«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Гришакова Наталия Валериевна

 Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkiy_yazyk_2_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме»,  2 класс

Цель:  Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного;

Развивающая: -  развивать умения сопоставлять и писать слова с Ь – р, Ь – м, через повторение признаков употребления мягкого знака;

 Воспитательная: формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

Здоровьесберегающая: создавать атмосферу успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей. 

Оборудование:  Учебник русского языка для 2 класса, авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., проектор, ноутбук, презентация.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2.  Минутка чистописания.
  1. Формулировка темы урока  
  2. Создание проблемной ситуации.
  3.  Упражнение в написании слов с Ь. Составление предложения из слов  
  4.  Зрительная гимнастика.
  5.  Письмо по памяти
  6.  Самоконтроль с самопроверкой по эталону
  7.  Физкультминутка
  8.  Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
  9.  Оценивание.
  10.  Итог. Рефлексия
  11.  Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Самопроверка организация рабочего места.

  1. 1. Чистописание

( ребенок ) Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учитель: На доске буквосочетания. Это значит сейчас …

Дети: Минутка чистописания.

ть       вь        пь        ль     бь

тья     вьи      пью  лье    бьё

-Спишите красиво эти сочетания букв, также на две строчки.

-Следим за высотой, наклоном и шириной букв .

-Обведите простым карандашом самое красивое сочетание букв.

- Какую работу выполняет Ь знак в сочетаниях на первой строке?

(он показывает, что согласную надо произносить мягко.)

- Где он пишется в словах? (Он пишется между согласными или только после согласного на конце слов)

- А это тоже ь – показатель мягкости? Почему? (показываю на 2строчку)

-Какую роль выполняет мягкий знак в этих сочетаниях?

-Перед  какими гласными?  (разделительный ь пишется после согласного перед гласными И, Я, Ё, Е, Ю)

- Подчеркните эти гласные.

2. Словарный диктант подготовленный ребенком. (Коньки, пальто, учитель, учительница, мальчик, картофель, сколько, столько, медведь, тетрадь. )

- какая буква встречается во всех словах?

Итог: Сказка про ь знак.

Сказка

 

Молчаливый Мягкий Знак совсем не любит скучать! Больше всего ему нравится работать. Работа для него игра.

Так весело наблюдать, как изменяется согласный звук! Из твёрдого тотчас становится мягким!Мол — моль! Гол - голь! Кон — конь! Полка — полька! Горка — горько! Работает Мягкий Знак — веселится. То в конце слова становится, то в середине. Всё успевает!

- Присел он отдохнуть, видит — в сторонке гласные с ножки на ножку переминаются. Видно, о чём-то попросить хотят. Не все гласные, а только Е, Ё, И, Ю и Я.

— Здравствуйте! — вежливо поздоровался Мягкий Знак. — Я вижу, у вас ко мне какое-то дело?

Буквы начали говорить хором, но сбились и совсем запутались. В конце концов слово предоставили букве И.

— Гласные Е, Ё, Ю и Я, когда стоят в начале слова, обозначают два звука: Е=[й+э] (еда, если), Ё=[й+о] (ёж, ёлка), Ю=[й+у] (юла, юг) Я=[й+а] (яркий, яма). А когда они стоят после согласных, те начинают звучать мягко.

— Две работы, значит, выполняют? Молодцы! И я бы так хотел... — похвалил их Мягкий Знак.

— Так ты согласен нам помочь? — обрадовались буквы. — Ура!

— А что делать-то надо?

              дело в том, что иногда и в середине и в конце слова мы тоже должны изображать два звука. Но почти все согласные так привыкли смягчаться при виде нас, что сразу начинают звучать мягко. Мы даже не успеваем им объяснить их задачу!

— Да, — пожаловалась буква Я. — Вот надо мне вместе с другими буквами написать слово семья, а М — раз! — и смягчилась! И получается семя. А это же совсем другое слово! Вот если бы кто-то отделил меня от буквы М (и других согласных тоже!), всё получилось бы как надо.

— А у меня вместо слова побью вообще какое-то побю получилось. А такого слова и вовсе нет! — чуть не расплакалась гласная Ю.

—— Понял! — неожиданно твёрдо сказал Мягкий Знак. — Если нужен буду, зовите меня! Буду я вас с согласными разделять, чтобы вы могли свою двойную работу выполнять!

— Да и у тебя две работы теперь будет, Мягкий Знак!

Так с тех пор и повелось. В одних словах Мягкий Знак обозначает мягкость согласных, в других — работает разделительным.

- Понравилась сказка? Хотите узнать что было дальше?

  1. Сообщение темы урока

Сегодня мы отправимся в путешествие, и  сейчас настало время узнать, куда. А для этого внимательно послушайте стихотворение:

В путешествие сегодня

Отправляемся, друзья.

В необычный город-сказку

Под названьем … (Мягкий знак)

- Куда мы отправимся путешествовать?  

(На доске появляется карта города в виде мягкого знака).

Молодцы, ребята! Правильно отгадали название города. А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

(Мы будем упражняться в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме)

IV. Создание проблемной ситуации

А отправляемся мы туда не случайно. В этом городе поссорились два брата – близнеца мягкие знаки. Спор о том, кто важнее. Поэтому   на уроке мы должны решить, какой же из знаков самый нужный и главнее в стране Грамматике.

V. Упражнение в написании слов с Ь. Составление предложения из слов.

 В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Первая улица города “Мягкого знака” - это улица «Предложений»

Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на прогулку и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.

НА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ПРОГУЛКУ, ЛЕС, В,

(В воскресенье ребята ходили на прогулку в лес.)

- Встретились ли нам слова с ь знаком? Какова его функция? (Разделительный Ь сигнализирует, что в стоящих после него буквах и, е, ё, ю, я прячется звук й.)

- Запишем это предложение с комментированием.

- Кто уверен, что правильно записал предложение, поставьте знак уверенности (!), а те кто сомневается –(?) на полях.

VI. Зрительная гимнастика ( спрсить)

VII. Письмо по памяти

Идем дальше по нашему городу. Теперь на нашем пути оказалась «Торговая площадь 

А встречает нас на «Торговой площади» известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит: (на доске стихотворение

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья 

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это? (На доске появляется картинка Карлсона)

- А сейчас Карлсон желает проверить, кто из вас самый внимательный и сможет запомнить его стихотворение. (читаем хором)

 - Скажите, на какую орфограмму в этом стихотворении встретились слова? ( Ь – р)

- Давайте еще раз прочитаем только эти слова и постараемся их запомнить. Сколько всего слов получилось? Будем писать два раза слово варенье? Значит сколько слов вы должны написать? Еще раз прочитаем все вместе.

- А сейчас Карлсон желает проверить, кто был самым внимательным и запомнил все слова с разделительным ь, которые встретились в стихотворении. Поднимите руку, кто записал все 5 слов. Молодцы!

Проверьте правильно ли вы записали слова. (слова вновь появляются на экране)

(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)

-Молодцы, ребята. Карлсон доволен вашей работой.

  1. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

А мы продолжаем путешествовать и вот мы повернули и попадаем в «Спортивный городок» А здесь нас встречает  хоккеист Мишка. Он  огорчен. Нужно забивать шайбы, но в какие ворота, он не знает. В его воротах слова, где Ь-показатель мягкости, а ему нужно забивать шайбы только в ворота, где слова с Ь-р. Давайте ему поможем. Прочитайте слова про себя.

А сейчас прочитаем слова хором

1         Сем . я                      6. Сер.ёзно              

  1. Пен.ки                      7. Медвед .
  2. Вороб.и                         8. Мурав.и
  3. Скол.зко                     9. Пыл.но
  4. Звер .                         10. Руч.и  

- Обратите внимание, что каждое слово пронумеровано. Запишите только те номера, под которыми записаны слова с ь-р. Поменяйтесь тетрадями с соседом.

Взаимопроверка.

- Какие шайбы должен отправить в ворота Мишка? (Проверьте: 1,3, 6,8,10)  

-  Проверьте  и оцените работу товарища, при помощи линеечки.

Нарисуйте линеечку на полях. Какой критерий мы с вами оценим? Правильность. Запишите на верху линеечки букву П.

Если вы выполнили задание правильно без ошибок поставьте крестик на самом верху. Если ошиблись в одном или двух словах - посередине, если в трех и более словах внизу.

Верните тетрадь.  

Поднимите руку у кого все правильно.

Значит вы сейчас проведете физминутку.

  1. Физкультминутка

- Отдохнули и отправляемся дальше в путь.

X. Работа по учебнику. Самостоятельная работа  

Продолжаем прогулку по городу. На нашем пути «Проспект текста».

Работаем по учебнику.  Откройте Стр. 133,  найдите упр 206.  Прочитайте задание. Кому не понятно задание? (выписать предложения, где есть слова с разделительным ь. обозначь орфограмму)

- Вы будете работать самостоятельно по вариантам.  

I вариант – 2 и 3 предложение

II вариант – 4 и 5 предложение

- Спишите и выделите только изученную сегодня орфограмму. Списываем красиво, следим за калиграфией.

Проверка. Учитель берет на проверку несколько тетрадей, оценивает.

XI.  Оценивание

-        Молодцы! Я очень благодарна вам за работу на
уроке.

-        Я заметила, что очень внимательно слушал на уроке…

         За активную работу на уроке я бы всем хотела поставить оценки, но давайте выберем двух человек, кто был самый активный.

XII. Итог. Рефлексия

-Над чем мы сегодня работали? А сейчас давайте раскрасим наш городок.

- У кого всё получилось сегодня на уроке, все было понятно? Прикрепите зел. кружок на наш городок «Мягкий знак»

- У кого возникли затруднения? Прикрепите феолет. кружок.

- Кому нужна помощь?         Прикрепите красный кружок

Кто-то поставил красный кружок, он такой красивый приятный и что никто не поставил себе такой кружок? Молодцы!

Ну что ж закончилось наше путешествие по городу Мягкого знака. И мы должны помочь братьям, решить их проблему. Как вы думаете, какой же мягкий знак нужнее в стране Грамматики? (Оба).

Домашнее задание

Упр. 193, с.84 (дидактический материал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс

Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....

«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»

урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки...

Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме." (1 класс)

Закрепление умений обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и гласных букв е,ё,и,ю,я....

Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.Цели урока: Ор...