Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Формировать понятия , с помощью чего соединяются части сложного предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk.yaz_3.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Образовательная система «Школа 2100»

4-й класс

Тема. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели: 

формировать понятия:

  1. с помощью чего соединяются части сложного предложения;
  2. какую роль в сложном предложении играют союзы И,А,НО;

развитие умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

 развитие умения составлять схемы простых и сложных предложений;

 работать над развитием речи учащихся, формировать умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

Оборудование:

Таблица для минутки чистописания;

карточки для словарной работы;

таблица с графическим рисунком;

карточки для самостоятельной работы;

БунеевР Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1.

Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал к учебнику Русский язык 4-ый класс.

  1. Организационный  момент     

2.Минутка чистописания  

 Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах.

А                      В                      Ж                           И                 ?                     У

            Б                                                   З                                             Т

-Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке? (С)

     3.Словарная работа.

Знакомство с новым словарным словом

-Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

На доске изображены квадраты разных цветов:

желтый   голубой   красный  зеленый   оранжевый  синий   фиолетовый

         о               о              с                б                в                 д                  а  

Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

(Свобода)

Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

Что означает слово? Работа с толковым словарем.

Запишите однокоренные слова.

свободно

освободитель

освобождение

свободушка

высвобождать

-Выделите корень.

4. Сообщение темы и цели урока.

Проверка домашнего задания. (Упр.2, с. 69-70.)

-Прочитайте простые предложения с однородными членами.

-Чем эти предложения отличаются от сложных предложений с союзами?

-Как нужно действовать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложении?

-Расскажите, что означают эти схемы. Запишите в верхнем прямоугольнике, что их объединяет.

 С                                                                                                                   Р

О                                                                                                                   А

Е       интонация                                                                                         З                                                            Д        и  союзы                                                                                            Д

И                                                                                                                   Е

Н                                                                                                  ,                Л

Я                                                                                                                   Я

Ю       интонация                                                                                      Ю

Т                                                                                                                   Т

С                                                                                                                  С

Я                                                                                                                  Я

(Сложное предложение)

-С помощью чего мы соединяем части сложного предложения?

Какова роль союзов в предложении?

(Соединяют части предложения или однородные члены)

   5.Постановка целей.

-На какие вопросы, как вы считаете, мы должны дать ответы в ходе урока?

6.Закрепление.

Игра «Угадай-ка!»

На доске записаны 10 предложений с союзом И, который в одних предложениях соединяет однородные члены, в других-части сложного предложения. Дети первого варианта выписывают грамматическую основу из простых предложений, а дети второго варианта выписывают грамматические основы из сложных предложений.

Булька пр..болел шесть недель и выздоровел. Один раз мы пошли на охоту за кабанами, Булька увязался за нами. Охотники зар..дили ружья и приготовились стр..лять. Охотники спустили с..бак, и охота началась. Герасим толкнул дверь пл..чом и ввалился в дом со своей ношей. Сергей нажал педаль, и автомобиль плавно двинулся по асфальту. Наступила в..сна и ож..вила всю природу. Наступила в..сна, и с юга прил..тели перелетные птицы. Солнце выгл..нуло из-за туч и озарило землю ярким светом. Солнце выгл..нуло из-за туч, и з..мля озарилась ярким светом.

Проверка. Работа с сигнальными карточками.

Ученики показывают букву, которую они вставили.

-Какая орфограмма встретилась в каждом слове?

-Как проверить безударную гласную в корне?

7. Динамическая музыкальная пауза.

8. Поработайте над своей устной научной речью. Подготовьте связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ вам поможет план. Не забудьте, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером.

Самостоятельная работа.

План.

  1. Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
  2. Как могут быть связаны между собой части сложного предложения?
  3. Что общего у союзов и, а, но и чем они различаются?
  4. Запятая в сложном предложении и ее роль.
  5. Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в постановке запятой в сложном предложении с союзами и, а, но и в предложении с однородными членами?

Проверка. Формирование устного высказывания.

9. Самостоятельная работа в группах.

Рефлексия.

-На сколько вы были внимательны на уроках, мы сейчас проверим.

Каждая группа получила лист с заданиями.

Выполните его:

(Тест по теме сложное предложение)

1. Что такое сложное предложение?

А) это два (или более) предложения, соединенные в одно;

Б) это очень длинное предложение, в котором много второстепенных членов.

2. Сколько грамматических основ в предложении «Снежок порхает, кружится, на улицах бело, и превратились лужицы в прозрачное стекло»?

А) 2

Б) 3

В) 1

Г) 4

3. Найдите сложное предложение:

А) Потемнели, раскисли весной дороги;

Б) Снег растаял, зазеленела трава;

В) Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме (запятые не поставлены)

                                                 ,  и        .

А) Звенят веселые ручейки бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы;

Б) Не скоро еще ольха и ива наденут свои новые платья;

В) Наш лес гостеприимен и мы с радостью приходим к нему в гости.

5. Найдите сложное предложение (запятые не поставлены):

А) С высоты зорко смотрит орел на землю он высматривает добычу;

Б) Всем телом ощущаешь холод лесной речушки слышишь дальнее теньканье птицы.

10. Итог урока.

- Какое  предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

-С помощью чего соединяются части сложного предложения?

-Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

-У кого есть вопросы?

11. Домашнее задание:  №3 стр.70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»...

Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...