Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме

Нарижняя Лариса Викторовна

В материале представлена рабочая программа по русскому языку и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx76.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

        Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приказ МОиН РФ от 05.03. 2004 г. №1089).

2. Примерная программа по русскому языку начального общего образования. /Составители: Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009.

3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на  2013/2014 учебный год. (Приложение 1 (2) к приказу  МОиН РФ 24.12.2010 г. №2080).

4. Программа общеобразовательных учреждений. «Школа России», «Русский язык», авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.  – М.: Просвещение, 2010.

        Выбор образовательной системы «Школа России» для реализации рабочих программ основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей. В соответствии с законом «Об образовании» основной целью школы №1 является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего условиям государственного стандартов образования и требованиям современного информационного общества:

  • соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
  • завершенность учебной линии;
  • обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Учебно-дидактический и методический комплекс, рекомендованный для применения при обучении в образовательной системе «Школа России» используется в полном объёме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку. Требованиями образовательной программы по русскому языку в 4 классе предусмотрены обязательная лексическая и этимологическая работа со словом, текстом, развитие орфографической зоркости, самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по опорным материалам, активное включение учащихся в анализирование различных языковых явлений.

        Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.

        Данная программа направлена:

на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;

на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;

на познание окружающего мира и самого себя.

 Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности

к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению.

Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развёрнутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребёнка.

        Лингвистическое (речевое) развитие включает в себя:

осознание (понимание) ребёнком соотнесённости окружающего мира и слова, способного рассказать об этом мире (его прошлом, настоящем и будущем); слово образуется (рождается), изменяется, используется в речи по определённым правилам;

        сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области фонетики, лексики, морфемики и грамматики родного языка;

        формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;

        формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, приёмов лингвистического анализа, синтеза;

        осознание себя носителем русского языка;

        развитие мотивов и средств речевой деятельности.

        Задача речевого развития в курсе русского языка реализуется системой заданий, направленных на формирование:

        правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма;

        речевого слуха, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя высказываний младших школьников;

        диалогической и монологической форм речи учащихся;

        способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения (в устной и письменной форме), близкие детям по тематике (описание, повествование, рассуждение).

        Курс ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать и рассуждать. Методическая система учебников построена в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся (это обеспечивается определённой дозировкой материала, созданием на уроке атмосферы открытия и удивления, выработкой навыков учебной самостоятельности разнообразием текстового учебного материала, поэтапностью, диалектичностью организации обучения от 1 к 4 классу).

        Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Учебники «Русский язык» построен в контексте авторской концепции развивающего обучения.

В соответствии с программой каждого года обучения материал представлен тремя основными разделами: Предложение, Слово (Морфология и Морфемика), Звуки и буквы.

Каждая тема раскрывается в определённой последовательности:

постановка проблемы и её анализ учащимися и учителем;

самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий;

уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику;

введение соответствующей терминологии;

выполнение упражнений, различных по уровню сложности.

Особое место в учебнике занимают сведения о языке. Приводимые сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке.

Среди средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся, представленных в учебниках, основное место занимают так называемые аналитические планы.

Аналитические планы – это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение:

способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы;

помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности;

раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности;

поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска относительно выполняемого задания;

формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

В методический аппарат учебника включены специальные ориентиры, которые выделяют тот или иной учебный материал или задание. Специальными значками-символами обозначены правила, сведения о языке, слова для справок, задания для самостоятельной работы, письмо по памяти, работа с таблицами, ориентировочные границы урока и т.д.

Текстовой учебный материал в своей основе – прозаические и стихотворные произведения русской классической и современной литературы, различные формы народного творчества (загадки, пословицы, поговорки и т.д.)

Данный учебник «Русский язык» завершает курс русского языка в начальной школе и строится как обобщение, конкретизация уже известного детям из 1 – 3 классов. На основе полученных детьми знаний происходит постепенное и мотивированное введение новых сведений. Большое значение приобретает работа с таблицами, в результате которой учащиеся выявляют, анализируют закономерности склонения и правописания частей речи. В структуру заданий входят аналитические планы, назначение которых – уточнение смысла задания, с которым предстоит работать, актуализация (воспроизведение) знаний, необходимых для его выполнения, определение последовательности и возможных вариантов выполнения задания.

        Основные разделы курса – Предложение и Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие).

        В разделе Предложение обобщаются знания детей о простом предложении, раскрывается понятие главных, второстепенных и однородных членов простого предложения. Уточняя характеристику простого предложения, подчёркивается, что оно представляет собой смысловое и интонационное единство, грамматическое целое и служит для выражения суждения. Система заданий  по сложному предложению обеспечивает понимание детьми того, что сложное предложение – это не механическое соединение нескольких простых предложений. Главное то, что оно тоже  составляет смысловое и интонационное единство.

        В связи с тем, что дети постоянно обращаются в своих высказываниях, изложениях, общении к прямой речи, в данном курсе представлен материал о значении употребления, об оформлении на письме прямой речи.

        В разделе Части речи имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие раскрываются как сочетание лексического значения и грамматических признаков (категорий).

Система заданий  в каждой теме организована так, что последовательно осуществляется связь грамматики, орфографии и речевого опыта младших школьников.

Особое место в структуре курса занимает завершающий раздел Контрольные задания. Он представляет собой критериально – оценочную основу, которая даёт возможность установить (оценить) уровень овладения школьниками знаниями, умениями и навыками в области родного языка за все годы обучения в начальных классах. Более того, содержание знание этого раздела даёт возможность судить и об уровне сформированности учебной деятельности учащихся, и прежде всего таких её сторон, как умение самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями); способность к самоконтролю.

 Таким образом, основная функция программы русского языка с учётом всех перечисленных задач, - пробудить у учащихся интерес к узнаванию родного языка.

        

                Рабочая программа по русскому языку  составлена на 170 часов, из расчёта на 34 учебных недели, что соответствует  учебному плану школы и годовому календарному графику.  По программе авторов курса Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой   и ОБУП  - 170 ч.

Содержание программы (170 ч)

Раздел 1

Синтаксис и пунктуация (30 часов)

Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

        Составление нескольких предложений, объединённых одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.

        Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, также предложений с однородными членами.

        Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.

         Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.

Раздел 2

Имя существительное (40 часов)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имён существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний существительных.

        Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой и  мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги с именами существительными, стоящими в разных падежах.

Составление предложений с существительными в определённом падеже, различение в предложениях именительного и винительного, родительного и винительного падежей.

Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.

Раздел 3

Имя прилагательное (25 часов)

        Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.

        Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

        Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.

        Склонение имён прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.        Прилагательное как член предложения.

Употребление в речи прилагательных. Составление предложений с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.

Раздел 4

Личные местоимения (7 часов)

Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.

Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.

        Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

        Личные местоимения как члены предложения.

        Употребление в речи личных местоимений. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.

Раздел 5

Глагол (45 часов)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределённая форма глагола.

Время глагола, изменение по лицам и числам.

1 и 2 спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Способы проверки.

Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глагол как член предложения.

Особенности употребления в речи глаголов.

Сравнение выразительности глаголов с другими частями речи.

Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.

Раздел 6

Наречие  (3 часов)

Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

Наречие как член предложения.

Употребление в речи наречий.

Раздел 7

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (20 часов)

Слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, валенки, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, картофель, килограмм, класс, колесо, коллектив, командир, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костёр, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока, союз, собака, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, тепловоз, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

Наименование

учебного раздела

Количество часов

по авторской программе

Количество часов по КТП

Обоснование изменений

Синтаксис и пунктуация

30

30

Морфология

120

120

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах

20

20

Итого

170

170

В соответствии с требованиями программы и методическими рекомендациями авторов курса Л. М. Зелениной, Т.Е. Хохловой   учебная нагрузка распределена по темам:

Темы учебного раздела

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

Синтаксис и пунктуация

30

30

Морфология

120

Имя существительное

13

27

Имя прилагательное

10

15

Личные местоимения

7

Глагол

31

14

Наречие

3

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах

20

20

Итого

43

37

53

37

170

В рабочей программе, согласно,  требованиям Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и методическим рекомендациям авторов программы  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой  представлена работа по речевому развитию младших школьников, которая на протяжении всех лет обучения реализуется на каждом уроке через систему заданий, направленных на формирование у детей навыков - правильно строить устную и письменную речь, уметь аргументировать свои решения. Основными видами работ является обучающее изложение и сочинение, которые выделены в   рабочей программе отдельными уроками /Р/р/

Виды работ по развитию речи

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

Обучающее изложение

2

3

2

1

8

Обучающее сочинение

                2

1

3

3

9

Итого

4

4

5

4

17

В рабочей программе для  4 класса учебный материал  по чистописанию осуществляется на уроках грамматики и правописания по 8-10 минут, используя коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности, направленной на письмо трудных по форме букв, письмо слов и предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно.

        В соответствии с требованиями ОБУП НРК составляет 10,0%  учебного времени  от 170 часов по русскому языку, что соответствует 17 часам.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:

В результате усвоения программного материала по русскому языку учащиеся должны: знать / понимать:

• признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;

• признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;

• термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

• признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;

• лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;

• морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;

• признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;

• правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;

• признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

Различать и сравнивать:

• простое и сложное предложение;

• главные и второстепенные члены предложения;

• лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

• типы склонения имён существительных (1, 2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II).

Решать практические учебные задачи:

• производить синтаксический разбор предложения;

• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

• устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

• разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;

• безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);

• правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями.

учебно-методическое обеспечение

Для учителя

Л.А. Псарёва «Поурочные разработки по русскому языку». Москва. «Вако» 2007

Л.И.Тикунова «Сборник диктантов и творческих работ». Москва. «Просвещение» 2002

Для учеников

1. Л.М.Зеленина, Т.И.Хохлова «Русский язык 4 класс» в двух частях, Москва «Просвещение» 2007

2. Т.В. Шклярова «Русский язык. Сборник упражнений». Грамотей. 2012

3. Л.Г. Моршнева «Проверочные работы» в 2 частях. Саратов. 2012

4. Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

учебного занятия

Кол-во

часов

Содержание

Федерального компонента

государственного

образовательного  стандарта

(ФКГС)

НРК

Виды

контроля

план

факт

Синтаксис и пунктуация (30ч.)

1

2.09

Предложение. Главные члены предложения /подлежащее и сказуемое/.

1

Система языка:

Различение слова, словосочетания и предложения.

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Виды речевой деятельности:

Практическое овладение диалогической формой  речи.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы.

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов  вопросов и заданий),  вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

2

3.09

Предложение. Главные члены предложения /подлежащее и сказуемое/.

1

3

4.09

Грамматическая основа предложения.

1

4

5.09

Второстепенные члены предложения. с/р

1

с/р

5

6.09

Р/р.

Обучающее сочинение. «Самый радостный день каникул».

1

р/р

6

9.09

Анализ обучающего сочинения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.

1

7

10.09

Части речи как главные и второстепенные члены предложения. Словарный диктант

1

словарный диктант

8

11.09

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

1

9

12.09

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

10

13.09

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

11

16.09

Главные и второстепенные члены предложения. Тест

1

тест

12

17.09

Предложения с однородными членами.

1

13

18.09

Р/р.

Обучающее изложение «В лесу будь другом».

1

р/р

14

19.09

Анализ обучающего изложения.

Однородные подлежащие, однородные сказуемые.

1

15

20.09

Входная контрольная работа.

1

к/р

16

23.09

Работа над ошибками. Однородные второстепенные члены предложения.

1

17

24.09

Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

1

с. 98, №1

с. 99, №2

с.60

18

25.09

Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. с/р

1

с/р

19

26.09

Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Тест

1

тест

20

27.09

Простые и сложные предложения.

1

с. 105, №1

с.62

21

30.09

Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но.

1

22

1.10

Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но.

1

23

2.10

Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.

1

24

3.10

Прямая речь /общее знакомство/

1

25

4.10

Р/р.

Обучающее изложение зрительно воспринятого текста по составленному плану. «Медаль за отвагу»

1

р/р

26

7.10

Анализ обучающего изложения..

Знакомство с оформлением диалога.

1

27

8.10

Обращение /общее знакомство/. Тест

1

тест

28

9.10

Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

29

10.10

Особенность интонации предложений с обращением.

1

30

11.10

Проверочная работа

по теме: «Синтаксис и пунктуация».

1

Морфология (120ч.)

Имя существительное (40ч.)

31

14.10

Работа над ошибками. Имя существительное. Лексическое значение.

1

Фонетика и графика:

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове.

Система языка:

Имя существительное, значение и употребление.

Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»,  имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний.

Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь).

Изменение существительных по числам.

Изменение существительных по и падежам (падежные вопросы) и числам.

 Различение 1, 2, 3-го склонения.Существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных нна–мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, - ин).

Виды речевой деятельности:

Практическое овладение диалогической формой  речи.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы.

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов  и заданий),  вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

32

15.10

Употребление имён существительных в речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Словарный диктант

1

словарный диктант

33

16.10

Основные грамматические признаки имени существительного. Род имён существительных.

1

с 19, №2

с.8

34

17.10

Основные грамматические признаки имени существительного. Изменение имён существительных по числам.

1

35

18.10

Контрольная работа

за I четверть.

1

к/р

36

21.10

Работа над ошибками. Основные грамматические признаки имени существительного. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

37

22.10

Изменение имени существительного при сочетании с другими словами.

1

38

23.10

Изменение имени существительного при сочетании с другими словами.

1

с 23, №1

с. 26, №4

39

24.10

Р/р.

Обучающее сочинение-описание «Зимний лес».

1

р/р

40

25.10

Анализ обучающего сочинения. Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имён существительных.

1

41

28.10

Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имён существительных. Словарный диктант

1

словарный диктант

42

29.10

Существительное как член предложения. Тест

1

тест

43

30.10

Существительное как член предложения.

1

44

31.10

Имена существительные 1, 2, 3 склонения.

1

45

1.11

Первое склонение имён существительных.

1

46

11.11

Р/р.

Обучающее изложение с творческим заданием «Ёжик делает запасы».

1

р/р

47

12.11

Анализ обучающего изложения.

Первое склонение имён существительных.

1

48

13.11

Второе склонение имён существительных.

1

49

14.11

Второе склонение имён существительных. с/р

1

с/р

50

15.11

Третье склонение имён существительных.

1

51

18.11

Третье склонение имён существительных.

1

52

19.11

Проверочная работа

по теме: «Морфология. Имя существительное».

1

п/р

53

20.11

Работа над ошибками. Правописание

окончаний имён существительных единственного числа.

1

с 24, №2

с. 28, №6

с.63

54

21.11

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. с/р

1

с/р

55

22.11

Р/р.

Обучающее сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку».

1

р/р

56

25.11

Анализ обучающего сочинения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой и мягкой основами.

1

57

26.11

Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 3-го склонения в Родительном, Дательном и Предложном падежах.

1

58

27.11

Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 3-го склонения в Родительном, Дательном и Предложном падежах.

1

59

28.11

Правописание безударного окончания имён существительных 2-го склонения в Предложном падеже. с/р

1

с/р

60

29.11

Упражнения в правописании безударных окончаний имён существительных.

1

61

2.12

Правописание окончаний имён существительных в Винительном падеже. Словарный диктант

1

словарный диктант

62

3.12

Правописание окончаний имён существительных в Творительном падеже.

1

63

4.12

Проверочная работа

по теме: «Морфология. Имя существительное».

1

п/р

64

5.12

Работа над ошибками. Упражнение в правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

1

65

6.12

Р/р.

Обучающее изложение по рассказу Б. Зубкова «Собака-спасатель».

1

р/р

66

9.12

Анализ обучающего изложения.

Склонение имён существительных во множественном числе.

1

67

10.12

Склонение имён существительных 1, 2, 3-го склонения во множественном числе с твёрдой основой. с/р

1

с/р

68

11.12

Склонение имён существительных 1, 2, 3-го склонения во множественном числе с мягкой  основой.

1

69

12.12

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

70

13.12

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Тест

1

тест

Имя прилагательное (25ч.)

71

16.12

Лексическое значение имён прилагательных. Употребление имён прилагательных в речи.

1

Система языка:

Имя прилагательное, значение и употребление.

 Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.

Согласование с именами существительными.

Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин.

Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц).

Виды речевой деятельности:

Практическое овладение диалогической формой  речи.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы.

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов   и заданий),  вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

С 35, №1

72

17.12

Основные грамматические признаки имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам.

1

73

18.12

Сочетание имён прилагательных с существительными.

1

74

19.12

Контрольная работа

за 2 четверть.

1

к/р

75

20.12

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных.

1

76

23.12

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами. Словарный диктант

1

словарный диктант

77

24.12

Р/р.

Контрольное изложение.

1

р/р

78

25.12

Анализ контрольного изложения.

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами в Родительном  и Винительном падежах.

1

с 40, №1

с.42,№4

с.53

79

26.12

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами в Именительном и Винительном падежах.

1

с. 43, №5.

С.54

80

27.12

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой основой на ж,ш  и мягкой основой на г,к,х. с/р

1

с/р

81

9.01

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

1

82

10.01

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в Именительном и Творительном падежах. Словарный диктант

1

словарный диктант

83

13.01

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

1

84

14.01

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки. с/р

1

с/р

85

15.01

Р/р.

Обучающее сочинение по рисунку и данному началу. «Помощь малышам».

1

р/р

86

16.01

Анализ обучающего сочинения.

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами.

1

87

17.01

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами.

1

88

20.01

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основой.

1

89

21.01

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода. с/р

1

с/р

90

22.01

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой основой на ж, ш и мягкой основой на ч, щ..

1

91

23.01

Правописание безударных  падежных окончаний имён прилагательных  женского рода. Способы проверки. с/р

1

с/р

92

24.01

Р/р.

Обучающее изложение деформированного текста по рассказу Л.Толстого «Орёл и кошка»

1

р/р

93

27.01

Анализ обучающего изложения.

Склонение имён прилагательных множественного числа.

1

94

28.01

Правописание безударных  падежных окончаний имён прилагательных  множественного числа.

1

95

29.01

Проверочная работа

по теме: «Морфология. Имя прилагательное».

1

п/р

Личные местоимения (7ч.)

96

30.01

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи.

1

Система языка:

Местоимение. Общее представление о местоимении.  Личные местоимения 1,2, 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений.

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Виды речевой деятельности:

Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов  и заданий),  вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

97

31.01

Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.

1

98

3.02

Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа. Словарный диктант

1

словарный диктант

99

4.02

Склонение личных местоимений единственного числа.

1

100

5.02

Склонение личных местоимений множественного числа. с/р

1

с/р

101

6.02

Правописание личных местоимений с предлогами.

1

102

7.02

Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи. Тест

1

тест

Глагол  (45ч.)

103

10.02

Лексическое значение глагола.

1

Система языка:

Глагол, значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов  по временам.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Способы определения I и  II спряжения глаголов (практическое овладение).

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое овладение способам определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределённой форме.

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа(-шь).

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и  II спряжения),нес глаголами.

Виды речевой деятельности:

Практическое овладение диалогической формой  речи.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы.

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов  и заданий),  вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция).

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

104

11.02

Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

1

105

12.02

Р/р.

Обучающее составление текста по его концу «Вдруг выбежала собака Дружок. Стайка птиц улетела с кормушки.»

1

р/р

106

13.02

Анализ обучающего сочинения.

Неопределённая форма глагола.вопросы Что делать? Что сделать? с/р

1

с 56, №1

с/р

107

14.02

Неопределённая форма глагола. частицы –ся, -сь.

1

108

17.02

Неопределённая форма глагола. частицы –ся, -сь.

1

109

18.02

Образование глаголов неопределённой формы с частицами –ся, -сь. Словарный диктант

1

словарный диктант

110

19.02

Время глагола.

1

111

20.02

Образование временных форм глагола от глагола неопределённой формы.

1

с. 49, №1

112

21.02

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. с/р

1

с/р

113

24.02

Образование глаголов прошедшего времени от глаголов неопределённой формы при помощи суффикса

–л-.

1

114

25.02

Р/р.

Обучающее сочинение-описание «Утро».

1

р/р

115

26.02

Анализ обучающего сочинения.

-ь в глаголах неопределённой формы.

1

116

27.02

Проверочная работа

по теме:  «Морфология. Глагол».

1

п/р

117

28.02

Работа над ошибками. Изменение

глагола по лицам и числам. Спряжение глагола.

1

118

3.03

Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глагола.

1

119

4.03

Изменение глагола по временам, лицам и числам. Словарный диктант

1

словарный диктант

120

5.03

I и II спряжение глагола.

1

121

6.03

Определение спряжения глагола. с/р

1

с/р

122

7.03

Упражнения в определении спряжения глагола.

1

123

11.03

Работа над ошибками. Правописание

безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

с 69, №1

с.12

124

12.03

Р/р.

Свободный диктант.

1

р/р

125

13.03

Анализ свободного диктанта.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

126

14.03

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. с/р

1

с/р

127

17.03

Упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

128

18.03

Контрольная работа

за 3 четверть.

1

к/р

129

19.03

Работа над ошибками. Правописание -ь в глаголах 2-го лица единственного числа

1

130

20.03

Правописание –ь в глаголах 2-го лица единственного числа

1

131

31.03

Правописание гласных в личных окончаниях глагола в единственном числе.

1

132

1.04

Правописание гласных в личных окончаниях глагола в единственном числе.

1

133

2.04

Правописание гласных в личных окончаниях глагола во множественном числе. с/р

1

с/р

134

3.04

Правописание гласных в личных окончаниях глагола во множественном числе.

1

135

7.04

Р/р.

Обучающее сочинение -описания по теме «Весна».

1

р/р

136

8.04

Анализ обучающего сочинения. Роль

приставок в образовании глагола

1

137

9.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и II спряжения. Словарный диктант

1

с. 75, №7

словарный диктант

138

10.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и II спряжения.

1

139

11.04

Правописание -ь- в глаголах 2-го лица единственного числа и глаголов неопределённой формы.

1

140

14.04

Правописание глаголов на –тся и –ться с/р

1

с 88,

№1,№2

с/р

141

15.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

142

16.04

Проверочная работа

по теме: «Морфология. Глагол».

1

п/р

143

17.04

Работа над ошибками. Упражнения

в правописании безударных личных окончаний глаголов.

1

144

18.04

Изменение глагола прошедшего времени по родам.

1

с. 90, №1

145

21.04

Р/р.

Контрольное изложение.

1

р/р

146

22.04

Анализ контрольного изложения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

147

23.04

Итоговая

контрольная работа.

1

к/р

Наречие (3ч.)

148

24.04

Работа над ошибками. Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия.

1

Виды речевой деятельности:

Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов  и заданий),  вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

149

25.04

Употребление наречия в речи. Наречия,  называющие признак, время, место и направление действия.

1

с 94,

№2, №3

С.14

150

28.04

Правописание суффиксов –о/а- в наречиях. Наречие как член предложения. с/р

1

с/р

Повторение /обобщение/ пройденного в начальных классах (20ч.)

151

29.04

Однородные члены предложения.

1

Система языка:

Различение слова, словосочетания и предложения.

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, - ин).

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и  II спряжения),нес глаголами.

Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц).

Виды речевой деятельности:

Практическое овладение диалогической формой  речи.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы.

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов  и заданий),  вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

152

30.04

Однородные члены предложения.

1

153

5.05

Простые и сложные предложения.

1

154

6.05

Простые и сложные предложения. с/р

1

с/р

155

7.05

Р/р.

Обучающее сочинение с элементами рассуждения «Мой друг».

1

р/р

156

8.05

Анализ обучающего сочинения.

Предложения сложные и предложения с однородными членами.

1

157

12.05

Предложения сложные и предложения с однородными членами.

1

с 109, №4

с.13

158

13.05

Правописание безударных падежных окончаний иён существительных. с/р

1

с/р

159

14.05

Правописание безударных падежных окончаний иён существительных.

1

160

15.05

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

1

161

16.05

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

1

162

19.05

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Словарный диктант

1

с. 70, №2

словарный диктант

163

20.05

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

164

21.05

Правописание суффиксов –о/а- в наречиях.

1

165

22.05

Р/р.

Обучающее сочинение – описание «Цветущий май».

1

р/р

166

23.05

Анализ обучающего сочинения.

Правописание суффиксов –о/а- в наречиях.

1

167

26.05

Особенности состава слова имён существительных, прилагательных, глаголов. с/р

1

с/р

168

27.05

Особенности состава слова имён существительных, прилагательных, глаголов.

1

169

28.05

Роль суффиксов в образовании разных частей речи. с/р

1

с/р

170

29.05

Роль приставок в образовании глагола.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...