Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку по теме

Подина Наталья Владимировна

Технологическая карта урока по ФГОС УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_pisma_bukva_a-1.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс

УМК «Перспектива». Пропись №2 «Мой алфавит» (часть первая)

Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов

Тема: «Письмо строчной буквы а»

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся со строчной буквой а. Учить писать каллиграфически правильно строчную букву а. Находить и распознавать ее в словах; учиться отгадывать загадки, составлять схемы слов;

 Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, внимание, память, мышление, на основе таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, коммуникативные навыки.  Развивать внимание, память учащихся.  

Воспитательная:  воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда. 

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

Тип урока: Урок изучения нового материала;

Планируемые результаты  деятельности:

 - личностные  результаты:

1) чувство гордости за то, что каждый из учащихся является носителем русского языка;

2) формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;

3) умение работать с  информацией;        

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

- метапредметные  результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

9) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока;

- предметные  результаты:

1) формирование представлений  о языке как основе национального самосознания

2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

3) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Основные понятия: Строчная буква, верхнее и нижнее соединение.

Ресурсы:    Пропись «Мой  алфавит»
                    Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов (часть первая)

                     Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;

                     Компьютер, мультимедийнный проектор, экран

Этап урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

Организационный момент

Цель для учащихся:

- подготовиться к продуктивной работе на уроке

Цель для учителя:

- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе

 

-Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

- Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение, а с каким настроением вы начинаете урок?

Сядьте  правильно.

- Вспомните правила поведения на уроке?

 

Проверяют свою готовность к уроку.

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют  их.

Сели правильно за парты.

Регулятивные

Осознание алгоритма своих действий, организация своей учебной деятельности.

Познавательные

Осмысление начала продуктивной работы на уроке.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проблемная ситуация

  ( слайд 1)

 

Цель для  учащихся:        находить букву А среди других букв и выделять ее

Цель для  учителя:

 -мотивировать школьников учиться писать строчную букву «а»

 Организовать фронтальную работу,  учить школьников самоорганизации при                      решении  проблемной ситуации.

- Ребята, к нам на урок пришли наши знакомые Аня и Ваня. Они не могут прочитать название журнала, потому что не знают написания всех букв.  

-Давайте поможем им.

-Перед вами лежит журнал. Найдите букву А и подчеркните её простым карандашом.  

Участвовать в обсуждении  проблемных вопросов,  формулировать собственное   мнение и аргументировать   его.

Подчеркивают простым карандашом букву А в названии журнала.

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

Поиск и выделение необходимой информации.

Уметь формулировать собственное мнение.

Актуализация опорных знаний 

Цель для учащихся:        уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение

Цель для  учителя:

 -закрепить знания о гласном звуке «а»

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса.

 -С каким звуком и  буквой мы познакомились на уроке  обучения грамоте?  

    - Что узнали о звуке «а»?    

 

-Чем отличается звук от буквы?

 Назовите признаки гласного звука.

Организовать коллективную работу с классом. 

Игра «Найди букву» (магнитные буквы на доске

На доске магнитные буквы вперемешку.

- Найдите среди всех букв, букву А.

Чем различаются эти буквы?

-А чем они похожи?

А какие ещё бывают буквы?

Работать с информацией,  в форме    опроса.

Со звуком  «а» и буквой Аа.

-Гласный, обозначается буквой А.

-Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.

 -Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.

Работать коллективно.  

Участвовать в обсуждении представленного задания.

Большие и маленькие.

- Эти буквы печатные.

- Письменные.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Находить и выделять большую и маленькую букву А.

Использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания Развитие знаково- – символических действий

Использовать приобретенные знания

Формулировать собственное мнение.

Строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога.

Строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога.

 Изучение нового материала.

 Цель для учащихся: делить слова на слоги, выделять ударный слог, составлять звуковую схему слов, выделять и называть элементы письменных гласных букв

 Цель для учителя:

- учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв;

 

Физминутка

Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища

Цель для учителя:

мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе

Работа в тетради

Цель для учащихся: научиться писать элементы и  строчную букву  а, писать буквы безотрывно, используя верхнее и нижнее соединение.

 Цель для учителя: научить писать элементы и  строчную букву а.

Пальчиковая гимнастика

Цель для учащихся: снять утомление мышц пальцев рук

Цель для учителя:

мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе

Закрепление  изученного

Цель для учащихся:  учиться вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов. Уметь применять полученные знания на практике.

Цель для учителя:  создать условия для формирования умения выполнять запись изучаемых гласных букв в  слова.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель для учащихся: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса 

Цель для учителя: подвести итог проделанной работе на уроке.

Организовать работу по определению темы урока. 

-  Кто из вас догадался, чему  нам предстоит научиться на уроке письма?

- Сегодня мы будем учиться писать срочную букву А

Включить учащихся

в работу по обсуждению и составлению схем слов, проблемных вопросов

Работа над звуковой схемой слов (аист, астра).

    Работа в прописи « Мой алфавит»

- Откройте свои прописи на страничке 6 (Слайд 2)

- Посмотрите на экран.

 Я предлагаю вам отгадать загадку: по первому звуку каждого слова угадайте слово.

- Проверим (слайд 3)  

- ( слайд 4)

- Посмотрите на схему слова аист.

- Давайте определим, сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем.

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог

- Назовите второй слог

- А сейчас выясним какой из них ударный?

- Давайте позовём слово в гости.     - Какой слог ударный?

-Назовите первый слог?

- Сколько в нём звуков?

 - Какой он?

- Почему?

- Обведите кружок красным цветом.

- Назовите второй слог.

-Сколько в нём звуков?

- Назовём по порядку:

-Назовите первый звук  какой он?

- Назовите второй звук?

 - Какой он?

- Почему?

 -Последний звук?

 - Какой он?

 - ИТАК, сколько слогов и звуков в слове  АИСТ?

( слайд 5)

 Угадайте второе слово по первому звуку каждого слова  

 - Проверим  (слайд 6)

 (слайд 7)

-Посмотрите на экран

- Верно ли составлена схема слова астра?

- Приготовили ладошки. Определим, сколько слогов в слове  АСТРА?

- Сколько слогов?

- Какой первый?

- Какой второй?

- Узнаем, какой из них ударный?  

- Позовём слово:

-Какой слог ударный?  

 - Найдите схему в тетради и обозначьте этот звук.

-Назовите второй слог?

-сколько звуков во втором слоге?

-Какой гласный звук есть в этом слоге?

-Какой он по счету в этом слоге?

-Обозначьте его в звуковой схеме.

- Назовите оставшиеся  три звука.

-Что мы можем сказать об остальных трех звуках, какие они?

-Обозначьте эти звуки в звуковой схеме.

- Сделайте вывод, сколько слогов  и звуков в слове АСТРА?

- С какой буквы  начинаются эти два слова?

- Напечатайте букву А.

-Рассмотрите,  из каких элементов состоит строчная буква «а» (Слайд 8)

     Образец  написания на доске. (экране) (слайд 9)

     - Пропишем букву по образцу  на картоне  под счет.

1.Письмо строчной буквы а.

В тетради по образцу в правом верхнем углу тетради

-Пишем под счет в тетради.

     - Письмо элементов буквы а

      - Письмо буквы и элементов

      -  Письмо буквы с нижним и верхним соединением.

Написание слов атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)

Только уставать начнём

Пальцы сразу разожмём

Мы пошире их раздвинем

Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

Загадка про ОСЕНЬ.

Несу я урожаи,

 Поля вновь засеваю,

 Птиц к югу отправляю,

 Деревья раздеваю,

 Но не касаюсь сосен и елочек.

 Я –

-Чем она богата, и у нас на картине художник изобразил  фрукты и овощи?

- Обведите только те, в названиях которых ты слышишь звук А.

Что стало лишним?

-Отметьте гласный звук  «а» в словах БАНАН,  ГРУША, РЕПА.

А сейчас поработаем в парах.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

 

-   Чему учились сегодня на уроке?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие затруднения остались?

-Молодцы! Слайд 10

Участвовать в работе по решению проблемы

Определяют тему урока.

Участвовать в обсуждении и составлении схем слов, выделять звуки по предложенным картинкам, давать им характеристику, делать вывод

                Сравнивают слово, появившееся на доске со своим.          

(аист)

Определяют количество слогов в слове.

             2 слога

                  А

             - ИСТ

           

             - АААААист

                   -1 слог.

                      -А

                    -1звук.

                - Гласный.

- Не встречает во рту преграду.

Выделяют в звуковой схеме гласный звук красным цветом.

                - ист-

                  3

                 -И-

.           - гласный

                 -С-

 -Согласный, твёрдый.

    -Встречает во рту преграду.

                  -Т-

              - Согласный

-В  слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.

               астра

Сравнивают слово на слайде и свое слово.

- Нет, не хватает последней буквы А.

Определяют количество слогов в слове.

              - аааааа-стра

                  - 2 слога

                      -А-

                  - СТРА-

Определяют ударный слог в слове. –

 ААААААстра-

                     -А-

Выделяют в звуковой схеме гласный звук красным цветом.

                 -СТРА-

                    4 звука

         

                     -А-

                - Четвертый

Выделяют в звуковой схеме гласный звук «а»  красным цветом.

            - С-Т-Р-

   

 -Твердые согласные.

  Выделяют в звуковой схеме три твердых согласных звука синим цветом.

- 2 слога  и  5 звуков-

             -С буквы А-

 Печатают букву А  в тетрадях.    

Анализ элементов строчной буквы «а».

Письмо  пальчиком  на карточке (буквы из наждачной бумаги).

Написание овала, прямой, наклонной с закруглением  вправо. (На ладошке под счет)

 

                                                           

 Письмо  по образцу в тетради.

Работать с информацией, представленной в форме слайда - рисунка.

                  -Осень-

 Обводят только те, в названиях которых  слышится звук А.

Выделяют  красным цветом гласные звуки.

Учатся работать в парах  по карточкам.

На карточке отмечают красным кружком место звука  в словах.

Пара берется за руки на локотке и поднимает руки. Выходят  к доске,  показывают свою схему и называют слово.

         

                 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Освоение способов написания и соединения письменных букв.

 

Выполнять задание по алгоритму в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Контролировать результат своей работы с заданным эталоном.

Выполнять учебное действие в соответствии с поставленной целью.

Саморегуляция к мобилизации сил и энергии.

Выполнять  учебное задание в соответствии с планом и контролировать его результат.

Выполнять задание в соответствии с целью. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действий и вносить необходимые коррективы в

исполнение как по ходу его реализации, так и в конце

действия.

 Осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Определять количество слогов и количество звуков в слове.

Составлять слова по первому звуку

Писать по образцу строчную букву а.

Писать строчную букву а по образцу, слова с буквой а.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение объяснять свои действия (способ написания).

Адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Комментировать учебные действия

Комментировать собственные действия при выполнении задания.

Умение сотрудничать со сверстниками.

Контролировать, корректировать и оценивать результат своего действия.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

собственную позицию, умение работать в парах.

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...