Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Формировать понятия , с помощью чего соединяются части сложного предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Образовательная система «Школа 2100»

4-й класс

 

Тема. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели: 

формировать понятия:

  1. с помощью чего соединяются части сложного предложения;
  2. какую роль в сложном предложении играют союзы И,А,НО;

развитие умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

 развивать умения отличать простые предложения от сложных;

развивать умение конструировать предложения;

 развитие умения составлять схемы простых и сложных предложений;

 работать над развитием речи учащихся.

  1. Организационный  момент  

           ______________

2.Минутка чистописания  

- Определите, какую букву будем сегодня писать?

 

 

-В какой орфограмме мы можем встретить эту букву? (Безударная  гласная в корне слова)

-Как проверить безударную гласную?

3.Словарная работа .

Знакомство с новым словарным словом

-Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

Задание №1

Первая буква нового слова- это гласная второго слога в слове (облако)

Задание №2

Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове (иллюстрация)

Задание № 3

Третья буква- первая согласная второго слога в слове (ремонт)

Задание №4

Четвертая буква – непроверяемая безударная гласная в слове (батон)

Задание №5

Пятая – второй звонкий согласный звук в слове (газета)

-Какое слово получилось? (АЛМАЗ)

Запишите его.Определите ударный слог.Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

-Какая орфограмма встретилась в этом слове? (парная согласная в корне слова)

-Проверьте, запишите рядом проверочные слова. (АЛМАЗЫ, АЛМАЗНЫЙ)

-Выделите корень.

Немного из истории предмета. Знаете ли вы? 

-Знаете ли вы, что алмаз – простой углеводород. Его родственник – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

Работа с деформированным предложением.

-Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался. Работаем в парах.

(Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)

-Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему-(одна пара работает у доски).

Актуализация знаний.

-Дайте характеристику предложения. ( Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку на стр.143 (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и .)

-С помощью чего мы соединили части сложного предложения?

Какова роль союзов в предложении?

(Соединяют части предложения или однородные члены)

-Какие вы знаете союзы? (И,А,НО)

4. Тема урока.

Используя схему, определите тему урока.

[       ]           [       ].

 

                                                 

,а       ,но      ,и 

Запятая в сложном предложении с союзами и ,а, но

5.Постановка целей.

-На какие вопросы, как вы считаете, мы должны дать ответы в ходе урока?

  1. Как ставится запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?
  2. Какие отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами?

6.Открытие нового знания.

  1. Соедините вид предложения с нужным союзом.

        

                               ,А

                                             ,НО

                                                       И

                                                      ,И

  1. Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах.

1.Найти и подчеркнуть………

2. Посчитать…………………

3. Если основ две или больше ,то…….

4.Найти границы……………

5. Выделить…………………

6.Поставить…………………

Проверка : самопроверка

Давайте сравним вашу инструкцию с той, которая дана в конце учебника на стр.140

7. Первичное закрепление.

Используя этот алгоритм выполним упр. № 73 стр.61

-Прочитайте задание.

-У кого возникли вопросы?

Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем.

Проверка- фронтальная

-Какое предложение лишнее? Дайте характеристику предложения.

-Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами? (по количеству грамматических основ)

-Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены)

-А в сложном? (его части)

8. Динамическая музыкальная пауза.

9. Самостоятельная работа в группах.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом. Работа по карточкам.

 Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.

В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.

Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И. 

-Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.

-Выпишите слова, которые соответствуют этим схемам

                                                       

-Сделайте морфологический разбор слова:  (в ) саду-

-Посмотрите внимательно на предложения. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;

 2-слова, с непроизносимой согласной в корне;

 3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне;

10. Итог урока.

- Какое  предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

-С помощью чего соединяются части сложного предложения?

-Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

-У кого есть вопросы?

11. Рефлексия урока.

-На сколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас проверим.

Каждый из вас получил лист с заданиями.

Выполните его:

-расставьте знаки препинания.

1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

-исправь ошибки:  

[- =  ]  ,    [ - = ]  а    [= - ].

[ - = ]  ,    [= - ]   ,  [- =                ] .

[ - =  ] ,и   [- = ]  

[  - = = , и =  ].

12. Домашнее задание:  №42 стр.24 («Дидактический материал»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»...

Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...