Приём моделирования нового знания на уроке русского языка во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 

                  Вашему вниманию предлагается урок русского языка во 2 классе по теме   «Образование слов при помощи суффиксов». Дети научатся образовывать слова при помощи суффиксов и освоят приём моделирования нового знания. Урок с применением Интерактивной доски.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_kak_sredstvo_formirovaniya_uuu.doc63 КБ
Файл urok.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

                         

                  Урок русского языка во 2 классе

по теме   «Образование слов при помощи суффиксов».

Цель: обучение приёмам образования слов при помощи суффиксов.

Задачи обучающие:

  1. Совершенствовать приём образования слов при помощи суффиксов.
  2. Вывести новое название для группы суффиксов.
  3. Продолжить обучение составлению интеллект -  карты по теме «Состав слова».

Задачи развивающие.

  1. Развивать умения вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения.
  2. Развивать умения в моделировании полученных знаний.
  3. Развивать логическое мышление на основе сравнения высказываний.

Задачи воспитательные.

  1. Воспитывать культуру общения и сотрудничества в парах и группах.
  2. Воспитывать интерес к русскому языку, желание узнать его секреты.
  3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, активную позицию ученика.

Оборудование. 1. Слайды к уроку для интерактивной доски.

                           2. Интеллект карта у каждого ученика.

                           3.Пособие «Конструктор слов» у каждого ученика.

                              Этапы   урока

      УУД

1.Настрой на урок.

   Запись даты в тетради.                     Слайд 1.

- Что интересного было на прошлых уроках русского языка?

- Чего ждёте от сегодняшнего урока?

Личностные.

Учебная мотивация на поиск новых знаний.

2. Словарная работа.

 Составить по моделям из картинок словарное слово, записать его, подчеркнуть орфограмму.  Слайд 2-4.

(сорока, ворона, воробей, молоко, корова, пенал)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

( Лишнее слово пенал, в нём нет сочетания оро, оло)

- Составить модель предложения  из вопросов: где?  кто? что делает? какая?                     Слайд 5.

-По этой модели составить предложение со словарным словом, записать его. Выделить основу.

          Крикливая ворона сидит на дереве.

          Белобокая сорока летает по городу.

          На пастбище пасётся пёстрая коровушка.    

   

                                                 Самооценка. Слайд 6.

- Оцените свои знания словарных слов по дорожке успеха. Где вы находитесь? Запишите эту цифру карандашом на полях.

- Что надо делать, чтобы продвинуться по дорожке дальше?         (учить слова)

Регулятивные Составлять слово закодированное в наборе картинок.

Коммуникативные

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах оценки и самооценки и следовать им.

3. Создание проблемной ситуации. Мотивация на изучение нового.                                      Слайд 7.

- Посмотрите, Мальвина  катнула Буратино обруч.      - Что написано внутри его? (ушк)

- Буратино не понимает, что это? А вы? Что можете ему подсказать?

(Это часть слова, это суффикс, это   суффикс с ласкательным значением)

- Два урока мы составляли такую интеллект- карту. Кто может расшифровать её содержание?  (снять затенение экрана)

- Предположите, что сегодня на уроке предстоит узнать?         (новое значение суффикса)

Познавательные

Определять умения,  которые будут сформированы на основе данного раздела.

4. Актуализация знаний.  

   Повторение правила о суффиксе.      Слайд 8.

-Прежде повторим, что вы запомнили о суффиксе:

  выберите со слайда истинное высказывание о   суффиксе:

- суффикс – это часть слова;

- суффикс – это часть текста;

- суффикс – это часть предложения.

- Нажмите на ложное высказывание. (оно исчезает)

- Прочитаем и запомним: суффикс- это часть слова.

– Где в слове находится суффикс?             Слайд 9.

- после корня;

- перед корнем;

- в конце слова.

- Нажмите на ложное высказывание.

- Прочитаем и запомним: суффикс стоит после корня.

- Какова работа суффикса?                     Слайд 10.

-суффикс называет предмет;

-суффикс образует новые слова;

- суффикс изменяет смысл слова.

- Нажмите на ложное высказывание.   (исчезает только первое)

 -  Оцените свои знания о суффиксе по дорожке успеха. Где вы находитесь? Запишите эту цифру карандашом на полях. Как улучшить свой результат? (выучить правило)                                   Слайд 11.

                                                                    Слайд 12.

- Мы сомневаемся,  и Буратино с Незнайкой тоже спорят.

-Прочитайте, что считает Незнайка правильным?

                             (суффикс образует новые слова).

- Что Буратино?   (суффикс изменяет смысл слова)

- Кто из них прав?

                                                                    Слайд 13.

-Что же предпринять для решения проблемы?

-Незнайка предлагает разбирать слова.

- Буратино предлагает образовывать слова и наблюдать над их значением.

- Нажмите на ложное высказывание. Как  же всё – таки надо действовать?

 (образовывать слова и наблюдать над их значением).

    Оцените своё участие в обсуждении вопроса на дорожке успеха. Где вы находитесь? Запишите эту цифру карандашом на полях.                                                   Слайд 14.

Коммуникативные. Слушать и понимать речь других.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему и ключевые слова.

Регулятивные. Следовать режиму учебной деятельности

Познавательные Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы

5.Практическая работа по образованию слов при помощи суффиксов с использованием пособия «Конструктор слов».                              Слайд 15.

-Возьмите из конструктора список суффиксов на синем фоне. Найдите карточки, с которыми уже работали. Какое значение у этих суффиксов?

              (уменьшительно - ласкательное значение)

-  А теперь возьмите список суффиксов под номером 1 и  список корней на белом фоне №1. Прочитаем хором, с какими корнями предстоит работать. Как работать вы уже знаете. Подставляете суффикс к корню и пробуете составить слово. Обсудите с соседом по парте. Если такое слово есть в русском языке, запишите его в тетрадь. Выделите суффикс, которым вы воспользовались. Двоих желающих я приглашаю поработать у доски. Поверим, какие слова вы записали. Значение какого слова вы хотели бы узнать? Составьте с этим словом предложение.

(Печник, водник, учитель, водитель, машинист, тракторист, танкист, крановщик, кладовщик, лётчик)

- Оцените свои успехи в образовании слов. Где вы находитесь?  Запишите эту цифру карандашом на полях.                                                        Слайд 16.  

- Что скажете о лексическом значении образованных слов? Что называют эти слова?   ( профессии).

- При помощи чего образовали название профессий?          (суффиксов)

- Придумайте название этой группе суффиксов.

- Возьмите интеллект карту.                   Слайд 17.

- Можно ли в неё добавить новые знания? Какие?

(суффиксы профессиональные – высветить нажатием)

- У вас есть ещё три карточки с корнями слов. Возьмите любую из них. Поработайте парами так же. Образовывайте названия профессий при помощи суффиксов, записывайте только те слова, значения которых вы точно знаете.

- Объединитесь в четвёрки. Запомните, названия каких профессий удалось образовать одноклассникам. В случае сомнения задайте им вопросы.                                   Слайды 18,19.

- А теперь попробуйте угадать слово по его составу.

* корень как в слове чайная, суффикс как в слове печник; (чайник)

* корень как в слове салатик, суффикс как в слове писательница; (салатница)

* корень как в слове молочко, суффикс как в слове дворник  (молочник).                              Слайд 20.

- Обратите внимание, что мы взяли профессиональные суффиксы, но получили название посуды. Может эти суффиксы не совсем профессиональные?

(название посуды указывает на её применение, это назначение посуды, её профессия)

Познавательные.

  Делать выводы на основе совместной работы с классом и учителем. 

Коммуникативные

Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные  

Учить работать  в парах.

6.Применение новых знаний.               Слайд 21

- Прочитаем текст.                                      

Найдите в нём название профессий. Укажите, при помощи какого суффикса они образованы. Выпишите слова с профессиональным суффиксом. Выделите его.

 

     Надо построить дом. Проектировщик чертит план дома. На площадке появляются  строители. Бетонщики заливают фундамент дома. Монтажники ставят каркас. Поднимают детали на верхние этажи крановщики. Железные детали сваривают сварщики. Каменщики выкладывают стены из кирпича. Штукатуры выравнивают стены специальным раствором. Плотники настилают полы, делают окна и двери, ставят крышу. Маляры  красят их яркими красками. Новый дом ждёт новосёлов.

- Оцените свои успехи в поиске слов с суффиксами по дорожке успеха. Где вы находитесь?  Запишите эту цифру карандашом на полях.         Слайд 22.  

- Посмотрите на все цифры, которые вы писали на полях. Проследите их закономерность. У кого цифры записаны в порядке возрастания?  Что это значит?

- Если цифры не возрастают, что посоветовать ученику?

Познавательные

 Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Итог.

- Что узнали о суффиксах на уроке?

- Поделитесь вашими ощущениями от работы.

- Что вам больше всего понравилось делать?

- Предположите, что завтра ждёт нас с вами на уроке русского языка?

- Дома выполните №129 на с.92.

- Спасибо за работу.

Регулятивные   Самостоятельно оценивать выполнение задания по параметрам умею – не умею.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка. 2 класс. ОНЗ (Открытие нового знания).

Знакомство учащися 2 класса с понятием "имена существительные", учить использовать в речи специальную терминологию при определении части речи....

Приёмы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Разнообразные приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка....

Методы и приёмы технологии ТРИЗ на уроках русского языка (3 класс)

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....