Урок-путешествие по русскому языку
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

Угроватова Надежда Петровна

Ознакомление и закрепление материала по теме : "Местоимения 1, 2, 3 лица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_po_russkomu_yazyku.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Урок-путешествие

по теме: «Местоимение. Личные местоимения 1, 2 и 3 лица»,

проведенный в МОУ СОШ №8

Учитель: Угроватова Н.П.

Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

Тема урока: Личные местоимения 1, 2 и 3 лица.

Цели:

  1. Ознакомление с местоимениями 1,2,3 лиц; с изменением местоимений 3-го лица по родам.
  2. Развитие умения заменять имя существительное местоимением соответствующего ему рода;
  3. Развитие творческих способностей учащихся, проявления индивидуальности учащихся.
  4. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока;
  5. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

6. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Ход урока:

Ι. Организация класса.

ΙΙ. Повторение изученного материала.

-С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке?

- Представьте, что вы местоимение. Что вы о себе могли бы рассказать.

ΙΙΙ. Чистописание.

Мы, ты, вы – Какое слово получится?

IV. Изучение нового материала

  1. Предлагаю игру «Вопрос – ответ».

Условие: не называть имён. Ответы записываем в тетрадь( оставляем 2 строчки, сбоку место в 2 пальчика)

  1. Как ты говоришь о себе?
  2. Как вы говорите о себе, когда вы все вместе?
  3. Как ты обращаешься к товарищу?
  4. Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А ещё так обращаются к группе людей. (Вы)
  5. Как ты говоришь о друге, когда его нет рядом? О подруге? (он, она)
  6. Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает?
  7. Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом?

( на доске таблица и в тетрадях)

                         я

                      мы

                          ты

                      вы

              Он,она, оно

                     они

  1. Работа по учебнику.  стр. 29

3. Вывод:  

 Перечислите местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Местоимения 3-го лица в единственном числе изменяются по родам.

Попробуйте сформулировать правило

1 лицо – указывает на говорящее лицо.

2 лицо – на тех, к кому обращаемся с речью.

3 лицо – на того, о ком говорим, но кто отсутствует в данный момент речи.

Уч-ся читает стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

V. Закрепление нового материала.

1. Учебник стр. 30 упр.8

2. Списывание с доски

        - заменить повторяющееся слово местоимением:

Я с бабушкой своею дружу давным давно.

Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой (ней) не знаю скуки,

и всё  мне любо в бабушке ( ней),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

VI. Физкультминутка

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

VII. Работа по карточкам по вариантам.

1в.

Замените выделенные имена существительные подходящими по смыслу личными местоимениями.

Осенью мы ездили в Малые Карелы. В тот день солнце было яркое и весёлое. Солнце  даже пригревало немного. Деревья были, как в сказке.  Деревья  стояли в золотых нарядах. Неожиданно я увидел чернику.  Черника была уже мягкая, но очень вкусная. В школу мы поехали очень довольные.

2в.

вместо точек вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

Осенью ………  ездили в Малые Карелы. В тот день солнце было яркое и весёлое. ……….  даже пригревало немного. Деревья были, как в сказке. ………. стояли в золотых нарядах. Неожиданно ……….  увидел чернику.  ……..  была уже мягкая, но очень вкусная. В школу …….…  поехали очень довольные.

VIII. Игра «Лишнее слово».

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

IX. Работа по карточкам.

- Замените в тексте часто повторяющиеся слова на местоимения и вставьте пропущенные буквы.

Летом листья подст…вляли солнцу ладошки и щечки, спинки и животики. Листья шуршат, скр…бут, лопочут. Листья л…тят, к…чаются и б…гут. Пол…тели листья иволгами по ветру. З…прыгали листья белками по сучьям. Пон…слись листья куницами по з…мле.

Зашумел в л…су з…л…той дождь!

X. Игры

1. Теперь я проверю, как вы их запомнили. Хлопните в ладоши если услышите личные местоимения:

            Цветы.

       Если я сорву цветок,

       Если ты сорвёшь цветок,

       Если он, и я, и ты -

       Если мы сорвём цветы,

       То окажутся пусты

       И деревья, и кусты.

       И не будет красоты,

       и не будет доброты,

       Если только я и ты -

       Если мы сорвём цветы.  (Беседа об охране природы.)

2.  Какие слова отгадки спрятались под словами-указателями он, оно, она?

Утром так заведено,

  Разомкнешь ресницы

  И к  тебе идет ОНО

  Розовой жар-птицей…(солнце)

 ***

 А стемнеет – ОН придет,

  Тоненький, смущённый,

  Он на цыпочках войдет

  Долькою лимонной…(месяц)

  ***

 Срок прошел - плывет ОНА

   В пелене тумана,

   Круглолица и грустна,

   Будто Несмеяна. (луна)

  1. Хитрые вопросы

1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

4. Какие два  местоимения  мешают  транспорту? (Я, МЫ)

XI. Домашнее задание стр. 31 упр.9 (разбор).

X. Рефлексия

- Что у меня получилось неплохо?

- Чему нужно уделить внимание?

- Над чем мне следует еще работать?

- Какое у меня в конце урока настроение?

XI. Итог.

Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной, грамотной и красивой. Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие "Имя существительное". Урок русского языка

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Данный урок проводится по теме "Имя существительное"( закрепление). Во время урока дети выполняют разли...

план - конспект урока « Путешествие в страну английского языка»

План урока во 2-ом классе "Путешествие в страну английского языка"...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Урок русского языка в 3 классе ( УМК Занкова по учебнику Поляковой) Форма проведения : урок –путешествие

Цели урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять части слова.Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формироват...

Урок - путешествие в страну Русского языка

Открытый урок по русскому языку во 2 классе...