Конспект урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мерц Наталья Валентиновна

Тема урока: "запятая в сложном предложении с союзами «и, а, но» и  в простом предложении с однородными членами и союзами «и, а, но».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 с углубленным изучением

отдельных предметов Мерц Наталья Валентиновна.

Урок русского языка 4 класс. Программа «Школа 2100»

Тип урока: комбинированный.

Тема: запятая в сложном предложении с союзами «и, а, но» и  в простом предложении с однородными членами и союзами «и, а, но».

Цель: сформировать понятие: с помощью чего соединяются части сложного предложения, как части сложного предложения разделяются на письме..

Задачи:

-наблюдать и делать выводы о роли союзов «и,а,но» в сложном предложении.

-развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений; конструировать предложения, обозначать схемами.

-воспитывать интерес и любовь к родному языку, его образности и красочности.

Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.

Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Психологический настрой.

Слайд 2.  Начинается урок,

                Он пойдёт ребятам впрок,

                Мыслить будем, наблюдать,

                Трудиться - знания добывать!

Начинаем урок русского языка. Откройте тетрадь. Что нужно сделать в тетради?

-Записать дату и вид работы. (пишут с комментированием)

  1. Чистописание.

Какой будет следующий этап работы?

- Минутка чистописания.

Посмотрите на экран. Слайд 3. Объясните написание буквы А. (объясняют)

Запишите в тетради строку по образцу.

  1. Словарная работа.

Познакомимся с новым словом. Догадайтесь по подсказкам. Они на экране.

  1. Первая буква этого слова- это гласная 1-го слога в слове капитан. (а)
  2. Вторая буква этого слова- это непроизносимая согласная в слове солнце.(л)
  3. Третья буква этого слова- это первая буква второго слога в слове командир.(м)
  4. Четвёртая буква –это ударная гласная в слове однажды.(а)
  5. Пятая буква-это  звонкий согласный звук в слове запад.(з)

Какое слово получилось? Запишите.

Алмаз. Лексическое значение? Краткий фонетический разбор.

Алмаз, ал-маз  ударение [алмас]-2глас., 2 слога, 3 тв. сог., 5б. ,5 зв.

Из истории. 

1 ученик

-алмаз-простой углевод. Его родственница-сажа в трубе и нрафит карандаша. Первые алмазы были найдены в Индии около300 лет до н.э.

  2 ученик.

 Из толкового словаря. Алмаз-символ твёрдости, , храбрости и невинности.

В переводе с греческого- несокрушимый, «адамас»-непревзойдённый.

  1. Актуализация знаний. (работа в парах)

На столе у вас карточки с заданием. Прочтите.

- Составить предложение из слов. Записать, выделить грамматическую основу.

1) алмазным ,удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался

2) и, гулко, гром, грохотал, весело

Проверка по экрану первого. Дайте характеристику (синтаксический разбор)

Проверка второго предложения. Синтаксический разбор.

Какие виды предложений вы записали?

-простое с однородными членами и сложное. После проверки экран выключается.

Скажите, пожалуйста, какие знаете союзы? И зачем они нужны в предложении?

-Соединяют однородные члены предложения и части сложного предложения.

Да, мы это сейчас пронаблюдали.   Какова же тема урока?

- запятая в сложном предложении с союзами «и, а, но» и  в простом предложении с однородными членами и союзами «и, а, но».

V. Проблема урока.

(На доске плакаты)

                                                      ,а

простое предложение                             ,и                          сложное предложение

с однородными членами                        и

                                                                  ,но

К доске пойдут 2 человека. 1 соединит стрелками союзы и простое предложение, а второй соединит стрелками союзы и сложное предложение.

(дети выполняют и возникает проблема-союз «и» с запятой и без неё)

После рассуждения дети приходят к выводу, что части сложного предложения надо разделять запятой. Включаем экран. Проверка по слайду.

Вспоминаем правило прошлого урока. Стр 61. Каковы же цели нашего урока?

-научиться отличать простое предложение с однородными членами от сложного предложения.

-научиться правильно ставить в таких предложениях запятые

Физминутка. Под песню «Ты, да я, да мы с тобой.» дети совершают движения с героями презентации и подготовленными одноклассниками.

VI.Планирование. Поиск решения.

Стр 63 №75.Давайте составим план действий. Алгоритм. Как поступать в таком случае?

Проверка по учебнику. Стр 140-141

VII. Развитие умений, применение знаний. Стр. 66 №79.

Прочтите задание. Что значит «графически объясни»?

-подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы.

Прочтите текст.  Как семья проводит вечера? Какую музыку исполняла мама? Послушайте музыкальный отрывок. Какие чувства вызвал он у вас? У мальчика-героя? Сходное чувство тревоги. ( смотрят слайд и слушают)

По вариантам выполняем задание: I вариант пишет 1 часть текста, II вариант пишет 2 часть текста и работает с ним.

Включаем экран. Проверка разбора текста. Проверка схем к предложениям.

Физминутка для глаз.

VIII.Повторение.

С помощью чего соединяются части сложного предложения?

Как же ставят знаки препинания в простых предложениях с однородными членами с союзами «и. а, но»? В сложных предложениях?

X. Работа в группах.

Коллективный подбор соответствий пословиц, советских слоганов и схем предложений.

  1. Алмаз даже из чёрной и грязной лужи слепит глаза.
  2. Алмаз режет алмаз, а вор губит вора.
  3. Стекло режет руку, а алмаз режет стекло.
  4. Без шлифовки и алмаз не блестит.
  5. Лентяй когда-то был алмаз, теперь он трудится на нас.
  6. Алмазу ты резку стекла поручи, и прибыль хорошую ты получи.

Ответы в группах. Доказательства и рассуждения. Пояснение

смысла пословиц.

XI. Итог. Как же отличить простое предложение с однородными членами от сложных предложений?

Оценки учащимся.

XII. Рефлексия. Как красива осенью природа. У вас на партах разноцветные листочки, их принёс ветер. Выберите и поднимите листочек того цвета, который вам нравится. Если вы уверены, что сможете различить простое и сложное предложение, поднимите зелёный лист. Если не совсем уверены в себе- жёлтый. А если совсем не поняли тему- красный. Спасибо за работу на уроке.

XIII Д\з по карточкам

Resource id #5818


Подписи к слайдам:

Конспект урока русского языка. Тема: Запятая в сложных предложениях с союзами и, а, но и в простых предложениях с однородными членами и союзами и, а, но.
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Урай Мерц Наталья Валентиновна
Начинается урок ,Он пойдёт ребятам впрок.Мыслить будем, наблюдать,Трудиться, знания добывать!
алмаз
капитансолнцекомандироднаждызапад
Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался ударгрома. (повест., невос., сложное,состоит из 2 –х частей, соед.союзом И )
Гром грохотал гулко и весело.
(повест., невос., простое, расп., с однор. второс. ч. предлож.)
Простое с однородными членами предложения. и ,а ,ноСложное предложение. ,и ,а ,но
Мы приехали домой уже в сумерки. Матушка села за рояль, а мы расположились около круглого стола. Матушка играла второй концерт Фильда. Я дремал, и в моём воображении возникали какие-то лёгкие воспоминания. Она заиграла патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжёлое и мрачное.
2. , а4. ,и5. ,и , и
Уверен, что Не совсем Совсем не понял понял не понял
Анимационные картинки, музыка, картины природы, физминутка «Осень»http://4 http://www.google.ru/put.ru/pics/s_55_4/max_2293048/http://www.google.ru/ihttp://gsmnet.ru/ahttp://get-tune.net/?http://liubavyshka.ru/http://wikibit.net/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...