поможем.

Пол юшк о верх о лаз ы

7. Продолжение работы по теме.

  • Изменение имён существительных по числам.

– Как же изменяются имена существительные? (по числам)

(Слайд 9)

– лица

ухо

– …

молоко

– …

– косы

друг

– …

волос

– …

– ножницы (работа ведётся с опорой на содержание слайда)

– Все ли имена существительные изменяются по числам?

ед.число молоко, пальто, солнце, здоровье, добро;

мн.число ножницы, щипцы, ворота, сливки, шахматы,качели.

– Данный признак (изменение имён существительных по числам) относится к какой группе? (непостоянные признаки)

8. Физкультпауза (снятие зрительного напряжения). (Слайд 10)

9. Изменение имён существительных по падежам.

Какой это признак?

  • Именительный падеж
  • (Слайд 11)

Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутали никто.

– Любимые вопросы этого падежа?

– Что ещё знаем о существительных в именительном падеже?

(начальная форма имени существительного,всегда без предлогов, в предложении является подлежащим) Именительный падеж – главный падеж,остальные – косвенные.

В саду растёт цветок. (Им.п.)

Я увидела красивый цветок. (В.п.)

  • Родительный падеж
  • (Слайд 11)

А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.

– На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

– С какими предлогами употребляются? (у, от, до,из, без, с, около, вокруг, для, после)

– Поставьте существительные в форму родительного падежа:

цвет (небо)
звуки (лес)
краски (осень)
капли (дождь)

– Проверка с использованием презентации. (Слайд11)

  • Дательный падеж
  • (Слайд 12)

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

– На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

– Какие предлоги употребляются с дательным падежом? (к, по)

– Скажите, в каком падеже мы пишем имя существительное на почтовой открытке, конверте, указывая, кому оно адресовано?

– Вам пришла телеграмма. (Используем содержание данного слайда)

– Прочтите строки из известных вам произведений, найдите словосочетания с существительными в дательном падеже.

уж сколько раз твердили миру…
вороне где-то бог послал кусочек сыру…
плутовка к дереву на цыпочках подходит…
к муравью ползёт она…
по улицам слона водили…

– Строки из каких произведений вы прочитали?

(Басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”,“Стрекоза и муравей”, “Слон и Моська”)

– Подчеркните существительные, стоящие в дательном падеже.

– Проверка.

  • Винительный падеж
  • (Слайд 13)

А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них “пятерки” я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.

– На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже?

– Посмотрите внимательно на словосочетания и исключите лишнее. Ответ обоснуйте.

срубили берёзу

перелетел через дорогу

залез на дерево

подкрался к двери (Д.п.)

плыл по реке (Д.п.)

посадил репку

– Проверка.

  • Творительный падеж
  • (Слайд 14)

А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!

– Назовите вопросы. Предлоги.

– Нам предстоит построить не дом, не башню, а пословицу.

не, пишут, пером, умом, а

– Составьте пословицу и запишите её. (Не пером пишут, а умом.)

– Как понимаете смысл этой пословицы.

– Определите падеж имён существительных.

– Проверка.

  • Предложный падеж
  • (Слайд 15)

А я – падеж предложный!
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять?

– Предложный падеж в нашей речи встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного и без предлогов никогда не употребляется, отсюда его название.

– Назовите вопросы предложного падежа.

– А какие предлоги употребляются с ним?

– Выполните задание – тест. (индивидуально для каждого)

Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже. Если слово в предложном падеже –обводите букву в столбике “да”, если другие, то“нет”.

Да

Нет

1. Нырнул в воду

о

м

2. Играют в воде

о

к

3. На морском берегу

л

п

4. Привез на берег

и

о

5. Скользят по воде

ч

д

6. В морской пучине

е

н

7. Жить на острове

ц

й

Молодцы, ребята, вы сами дали оценку своей работе.

– Проверка.

– Данный признак (изменение имён существительных по падежам) относится к какой группе? (непостоянные признаки)

10. Синтаксический разбор предложения.

– Найдите в предложении главные члены предложения.

– Дайте характеристику предложению.

– Выпишите словосочетания.

– Определите падеж имён существительных.

(Слайд 16)

11. Закрепление. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

(Слайд 17)

12. Морфологический разбор. (Слайд 18)

Леса украшают природу нашей страны.

Природу – (что?) сущ., начальная форма – природа,
неодушевлённое, нарицательное, ж.р.,
в ед. числе, в В.п.,
второстепенный член предложения

13. Итог урока. (Слайд 19)

– Какие затруднения в усвоении материала встретили при изучении темы “Имя существительное”?

– Каким образом справились с этими трудностями?

– Как бы вы оценили свою деятельность на уроке?

– Что в изучении темы об имени существительном осталось для вас неясным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....