ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
статья по русскому языку по теме

Ишкова Мария Николаевна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota._tekhnologiya_opyta_khoroshaya.rar9.51 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК  УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

        В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат обучения.

        Что и как я применяю в обучении исследовательской деятельности. Использую различные приемы исследовательской работы при изучении слов с разных сторон.

Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности:

1) подумать самостоятельно -      !

2) спросить у другого человека-  

3) посмотреть в книгах-

4) посмотреть по телевизору -

5) получить информацию у компьютера –

6) понаблюдать-

7) провести эксперимент -

8) связаться со специалистами -  

Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

Вот темы детских исследований:

  • С какой целью люди общаются?
  • Кого считают хорошим собеседником?
  • Что ты больше любишь: говорить или слушать?
  • У кого и зачем берут интервью?
  • Придумай интервью на тему «Вежливые слова», «Подарки», «Школьный друг».

Провожу мини-исследование «Отгадай слово»:

1) загадать слово «кошка» разными способами (мимикой, жестами, звуками, словами);

2) понаблюдать, сколько раз было отгадано слово;

3) результаты занести в таблицу;

4) сделать вывод.

Вывод: при общении друг с другом без слов не обойтись.

На уроках русского языка провожу исследование словообразований.

Как вы знаете, слова образуются с помощью:

- приставок: читал – прочитал;

- приставок и суффиксов: вода – подводник;

- сложения корней: пар + воз – паровоз.

От одного корня может быть образовано много слов – до 20, а то и до 30 слов. Проследить, как образуются цепи слов, - это исследование.

Дым -

дымный

бездымный

дымить

задымить

дымок

дымочек

дымчатый

А вот что означает это слово?

Автомотовелофотокинорадиомонтер

Вот так слово!

Интересно ученикам выполнять работу по исследованию значения слова. Надо суметь дать толкование, т.е. объяснить его значение.

предмет                                             слово                                                     значение слова

Исследование слова выполнено в толковых словарях.

Образцы толкования слов:

Зелень. Имя существительное. Листва на деревьях. Зеленые растения. Овощи. Деревья                    оделись густой зеленью. На рынке горы зелени: петрушка, лук, укроп, салат.

Озимый. Имя прилагательное. Высеваемый осенью, зимующий под снегом. В конце         сентября зазеленели поля озимых хлебов.

Скользить. Глагол. Легко и плавно двигаться по гладкой поверхности. Лыжи легко         скользят по накатанной лыжне.

Из каких же частей состоит толкование слова?

1) само слово.

2) какая часть речи.

3) объяснение значения (толкование).

4) употребление слова в речи, предложении.

По этой схеме исследуются слова. Но настоящий исследователь не удовлетворится одним значением, ведь многие слова многозначны.

Вот пример. Меня попросили: - Подайте мне ручку. Я слышу, но не могу понять: свою руку, чтобы поздороваться; шариковую ручку, чтобы писать; дверную ручку, которую надо прибить к двери.

Многозначность слова исследуется в тексте. Так, в предложении – «Пешеход скользит и падает» - слово «скользит» не означает легко и плавно движется. Оно означает – теряет устойчивость. Значит, в словаре будет дано два значения слова «скользит».

Задание: определить три значения слова «свежий».

Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)

К утру подул свежий ветер с моря. (Холодный)

Подай мне свежую газету. (Новую)

Иногда в тексте слово приобретает новое значение или оттенок.

Предлагаю детям исследовать эти отклонения. Вот текст:

Взгляд незнакомца скользил по лицам людей в толпе, не останавливался, не задерживался. Мы уже знаем значения слова «скользил». Ни одно не подходит. Автор хотел сказать, что незнакомец смотрел на людей невнимательно. Это – новое значение, непрямое, иносказательное.

Также вместе с детьми коллективно исследуем значения слов, которые нередко смешивают. Эти слова не только похожи по звучанию, но и близки по значению.

                    сытого

1. После <                  обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.

                    сытного

                                       обсудили                                 обсудили,

2. Петин план похода <                       и единодушно <                    никто его не одобрил.

                                           осудили                                    осудили,

Вот словарик смешиваемых слов:

вдох и взод            злой и злобный                 искусный и искусственный

Ребята работают с удовольствием.

Исследование пословиц.

Пословицы кратки, мудры и всегда с изюминкой. В каком случае каждую из них уместно употребить?

«Мелет день до вечера, а послушать нечего».  «За твоим языком не поспеешь босиком». «Слушай больше, а говори меньше».

«Лучше ногою запнуться, чем языком».

В этой пословице скрытый смысл: не так скажешь – уже не исправишь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слова «запнуться языком» надо понимать: «не то сказать, что надо» или «не так сказать, как следовало бы».

Напомню, Лев Николаевич Толстой своих учеников учил сочинению на пословицу. И сейчас можно ребятам придумать сюжеты на пословицы: с действующими лицами, событиями, диалогами; т.е. сочинить небольшие рассказы. Пословицу каждый выбирает сам, сюжет – тем более без посторонней помощи. Устно, а лучше – письменно.

В такой работе ученики получают навыки самообразования.

Разнообразны исследовательские задания на уроках русского языка.

Как правильно назвать жителей городов, местностей?

Города:

           Архангельск – архангелогородцы;

               Москва – москвич, москвичка, москвичи;

               Тамбов – тамбовцы, тамбовец, тамбовчанин;

                Тула – туляк, тулячка, тульчанин, тульчанка, туляки, тульчане;

                Орел – орловец, орловчанин.

Местности:

             Урал (горная страна) – уралец, уралка, уральцы;

              Сибирь – сибиряк, сибирячка, сибиряки.

Такая работа увлекает ребят.

Объединившись в группы, дети исследовали, как построен язык:

от самых малых единиц языка – до самых крупных построений.

2. Текст  ► предложение ► слово ► звук

3. Звуки ► слова ► их изменения ► их связи ► предложения ► текст

Интересно объединять слова в группы по значению и указывать способ образования слов этой группы:

Дни недели – вторник, среда, четверг, пятница.

Названия птиц по их голосу -  кукушка, пищуха.

Названия ягод по цвету – голубика, черника.

Названия городов по имени основателя – Владимир, Ярославль, Петрозаводск.

А с каким удовольствием ребята, работая в группах, составляют тематические словари.

На любую тему можно составить словарь, в нем будет основное, ведущее, ключевое слово. Вот пример:

Тема «Словарь любителя грибов».

Ключевые слова: съедобные грибы, грибные места, приготовление грибов.

Съедобные грибы: белый гриб, груздь, рыжик и т.д.

А дальше – сами!

О каждом виде грибов можно рассказать целые истории.

Предлагаю такие темы словарей:

        Словарь языковеда;

        Словарь этикета;

        Словарь вежливости;

        Словарь названий жителей России;

        Словарь голосов неживых предметов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."

Проблема:  ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка".

Презентация к уроку (4 класс) на тему: "Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка." Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРО...

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка

Русский язык является не только предметом, но и средством  обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....

Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников

Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников....

Исследовательская работа "Использование нетрадиционных форм уроков русского языка,как средство формирования коммуникативных УУД"

Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники, высокими темпами обновления знаний. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профес...