Грамматические стихи
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Петрова Валентина Ивановна

Основные правила по русскому языку для начальной школы представлены в стихотворной форме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_stikhi.rar41.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ

(стишки-запоминалки)


Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла

(П. Синявский)

Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)

Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль
неверно, то искра,
Если
верно – Искра!..
(С. Белорусец)

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный!..
(С. Белорусец)

К нам приехал сладкий груз
Называется арбУз.


Труба подзорная при нём –
Смотрит в небо астронОм.


Со спортом дружен много лет,
Он – выносливый атлЕт.


Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.


Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.

В городе он не один
Для покупок – магазИн.


Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.


Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.


Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.


Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.

Помогает нам читать,
Учит буквы различать.
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавИт.

Хоть и жжётся,
Но красива
Всем известная крапИва.

Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.


Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.


На полке сметана,

На полке творОг.
Хотел кот слизать,

Но достать он не смог.

Начинить чтоб пирог,

Ты купи-ка творОг!

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА...
(А. Пушкин)

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженЕры.
(А. Барто)

Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.

(И. Агеева)

Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ.

(И. Агеева)

Прежде чем дела кончать,

Нужно их сперва начАть.

(И. Агеева)

Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты.

Без талантов если ты,

Повяжи себе бантЫ.

(И. Агеева)

В тюрьме три года будет вор –

Судом объявлен приговОр.

(И. Агеева)

Тяжела была работа –

В теле всём теперь ломОта.

(И. Агеева)

Жалко весь, так дайте хоть

Кекса вашего ломОть.

(И. Агеева)

Не налезли шорты –

Долго ели тОрты!

Срубили ель,

Сорвали щавЕль.

Наша баба Фёкла

Красная, как свЁкла!»

Как у нашей Марфы

Все в полоску шАрфы.

Мой сосед-незнайка стонет –

Телефон его не звОнит.

Аппарат-хитрец молчит,

Ждёт, когда кто позвонИт.

(И. Агеева)

Я ужасно утомлённый –

Брат не спит новорождЁнный.

Не смыкает ночью глаз,

Криком громким будит нас.

(И. Агеева)

Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим!..
(С. Белорусец)

СЕКРЕТЫ БУКВ

Твёрдый знак

Твердый знак – такая штука...
В общем, нет такого звука.
Буква есть,
А звука нет.
Почему? –
Пока секрет.

(А. Усачёв)

Разделительный твёрдый знак


Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!

Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твёрдый знак.


Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

(Е. Измайлов)



Мягкий знак

Нет также звука – "Мягкий знак".
Но без него нельзя никак:
Ведь им кончается
БУКВАРЬ
И размягчается
СУХАРЬ.

(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
(А. Усачёв)

Песенка о мягком знаке

Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы елью
Зелёная ель.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы мелью
Песчаная мель.
Песчаная
мель
Превратилась бы в
мел,
И
ель бы исчезла,
А кто-то бы
ел!

Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и
уголь бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным
углом.
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас
Ошибался тогда!
(М. Пляцковский)

Разделительный мягкий знак


Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

(Е. Измайлов)

Озорной разделительный мягкий знак

Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед «Е».
Заметил, летит вороньё,
И ловко взлетел перед «Ё».
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед «И».
Оттуда залез к муравью,
Усевшись как раз перед «Ю».
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед «Я».
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте, друзья,
Меня вы найдёте в словах перед Я!»
(Т. Крюкова)

Секрет шести букв

Вам уже знаком секрет:
Буква есть, а звука нет.
Если алфавит прочесть,
Букв таких найдете шесть:

Это, ясно вам и так:
Мягкий знак и Твердый знак.

Я, ребята, признаю:
Нет такого звука: Ю.
(Ю=Й+У)

И, открытье, не моё,
То, что нету звука: Ё
(Ё= Й+О)

Заодно, скажу, друзья,
Также нет и звука: Я
(Я= Й+А)

И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука: Е
(Е=Й+Э)
(А. Усачёв)

И краткое


Букву "Й" имеет сойка,
И джейран,
И землеройка.
И живут, летая с ней,
Воробей и соловей.

(В. Орлов)

Буква «Я»

Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» –
Я буква, слог и слово!
(Э, ю, я – буква, я-ма – здесь слог, я ученик – слово.)

Прописная буква

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?

Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.

Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?

(Е. Измайлов)

Буквы и природа

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.

Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!

А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!

Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).

У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!

А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!
(М. Яснов)

ЗАПОМИНАЛКИ

ИзмороСь и измороЗь

 

Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.

Утро, что ты нам пошлёшь?
Буквы просто всё решили:
«С» в конце – и будет дождь,
«З» в конце – и ляжет иней.
(А. Лугарёв)

Запоминалка для «ЧН» и «НЧ»

Буквы «Ч» и «Н» сидят
Рядом на диваНЧике,
СоЧНи, поНЧики едят,
Чай налив в стакаНЧики.

Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!

В «Ч+Н», запомни проЧНо,
Мягкий знак не нужен тоЧНо!
В «Н+Ч» не нужен он.
Кто не нужен – выйди вон!
(Л. Уланова)

Запоминалка для «труженика» и «мошенника»

Мошенник и у труженика

Украл одну «Н».

Запоминалка для «дилера» и «киллера»

Киллер у дилера

Отнял одну «Л».

(И. Агеева)

Запоминалка для «Н» «НН» в прилагательных

1.
«ОНН», «ЕНН» – пиши два «Н»;

«АН», «ЯН», «ИН» – пиши «Н» один!

(Исключения для прилагательных с суффиксом -ЯН:
оловянный, деревянный, стеклянный.)

2.

Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный.
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «Н».
(Л. Уланова)

Запоминалка для «аккуратного»

Во мне два «К» не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Красивым, чистым и опрятным –
Одним же словом – аккуратным.

Запоминалка для «аллеи»

Два ряда деревьев
В тенистой аллее.
Два «Л» в этом слове
Пишите смелее.

Запоминалка для «искусства»


Коль есть к искусству интерес –

То научись писать в нём «С».

На первом месте – «С» одно,

Про это знают все давно.

А если место второе –

То «С» там уже двойное.

(И. Агеева)

Запоминалка для двойной «Ж»

Если хочешь научиться,
Где двойную «Ж» писать,
То запомни: «вожжи», «дрОжжи»,
«Можжевельник» и «жужжать»,
А еще словечко «жжёный».

Вот теперь ты, брат, – учёный!
(И. Асеева)

Запоминалка для одинарной «Ж»

Сколько ни дрожИ,

«Ж» одну пиши.

(И. Асеева)

Запоминалка для «СС» и «С»

В трудном слове «рассчитать»
Будем мы две «C» писать.
А в «расчётливый", «расчёт»
Пишем только корень «чёт».

(И. Асеева)

Запоминалка для «мужчины» и «женщины»

На работе всегда мужЧИНа,

Чтоб добиться высокого ЧИНа.

А женЩИна кухне верна,

ЩИ вкусные варит она.

(И. Агеева)

Запоминалки для непроизносимой согласной «Т» в корне слова

1.

И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо!
Но извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!

2.

Не чудеСНо, не прекраСНо,

А ужаСНо и опаСНО

Букву «Т» писать напраСНо.

Запоминалки для чередующихся гласных в корне слова

(бер-бир, дер-дир, жег-жиг, мер-мир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)

1.

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква «И».

2.

Если после корня «А»,
В корне будет «И» всегда.
Вот пример, запоминай:
– Ноги вытер? – Вытирай!

Запоминалка для «скак» и «скоч»

«СКАК» напишем только так,
«СКОЧ» без «О» писать невмочь.

(Скакать, но вскочить.)



Запоминалка для слов-половинок

Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.

(В остальных случаях ПОЛ пишется слитно.)
(И. Асеева)

Запоминалка для дефисов в местоимениях

КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ –

Про дефис не позабудь!

(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь...)

Запоминалка для "НАдеть" и "Одеть"

Одеваем (кого?) Надежду,

НАдеваем (что?) одежду.

Запоминалка для «носков» и «чулок»

Носки короткие – слово длинное: «носков»,
Чулки длинные – слово короткое: «чулок».

Крутая запоминалка для тех, кто мучаеТСЯ при написании глаголов

Кто в глаголах пишет «ЦА» –
Настоящая овца.

Как правильно ехать...

На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь,
И не ездий никогда, –
ПОЕЗЖАЙ!
Запомнил?
– Да!

(С. Белорусец)

СОСТАВ СЛОВА

Морфемный разбор

– Здравствуйте, здравствуйте! Ну, за работу!
Нет, подождите, забыла… Внимание!
Будет собрание в эту субботу!
Скажите родителям – будет… собрание…

СОБРАНИЕ – вот интересное слово!
Давайте его разберем по составу.
Флексия Е, остальное – основа.
Поставили палочки слева и справа.

Правильно. Корень теперь откопаем.
СОБРАЛСЯ народ… скажем, в актовый зал…
К корню годится приставка любая:
ДОбрался, Убрался – ну в смысле, упал…

ЗАбраться, ПРИбраться, во всем РАЗОбраться,
ВЗОбраться – ну в смысле, залезть… на Памир…
Отбросим глагольные суффиксы, братцы,
И в корне всего-то останется –БР– !

Не в смысле – противное что-то увидели,
А в смысле – пропущена беглая гласная:
-БЕР-, -БИР- или -БОР-. Карандашиком выделим.
Дальше – приставка. С приставкой все ясно.

Смотрите – боится, чтоб не оторвало,
Как будто приклеилась – к корню прижалась!
На складе строительных словматериалов
Ей выдали О, чтобы крепче держалась.

И напоследок исследуем суффиксы.
Суффиксы – это какая-то сказка!
Отделка, огранка, узоры из люрекса!
Суффиксов может быть целая связка!

-А- по наследству пришел из глагола –
Спряжения первого напоминание…
-НИ- очень часто использует школа:
И рисоваНИе, и вычитаНИе…

О суффиксах можно писать сочинения,
Даже поэмы, скажу откровенно!..
Да, мой хороший? Вопрос, уточнение?..

– Ольга Петровна! Звонок… Перемена.

– Ага, пе-ре-ме-на… Хоррошее слово!
Давайте его разберем по составу!..

(Аня Игнатова )

Слова-родственники

Слова, корнями вросшие
В века, тысячелетия,
Несут нам свет из прошлого
В грядущие столетия.

Из РОДника пречистого
Пью воду животворную.
В наРОД я верю истово
И в будущность наРОДную.

Для нас слова священные –
РОДня, РОДной, РОДители.
Понятия нетленные –
Как ангелы-хранители.

Иван, РОДства не помнящий, –
Обидное присловие.
Лишь человек нестоящий
Не знает РОДословия.

Зрю в корень: РОД, РОЖДение,
Святое слово РОДина.
А рядом – выРОЖДение
И злобное – уРОДина.

Слова отРОДье, выРОДок,
уРОД не почитаются.
Презренный этот выводок
Вовеки не прославится.

С Отчизной – в связях РОДственных.
Как много с нею пройдено.
Не счесть в словах и образах
РОДимых пятен РОДины…

(Т. Гостюхина )

ЧАСТИ РЕЧИ

Имя Существительное

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
(Н. Анишина)

Песенка про существительное


Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

(Т. Рик)

Июль в именах существительных

Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.
Стрекозы. Небо. Птица. Синь.
Дорога. Солнце. Ветер. Даль.
Миг. Трепет. Облако. Печаль.
(А. Абалихин)

Урок русского языка

(Род имени существительного)

Я после школы выполнял
Задание своё:
Вот стол – он мой, тетрадь – моя,
Пальто – оно моё.

Три рода: женский и мужской,
А также средний род.
Открыт учебник на столе,
Тетрадь в линейку ждёт.

И, осторожно взяв тетрадь,
В ней гордо вывел я:
Мир – мой и солнышко – моё,
Земля – она моя.

(Л. Слуцкая)

Глагол

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
(Н. Анишина)

(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)

Глаголы-помощники

Под корягой гриб стоял.

На ветру листок плясал.

На цветке пчела сидела,

А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,

Спали бабочки на пнях.

Пил жучок с листка росу

Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок –

Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом

Помогали им глаголы.

(Л. Яхнин)

(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)

Я учу глаголы

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю!..

Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…

Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!

– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
(Воскобойников)

Бутерброд и предлоги

Что такое бутерброд?
Это — НА,
И это — ПОД.
Что кладется сверху — НА.
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра и сыр
И кусочек колбасы.
Только хлеб кладется ПОД —
И выходит бутерброд.
(А. Усачев)

Автор междометия

Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ до рассвета.
Значит, видимо, он,
Позабывши про сон,
Изобрёл междометие это.
(О. Сердобольский)

Весёлая грамматика

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным
весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали
мы – местоименье,
Бьёт числительное
семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием
отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы
привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом
не лениться
И
ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!

А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!
(О. Высоцкая)

НЕ

Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут
радивы
И
казисты всем на диво.
Хоть работы
впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А
вдомёк, что это гоже.
А на улицах всё тоже:
Чаянно толкнут любого
И
взначай пихают снова.
А чтоб было вам
повадно,
Обругать вас могут
щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться
льзя.
Вот такие все там
вежды.
Что касается одежды –
Очень
ряшлива, приглядна,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».

Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.
(Е. Ефимовский)

ПАДЕЖИ

Именительный падеж

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто

.

Именительный


Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала все (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я
до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И
вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я
у доски
И вздыхаю
от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.

(Т. Рик)

Родительный удивительный

Самый удивительный
Из всех – падеж родительный.
Сказать мне не хотите ли,
Причём же здесь родители?

Вопросы: Нет кого, чего?
А у меня нет брата
И хомяков – ни одного...
Всё мама виновата!

(Л. Слуцкая)

Дательный падеж


Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!


А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.


А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону
!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!

(Т. Рик)


Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.


Винительный


"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я... летать!


Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.


Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу
вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!


Строят
клуб невдалеке,
Красят
лодку на песке...
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

(Т. Рик)

Творительный падеж


Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.
Вот решился я... творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!


Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.


Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.


Мой герой идет
войной,
Хочет править он
страной,
Поразить врагов
стрелой,
С башни их полить
смолой.

Стоп! Подумай головой,
Для чего идти
войной!
Лучше
миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.

(Т. Рик)

Предложный падеж


На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!


Я мечтаю
о короне:
Буду в ней сидеть
на троне.
Я мечтаю
о слоне,
Чтоб кататься
при луне.


Я мечтаю
о сережках,
Я мечтаю
о сапожках.
Вечерами
в полумгле
Я мечтаю
об орле:

Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться
в школе...
Ой, мечтаю я уже ...
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

(Т. Рик)

Падежи


Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.


Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного...
Всё мама виновата!


Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…
 


Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?


Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?


Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

(Фрида Полак)

Свинья в полынье (склонение)

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась
полынья.

Плюх!.. Торчит
из полыньи
Только хвостик
от свиньи.

Мы скорее
к полынье,
Мы помочь хотим
свинье.

Сами - чуть не
в полынью,
Но спасли-таки
свинью!..

Недовольны мы
свиньёй:
Разве шутят
с полыньёй?

Вспоминайте
о свинье,
Чтоб не плавать
в полынье!
(Т. Хоботов

)

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

(Н. Ключкина)

ВЕСЁЛАЯ ЭТИМОЛОГИЯ

Что сказал кот Вася

Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
«КА-ТА-ВА-СИ-Я»?

Кот весьма любезен был,
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спроси:
– Понятно?
(С. Погореловский)

О чём спросила Оля

Бродили мы по сказочным,
Таинственным местам,
Всё п
апоротник, папоротник,
Папоротник
 там.

– Чего, – спросила Оленька, –
Разросся он везде?!
А
маморотник, маморотник,
Маморотник
 где?
(С. Погореловский)

Цвета и цветы

Непростая кругом красота:
Есть на свете – цветы и цвета.
Словом, кругом идёт голова –
Так друг с другом созвучны слова.


Ведь среди всевозможных цветов
Есть цветы всевозможных цветов...
Будь готов к разноцветию ты –
И не путай цвета и цветы!..

(С. Белорусец)

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Носы

Есть носы у журавлей,
Есть
носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – Носуха,
У Носухи нос до уха.
И огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки – пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
(А.Усачёв)

Булавка

Есть у булавки голова,
Но без волос, увы!
Есть у чайника
носик, однако нет головы.
Есть
ушко у иголки, да только не слышит оно.
Есть
язычок у туфель, но туфли молчат всё равно.
Есть у дороги
ямки, но нет подбородка и щёк.
Есть у горы подножье, но что-то не видно ног.
Есть у рябины
кисти, но нет у бедняжки рук.
Белым
глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка.
По полю, ног не имея, лениво
бежит река.
Есть у расчёски
зубы, но есть не может она.
За месяцем
месяц проходит, а не за луной луна.
Есть
рукава у потока, хоть поток не одет.
Папку носят под мышкой, а под кошкой – нет.
(В. Лунин)

Анютины Глазки

Раскрылись, как в сказке.
И им улыбнулись — смотри!
Весёлый и хитрый
Глазок у Картошки
И круглый
Глазок у Двери.
Анютины
Глазки
Сияли от ласки.
И как было им не сиять!
Глазок у Двери
И
Глазок у Картошки
Им начали дружно мигать.

И вдруг потемнело,
Нахмурилось небо,
Кругом загремела Гроза…
Глазок у Двери
И
Глазок у Картошки,
А также Анютины
Глазки немножко
В испуге закрыли
Глаза.
Гремело в округе.
Заснули в испуге
И спали до самой зари:
Анютины
Глазки,
Глазок У Картошки
И круглый
Глазок у Двери.
(А. Усачев)

Лентяй

Сидел он на окошке
И размышлял о кошке.
Вдруг подумал: "А
у сов 
Есть усы
Иль нет
усов?"
Воду в ступе
потолок,
Поглядел на
потолок
И зевнул:
"Мне спать
пора,
Ночи близится
пора."
(Я. Козловский)

Велосипед


Велосипед меня понёс,
Понёс куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его
понёс.
(О. Григорьев)


Вечером


Вечером девочка Мила
В садике клумбу
разбила.
Брат ее, мальчик Иван,
Тоже
разбил... стакан.
(О. Григорьев)


Секрет


Открой свой секрет.
– Какой секрет?
– Ты принес в школу
Коробку конфет?
– Секрет я
открою,
Коробку – нет.
(О. Григорьев)

Угодил...

Рыцарь даме
Как-то раз
Угодил
Букетом
В глаз.
Не всегда
Мужчина
Даме
Может
Угодить
Цветами...
(С. Белорусец)

Идёт и сидит

Без мамы купили мы с папой
В магазине пальто.
Мне пальто, а папе шляпу –
Идём домой под зонтом.
Папа
идёт, сердит, –
Шляпа ему не
идёт.
Я на папе
сижу –
Пальто на мне не
сидит.
(О. Григорьев)

О коровах


На травке
У леса густого
Паслась луговая
корова.
А в море,
Водою плеская,
Ныряла
корова морская.
И где-то
На дерево ловко
Карабкалась божья
коровка...
Везде успевают
коровы:
Коровы –
Они будь здоровы!
(Тим Собакин)

Дождик учится ходить


Дождик только что родился,
Он
ходить не научился.
Ножки с облака спускает,
Неуверенно встает.
Огородники вздыхают:
«Ну когда же дождь
пойдет?».
Но под вечер гром раздался –
Столько шуму произвел!
Дождик на ноги поднялся
И
пошел,
Пошел,
Пошел!

(Н. Хрущева)

СИНОНИМЫ

Гляди

Гляди, поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.

Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор...
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЁР...

(С. Белорусец)

АНТОНИМЫ

Добрый – злой

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый.

Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа.

Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
(Маша Лукашкина)

Противоположности


Грустный клоун громко плачет,
А
веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.

Разворчался
старый дед:
"Доживешь вот до ста лет!"
Внук ответил: "Никогда!
Буду
молодым всегда!"

Петя пил чай ледяной
И теперь лежит
больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан,
здоровый.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
"Ворон –
черный, голубь – белый!"

Вышел в поле
храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А
трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася –
добрый, Жора – злой!

За
высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за
низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

Сел Мишутка на качели –
Мышки
легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый
слишком.

Очень
толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С
тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.

В телевизоре
включенном
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если
выключить его!

Любят кот и папа Тани
Спать на
мягком на диване,
А на
жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг
прекрасным
Рядом с монстром
безобразным.

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев – забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев – весь
мокрый, Глеб – сухой!

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и
пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А
короткий – для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

"Ох, – вздыхает пес
голодный, –
Съесть могу кого угодно!"
Сытый же ему в ответ:
"Ну, тогда меня здесь нет!"

Папа Борю нынче днем
Узким выпорол ремнем.
Дулся Боря – он решил,
Что
широкий заслужил.

Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль
холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару
горячий чай.

Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
"
Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!"

(О. Емельянова)

ИДИОМЫ

Идиомы

Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что У ВАС НЕ ВСЕ, мол, ДОМА…
Отвечайте:
– Я и брат!

В ГОЛОВЕ У ВАС СОЛОМА
Или КАША В ГОЛОВЕ –
Это тоже идиома.
А точнее, целых две.

Фразу «ВЗЯЛИ НОГИ В РУКИ»
Умный правильно поймёт.
И хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.

Кто-то долго ТЫКВУ ЧЕШЕТ:
Не поймёт, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Что НАВЕСИТЬ ВСЕХ СОБАК.

Идиомы – это фразы,
Смысл которых – МЕЖДУ СТРОК.
Вы поймёте это сразу,
Если ВАРИТ КОТЕЛОК.
(А. Усачёв)

Отцовский урок

Читал дураку наставленья отец.
Сурова была его речь и строга:
– Когда ты ВОЗЬМЕШЬСЯ ЗА УМ, наконец?
Ты должен уметь БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА!

Сын понял буквально отцовский урок.
К быку подошел и схватился за рог...
Но только дурак ВЗЯЛ БЫКА ЗА РОГА,
Бык сразу же начал...ВАЛЯТЬ ДУРАКА.
(А. Усачев)

От корки до корки

Если б из сыра делали книжки,
Грамоту быстро освоили мышки:
Были б от Пушкина мыши в восторге
И Кафку читали от КОРКИ ДО КОРКИ.
(А. Усачёв)

Пруд пруди

Ходит нынче на природу
Пропасть всякого народу:
Рыбаков ХОТЬ ПРУД ПРУДИ,
А червя – пойди найди!

Ни в лесу не заблудиться,
Ни в горах тебе свалиться…
Там туристы – шасть да шасть! –
НЕГДЕ ЯБЛОКУ УПАСТЬ.
(А. Усачёв)

Искатели

Недели две искал Олег
Повсюду ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ,
И столько же искала Лена
Потом ИГОЛКУ В СТОГЕ СЕНА,
И две недели ВЕТРА В ПОЛЕ
Найти не удаётся Оле.
А Глеб в лесу присел на пень:
Он ищет здесь ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ!

(Е. Бергер)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Знаки препинания

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:

– Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:

– Кто?
Кого?
Откуда?
Как?

Явились
запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало
двоеточие,
Прикатило
многоточие
И прочие,
И прочие,
И прочие...

Заявили
запятые:
– Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тетя
точка с запятой;

Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

– Нет... – сказало
многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят
многоточие...

Вопросительный знак
Удивился: – То есть как? –
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!

– Так, – сказала
точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Кавычки

Эти маленькие птички
Называются
Кавычки.
Прилетели – и готово,
И стоит в кавычках слово.
Раз в кавычках оборот –
Понимай наоборот:
Например, любить в кавычках –
Это значит враждовать;
С кем-нибудь дружить в кавычках –
Это значит воевать.
Убери кавычки,
Снова
Станет очень ясным слово.

Как приятно встретить друга
Без кавычек
Дорогого.
(Р. Сеф)

Напоминалки

Спряжение в стихах

Гнать, держать, дышать и слышать,

зависеть, видеть, ненавидеть,  

а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.

Суффикс –и-

«Ослиное» правило знайте, друзья,

 Его отличить нетрудно:

 Осёл кричит своё «ИА»,

                      И нам запомнить нужно:

                      В корне пишем И всегда,

                      Когда за ним есть суффикс А.

Гласные и согласные в приставках

Гласные и согласные

В приставках такие опасные!

Бывает, звук ясно слышится,

А буква другая пишется!

Всегда рассуждай вот так:

1. Нахожу приставку в слове.

2. Определяю, к какой группе она относится:

А) Пишу всегда одинаково, как в списке:  в-(во-), взо-, вы-, до-, за-, изо, на-, над, не-, недо-,о-,  об-, от-, пере-, по-, под-, пра-, по-, под, пра-, пред-, про-, с-, су-, разо, предо-, у-.

Б)  ( на –з,-с)  

Перед глухим пишу С, перед звонким пишу З.

В) (пре- и при-)

Определяю смысл приставки

Пишу –пре-: пре = «очень», пре = пере.

Пишу –при-:  присоединение, приближение, близость, неполнота действия, «взять себе», «добавить».      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков Л, Ль в стихах и скороговорках по книге Т.А Куликовской «Люлим в стихах»

Данная презентация составлена как наглядное пособие для автоматизации звуков Л и Ль в скороговорках. Разучивание скороговорок – одновременно и нелегкий труд, и забава. У каждой скороговорки своя мален...

КОМПЛЕКС СТИХОВ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРУКТУРАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Работа содержит комплекс стихов и упражнений для обучения английской  грамматики...

Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков

Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит ...

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии  закрепляется пр...

Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования грамматических навыков.

Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования грамматических навыков.Формирование грамматических навыков в начальной школе является необходи...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....