Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Вибе Наталия Георгиевна

Конспект урока по русскому языку. Программа М. С. Соловейчик. Учебник М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка". Проблемный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сложное предложение

Вибе Наталия Георгиевна,

учитель начальных классов МОУ школа №8

Г.о. Жуковский Московской области.

Задачи:

образовательные – совершенствовать знания о предложении; развивать умения отличать сложное предложение от простого;

 развивающие – способствовать развитию речи; развитию речи, памяти, внимания учащихся;

воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Каллиграфия

2. Актуализация знаний.Чем начали заниматься на уроках?(Предложениями) Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис) Что нового о них узнали? (Строение предложения, связь предложений друг с другом, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения). А для чего мы с вами это изучаем? Получается, знание синтаксиса помогает ориентироваться на письме в знаках препинания – верно? Морфемика, морфология фонетика, лексика объясняют орфографию, а для пунктуации нужны знания синтаксиса. И именно синтаксисом мы с вами и занимаемся на протяжении последних уроков.

3.  Постановка проблемы.

В таком случае, попробуем объяснить орфограммы и пунктограммы в предложении:

Зима уже начинала медленно, неохотно уступать свои права, и в воздухе чуть появился, затрепетал еле уловимый аромат весны.

(Предложение записано целиком без пропусков)

(Объясняются орфограммы, отмечаются неизученные, обозначаются вопросительными знаками; объясняются пунктограммы: однородные члены предложения; доказываем однородность) Как объясним последнюю запятую? (?) Давайте вспоминать, по каким причинам в предложении может стоять запятая.

1. Однородные члены предложения – подходит? (нет)

2. Обращение – подходит?  (нет)

Значит, чего-то мы с вами не знаем, и именно это «что-то и не дает нам возможность объяснить этот знак препинания. Что будем делать? (Разбираться, откуда берется эта запятая)

4. Поиск решения.

Проблема есть – есть непонятная запятая. Осталось ее решить. А для этого предлагаю посмотреть на предложенный текст.

В воздухе уже витал аромат весны. Куда-то подевалась зимняя прозрачность, и он наполнился новыми запахами и звуками. Лазурь неба сияла своей бездонностью и заставляла все живое просыпаться от зимнего сна.

Понравился текст? Чем? Какие слова и выражения особенно понравились? Какими будете стараться пользоваться в своей речи?

А теперь постарайтесь обнаружить здесь «лишнее» предложение. Что я имею в виду, называя предложение лишним? (Не по теме и не по основной мысли, не по стилю; - по строению предложения)Обнаружили? Какое предложение оказывается лишним? (Второе) Почему так решили? (Нашли основы – в нем их получилось две)

А чем это предложение похоже на последнее? (Есть союзы «и») А одинаковую ли работу они выполняют? Что связывает союз "и" в последнем предложении? (Однородные сказуемые) Докажите (…) Может быть, и во втором предложении ест однородные сказуемые? Или другие члены предложения, но тоже однородные? (Нет)

А мы с вами уже до этого встречались с предложениями, у которых были бы две основы? Откройте упражнение 512. Найдите в нем предложения с одной основой и предложения с несколькими основами.

Что получилось?

Итак, к какому выводу мы пришли? (В предложениях может быть одна основа, а может быть несколько) А зачем мы с вами это делали? (В нашем предложении, в котором мы не смогли объяснить знак препинания, тоже две основы) Так, может быть, в этом и есть разгадка?

5. Выражение решения.

Чтобы вы догадались сами, попробуйте определить, по какому признаку я распределила слова на 2 столбика:

самолет                                    дом

пылесос                                  книга

пулемет                         подоконник

(В 1 столбике слова состоят из 2 корней, а во 2 – из одного) Как называются слова, состоящие из 2 корней? (Сложные) Значит…

Проверим свои выводы по учебнику. Стр. 72-73

Значит, чем отличались предложения в тексте? (Два из них – простые, одно – сложное) Выпишите только простые предложения. Докажите, что они простые.теперь выпишите сложное предложение. как докажем, что оно сложное? А сложное ничем не похоже на то предложение, в котором мы с вами сразу не смогли объяснить один знак препинания? (Оно тоже сложное) Как определили? (Обнаружили две основы) Постарайтесь выделить в нем простые части (…) Ни на что не обратили внимание? (На границе стоит запятая). так, значит, как ее объяснить? (Сложное предложение)

Какое пунктуационное правило мы с вами только что открыли? (В сложном предложении на границе ставится запятая) Как теперь объясним постановку запятой в нашем предложении? (Оно сложное) Отметим это.

Значит, в каком еще случае мы будем ставить запятые внутри предложения? (Если оно сложное)

6. Рефлексия.

Остается сформулировать алгоритм, по которому сможем действовать, чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания.

1. Прочитай предложение.

2. Найди основу (основы) Основа одна?

       да                                    нет

  простое                             сложное

3. Действуй                      3. Найди части. На границе ставим «,»

по алгоритму простого

А мы с вами все умеем делать, чтобы не допускать ошибок? Проверим. Какое первое умение нам необходимо? (Обнаруживать основы) Кстати, так для чего мы с вами учились искать подлежащее и сказуемое? (Чтобы правильно ставить знаки в простых и сложных предложениях) Итак, хлопните, если предложение сложное.

Набор предложений на слух.

Идем дальше. Обнаружили, просто предложение или сложное. Что надо уметь делать дальше? (Находить границы и определяться со знаками) Проверьте, все ли верное выполнено в упражнении 502.

Анализируем, что получилось.

7. Творческое применение полученных знаний.

А попробуйте сложные предложения превратить в два (или более) простых. Получается? При каком построении предложений речь получается более плавной, мягкой, логичной? За счет чего это происходит?

Попробуем то же самое проделать с нашими предложениями. Получаемся? Не испортили ли мы с вами текст? Что пропало? (Мелодичность, напевность, тягучесть) Тогда, может быть подскажете, в каких случаях уместнее применять простые предложения, а в каких – сложные? (Если текст мелодичный, уместнее сложные, если рубленый – простые)

Значит, можно ли заменить простые сложные предложения на простые и не изменить его настрой? Сравним свои выводы – стр. 74.

Составим и отредактируем текст из наших с вами предложений.

Зима уже начинала медленно, неохотно уступать свои права, и в воздухе чуть появился, затрепетал еле уловимый аромат весны.В воздухе уже витал аромат весны. Куда-то подевалась зимняя прозрачность, и он наполнился новыми запахами и звуками. Лазурь неба сияла своей бездонностью и заставляла все живое просыпаться от зимнего сна.

Продолжите текст, описывая появление весны. Чтобы он получился таким же красивым и мелодичным, какими предложениями будем пользоваться? А какой прием поможет избежать орфографических ошибок? (Письмо с дырками)

работаем.

Читаем, сравниваем, анализируем. Что получилось?

8. Итог урока.

Итак, чему мы с вами сегодня учились? А какой теме был посвящен наш урок? Что нового узнали? Что еще предстоит узнавать?

Домашнее задание – упр. 497.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....