« Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь знаками»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Смирнова Нина Викторовна

Цель урока.. Актуализировать имеющиеся знания о Ъ и Ь знаках,. Научить детей умению различать на письме правописание разделительных Ъ и Ь.  Графически обозначать орфограмму Закрепить полученные детьми знания о разделительных ь и ъ знаках 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА урока: « Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь»

Цель урока.. Актуализировать имеющиеся знания о Ъ и Ь знаках,. Научить детей умению различать на письме правописание разделительных Ъ и Ь.  Графически обозначать орфограмму Закрепить полученные детьми знания о разделительных ь и ъ знаках

 ЗАДАЧИ:

Образовательная (обучающая): закрепить умения писать слова с разделительными Ъ и Ь, закрепить правило правописания Ъ и Ь .

 Развивающая :  развивать умения сравнивать и различать слова с разделительными Ъ и Ь, развивать мышление  на основе упражнений, развивать вербальную память на основе упражнений с запоминанием.

 Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимание, усидчивость, интерес к предмету через содержание учебного материала. Воспитывать желание заботиться о  своём здоровье.

 Тип урока: обобщение и систематизация знаний (комбинированный урок с использованием ИКТ).

 Методы обучения: практические.

 Формы работы : практическая работа (урок включает в себя индивидуальную, фронтальную и парную работу)

Оборудование. Опорные схемы; учебник «Русский язык», презентация.

Ход урока

Формирование УУД,

           Ι. Актуализация знаний            1.Орг. момент ( мобилизующий этап)

     Мы сегодня будем писать,        

     Делать выводы и рассуждать.

     А чтобы урок пошёл каждому впрок,        

    Активно в работу включайся, дружок

 У нас необычный сегодня урок,                

Выяснить надо, кто в классе знаток.

Ученики соседней школы, которые учатся тоже в 3-м классе, предложили провести урок, который у них прошел, и      ради эксперимента узнать, кто лучше усвоил тему. А вот какую тему? Надо, братцы, разобраться и скорей за дело   взяться. Вот девиз, который они предложили для урока. Прочитайте                    Друзья, ученье нас объединяет!

    II. Формулирование проблемы темы и   цели  

 У. Кто же тему отгадает?

   -Чтобы определить тему урока - решите грамматические задачи:

     ПЕНЬ            СЕМЬЯ         ПОДЪЁМ

   У первого и второго  слова одинаковые четвёртые буквы, но они имеют различие, в чём?

   У второго и третьего слова четвёртые буквы сходны  , в чём их сходство?

   Докажите, что они разделительные.

   По последней грамматической задаче определите тему урока.

 

Здесь есть орфограммы - разделительный мягкий и твердый знаки, мы изучали эту тему, значит, и они тоже.   Слайд1

-Какие цели поставим? Прочитайте и дополните.                  Слайд 2

1) Научиться  различать , где в словах пишется…,а где….

2)Научиться выделять графически орфограмму в словах с….и с….

3) Беречь своё……(здоровье)

Посмотрите на план урока             Слайд 3

План урока

  • Чистописание
  • Упражнения в правописании слов и предложений с разделительными Ъ и Ь
  • Итог урока
  • Домашнее задание

-. А что вы знаете про разделительные  ь?          Слайд 4

Д. Разделительный ь пишется в корне слова.

  • Он разделяет буквы согласного звука и гласного.
  • Он пишется после буквы согласного перед буквами гласных звуков е, ё, ю, и, я.

  Дети приводят свои примеры: семья, печенье, жилье, муравьи, вьюга...

 Учитель обращает внимание на опорную схему     Слайд 5,6

  У. Исчерпывающий ответ.  

  Кто может рассказать про ъ?           Слайд 7 

Д. Разделительный ъ пишется после приставки, но перед корнем.

  • Он разделяет буквы согласного и гласного звуков.
  • Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я.

 При ответе детей учитель обращает внимание детей на опорную схему.  Слайд 8,9  

 У. Приведите свои примеры.

Д. Подъехать - приставка оканчивается на согласный, корень начинается с е.

- Объём - приставка об - оканчивается на согласный, корень -ем, так как ёмкий, ёмкость, объёмный, корень     начинается на ё.

           III. Минутка чистописания-

    У. Хорошо.  А сейчас откройте тетради . Положите их наклонно.  Проверим правильную посадку.   Слайд 10

    -Руки на месте ? (хором: «На месте!»)

   -Локти у края?  («У края!»).

   -А спина прямая? («Прямая!»)

-Запишите число. Дальше что напишем   Давайте мы сделаем у себя в тетрадях опорный конспект того, что   говорили.

     Учитель пишет на доске, дети в тетрадях.

     На доске. Здоровье,  жильё,  вьюга , семья,  ульи

Д. Лисьи - окончание и, корень -лись-, разделительный ь знак находится в корне слова между буквами согласного   и гласного звука и.

Далее дети комментируют предложенные ими слова. Они могут записать свои примеры слов или те, которые    предложили товарищи.

        

    У. А теперь новую строчку мы отведем твердому разделительному знаку.

     На доске.    Объезд, подъём, съюлить,  объявление

      Дети приводят примеры слов и записывают их.

  • Молодцы. Действительно, ученье нас объединяет, вы так дружно работаете. Давайте на следующей строчке   запишем этот девиз. Выделите орфограммы.

Дети записывают, выделяя орфограммы  ручкой.

  • Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Это обращение, к вам обращаются, как бы делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно послушали или вчитались, поэтому на письме обращение выделяют запятой.
  •  Давайте найдём главные члены этого предложения.              
  •  Определите части речи

Д. Друзья - существительное, ученье - существительное, объединяет - глагол, нас - местоимение - вместо имени.

У. Хорошо. Мы с вами много повторили, посмотрели, как все вы это изучили.

.               

      ΙV. Развитие умений А теперь откройте учебники на стр 139. Выполните упражнение 173    Слайд 11

     Физкультминутка.     Слайд 12

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Я буду произносить различные слова. Если в слове    нужно писать разделительный ъ, то встают мальчики и шагают на месте. Если в слове нужно писать разделительный ь, то встают девочки  и машут руками.

Объявление (мальчики)

Воробьи (девочки)

подъезд (мальчики)

съемка (мальчики)

семья (девочки)

колья (девочк

съехал (мальчики)

А теперь  внимательно посмотрите, что-то случилось со словами. Прочтите их.   Дети читают.   Слайд 13

судя        отехать

сёмка

        обяснить

                        волчи        плате

        

Д. Здесь пропущены разделительные ъ и ь.

У. Мальчики выписывают себе слова с разделительным ъ, девочки — с разделительным ь.

Дети выполняют задание.

  • Проверка будет наоборот - девочки называют слова с ъ и объясняют, почему именно ъ, а мальчики разбирают  слова с ь.

Дети выходят к доске, по «цепочке» исправлют ошибки.

  • У. Молодцы. А сейчас у нас фонетическая разминка.      Слайд 14    предлагаю поработать по группам: первому ряду –предложение слева,  а второму ряду -  предложение справа. Прочитайте.

Дети читают.

                              . Я сел и огурец съел.                          Я солю щи солью

  • Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание?

    Д. В первом предложении сел и съел, а во втором - солю и солью.    

    Сели, съели.

    Догадаться вы сумели

   Почему случилось так? 
  Кто виновник? (
Твердый знак      солю и солью .)

У. По идее, в словах разное количество букв, но звуков должно быть одинаковое количество. Правильно? Д. Нет.

У. Стоп. Тогда вы сначала выполните  транскрипцию этих слов, а потом мы с вами выясним, кто был прав.   Двое у доски

Дети выполняют работу в тетрадях.

Д. В слове сел - 3 буквы и 3 звука. У. Хорошо, а сколько звуков и букв в слове съел,.

Д. 4 буквы и 4 звука.

У. Как же так? Ведь ъ не обозначает звука.

Д. Да, но здесь буква е обозначает два звука - [й] и [э].

У. Понятно. Но это у первого ряда  такой случай, а вот у второго ряда  в слове солью 4 звука. Второй ряд , вы согласны? Д. Нет, ю тоже обозначает два звука - [й] и [у].

У. Ну что же, вас не проведешь. Молодцы.

      Теперь внимание, новое задание. Слайд 15 –Составьте словосочетания , соединив слова первого и второго    столбиков  словосочетания.

     Какая орфограмма пропущена? Какое правило нам поможет правильно написать слова?

     Запомните словосочетания. Через минуту стираю первые слова. Ориентируясь на второе слово, напишите    словосочетания.

   С…едобный                           гриб

    Об…яснил                              задачу

    Под…ёмный                           кран

    Слайд 16.

    …………….гриб

    …………….задачу

    ……………..кран

Самопроверка.

Слайд17

    Съедобный       гриб

   Объяснил          задачу

   Подъёмный       кран

    Съёмка              фильма

  • Физкультминутка    Слайд18
  • Чтоб все выполнить заданья,

. Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

 Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть..

Все готовы?

Физкульминута под музыку

.

 Тихо все на место сядем

 И закроем глазки.

Вспомните все, что повторяли,

Без моей подсказки.

 Вспомнили?

. Ребята из соседнего класса предлагают вам ещё  выборочный диктант. Я диктую стихотворения, а вы    выписываете только слова с разделительными ъ и ь.

Лягушачья песенка

Льется из пруда,

 Ласковая, светлая...

 как вода.

Лягушонка слушают

Листья и трава.

Лягушонок квакает: - Ква-ква-ква!

 Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на подъем,

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались.

                                           

 Передайте тетради друг другу и проверьте..    Слайд 19

         Задания по выбору ( разноуровневые). Выберите любое задание, выполните его, исправив ошибки.   Слайд 20

   1 уровень: Девочька съела напинёк и села пирожок.

    2 уровень:Собирай только седобные гребы.

    3 уровень:Большой обьём,сьел, запъю лекарство.

                          Слайд 21

        Игра «Замени одним словом».   Слайд 22

        1.  Животное, от которого произошёл человек.

        2.  Товарищи, приятели

        3.  Спуск с горы.

        4.  Снежная метель, пурга.

 Самостоятельная работа    Слайд 23

У. Последнее задание. Вам надо в  эти предложения  вставить пропущенные буквы. Я вам отксерокопировала эти предложения.  Возьмите листочки и вставляйте разборчиво и красиво пропущенные буквы. Будьте внимательны.

От_едается м_дведь летом, чтобы к з_ме набрать п_боль- ше жиру под шкурой и кре_ко уснуть в теплой берлоге. Засунет в муравейник лапу - сл_знет мурав_я. Попадется гн_здо тетерки - с_ест пт_нцов. Заз_вается л_сная мышка, и мышку с_ест. Или с_дит в р_ке и ловит рыбу.

.      

            ΙV. Итог урока

У. Вы выполнили все задания, предложенные классом из соседней школы. И эта самостоятельная работа станет нашим отчетом. Мне кажется, что каждый достоин звания «Знаток темы». Напомните, какой?

Д. Разделительный ъ и ь.

У. А что они разделяют?

Д. Буквы согласных звуков с гласными в определенных случаях.

буквами е, ё, ю, я.

  • А ь знак еще перед и.

У. Замечательно. Всем ребятам надо знать, где ъ, а где ь знак писать.

    А сейчас закончите предложения    Слайд 24

1. Сегодня на уроке …

2. Я научился …

          3 . Мне больше всего        понравилось

      Слайд 25

Оценки: Не устанем повторять,   

Любим мы отметку «пять» 

Кто ж сегодня отличился? 

Кто на славу потрудился? 

Ну, кому поставим «пять»?

Попрошу Вас предлагать. 

        И «четвёрочку» поставим 

       От души ребят поздравим

      Слайд 26

Домашнее задание  стр 142 Упр 7

. Напишите по пять  слов с ъ и ь.      

      2. Самооценка.     Слайд 28

- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите жёлтый  круг.

- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите красный круг.

Слайды  29, 30

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.2. Представлять информацию в виде схемы.3. Выявлять сущность, особенности объектов.4. На основе анализа объектов делать выводы.5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение , выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

1.Учебник  «Русский язык», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина ,   3класс, М., «БАЛАСС»,2011

2.Методические рекомендации для учителя,Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева, Русский язык, 3 класс. М., «Баласс», 2011

3.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык . Москва. 1 сентября. 2000г

4.Материалы интернета.

Задание для 1группы.

Тест.

1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ

  а)от..езд                                                                  

  б)с..ел                                                                    

  в)в..юга                                                              

  г)обез..яна  

2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком

 а)об..единение                                       

  б)вал..с                                    

  в)об..яснил                                                 

  г)скам..я 

3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.

  а)прачеч..ная                                                            

  б) камен..щик                                                      

  в)мурав..и                                                                

  г)коч..ка 

4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК: 

    а)под..езд, раз..езд, об..явление                      

    б)б..ётся, об..ехать, кос..ть                              

    в)ноч..ка, бел..ё, комп..ютер  

5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:  

     а)пень                                                               

     б)жильё                                                             

     в)тьма                                                               

     г)муравей                    

6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..                                                                 

    а) об – ъяв – лени - е                                                                 

    б) объ –явле - ни – е                                                       

    в)о –бъяв – ле -ние                                                       

    г)объ –яв – ле - ние 

Задание для 2 группы.

 Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».

Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж  ё

Раз  яснить

Тат  яна

Под  ём

Здоров  е

Обез  яна

Об  единение

С  едобный

Птич  е

Об  яснить

Задание для 3 группы. Приложение 5

Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.

[сй^эст]

[сй^ожылс^а]

[аб^й^ас^н^ил]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...

План-конспект урока русского языка в 3 классе « Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ »

Данный урок можно провести в любом УМК по теме: "Разделительные ь и Ъ знаки"...

Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь

              Открытый урок русского языка в 3»А» классе...

Презентация к уроку « Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь знаками»

Цель урока.. Актуализировать имеющиеся знания о Ъ и Ь знаках,. Научить детей умению различать на письме правописание разделительных Ъ и Ь.  Графически обозначать орфограмму Закрепить полученные д...

«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс

Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....

«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс

Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....

Урок русского языка в 3 классе " Упражнение в правописании слов с разделительными ь и ъ знаками.

     Данный урок позволит упражнять детей  в правописании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;  расширить представление учащихся о значении слов;      ...