Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100" 2 вида
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Трахунова Анжелика Викторовна

Пояснительная записка

к  рабочей программе второго вида по русскому языку для 4 класса

 

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса  составлена на основе авторской программы «Русский язык», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В.Пронина - Москва: Издательство «Баласс», 2011.Авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой.Перераспределение часов по разделам произошло в связи с учебным планом, т.к. в нём предусмотрено изучение русского языка – 4,5 часа в неделю. В результате за год сокращение составит 17 часов, т.е. вместо предлагаемых 170 часов предусмотрено 153 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx50.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 93

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                                                                              решение педсовета протокол №_1_ 

                                                                             от _30 августа   2013 года

                                                                           Председатель педсовета

                                                                                         ______________   О.Н.Дегтярева

                                                                                                             Подпись руководителя ОУ            ФИО.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

II  вида

по  _____________________ __     русскому_языку_______________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 «А» класс_____

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов   153                  

                                                                                                             

Учитель __А.В.Трахунова___

Программа разработана на основе

 

авторской программы  «Русский язык», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В.Пронина- Москва: Издательство «Баласс», 2011.________________________________

(указать примерную или авторскую программу/ программы, издательство, год издания при наличии)

 

 

Пояснительная записка

к  рабочей программе второго вида по русскому языку для 4 класса

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса  составлена на основе авторской программы «Русский язык», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В.Пронина - Москва: Издательство «Баласс», 2011.

Авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой.

Перераспределение часов по разделам произошло в связи с учебным планом, т.к. в нём предусмотрено изучение русского языка – 4,5 часа в неделю. В результате за год сокращение составит 17 часов, т.е. вместо предлагаемых 170 часов предусмотрено 153 часа.

 

п⁄п

       Разделы, темы            

     Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

  1. Повторение изученного

17ч.

10ч.

1.1

Повторение изученного в 3 классе.

-

5ч.

1.2.

Обобщение по разделу «Повторение». Контроль знаний

-

5ч.

  1. Предложение. Текст.

35 ч.

35ч.

2.1.

Простое предложение.

-

1ч.

2.2.

Предложение с однородными членами.

-

10ч.

2.3.

Сложные предложения с союзами и, а, но.

-

10ч.

2.4.

Запятая в сложном предложении.

-

2 ч.

2.5.

Предложения с прямой речью.

-

10ч.

2.6.

Развитие пунктуационных умений.

-

2 ч.

  1. Слово

101 ч.

101 ч.

Имя существительное.

45 ч.

45 ч.

3.1.

Что мы уже знаем об имени существительном.

-

5ч.

3.2.

Изменение имён существительных по падежам.

-

10ч.

3.3.

Родительный и винительный падежи

-

2ч.

3.4.

Три склонения имён существительных.

-

8ч.

3.5.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

-

8ч.

3.6.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

-

10ч.

3.7.

Развитие орфографических умений.

-

2ч.

Имя прилагательное.

20ч.

20ч.

3.8.

Что мы уже знаем об имени прилагательном.

-

5ч.

3.9.

Словоизменение имён прилагательных.

-

4ч.

3.10

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

-

10ч.

3.11.

Разбор имен прилагательных по составу.

-

1ч.

Глагол.

36ч.

36ч.

3.12.

Что мы уже знаем о глаголе.

-

4ч.

3.13.

Словоизменение глаголов.

-

2ч.

3.14.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

-

9ч.

3.15.

Правописание ь в окончаниях глагола.

-

8ч.

3.16.

Разбор глагола по составу.

-

10ч.

3.17.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

-

2ч.

  1. Повторение.

7ч.

7ч.

ИТОГО

160ч.

153ч.

                   

2.   Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету «Русский язык»

II. Перечень практических работ.

 

           

            Вид работы, тематика

         Дата проведения

   По плану

 По факту

1.

Контрольный диктант по теме: «Повторение».

12.09.

12.09.

2.

Контрольный диктант по теме: «Предложение с прямой речью».

31.10

3.

Контрольное списывание.

19.11

4.

Краевая контрольная работа по русскому языку

03.12

5.

Итоговый контрольный диктант за I

полугодие.

24.12

6.

Контрольный диктант  по теме:«Падежные окончания имен существительных».

27.01

7.

Контрольный диктант  по теме:«Имя прилагательное».

03.03

8

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

26.03

9.

Контрольное изложение «Странный дуэт».

05.05

10.

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

12.05

11.

Краевая контрольная работа по русскому языку.

19.05

12.

Контрольное списывание.

21.05

2.Содержание тем учебного курса.

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.  

      Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
      
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).                            .
      Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
      Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами
и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
      Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
      
Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.                                           .                                                             
      
Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
      
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи.

      Имя существительное.

      Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
      Основные типы склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
      Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на
-мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).                                            .
      Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (
инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

      Имя прилагательное.

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
      Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на
-ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
      Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
      Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
      Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

      Местоимение.

      Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

      Глагол.

      Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.                                                            .
      Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
      Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака
(ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
      Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает?
умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
      Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (
видеть   — видел, слышать  — слышал ).                                                                                   .
      Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Связная речь.

      Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
      Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).                                                                      
.
      Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.                                              
.
      Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.                                                        
.
      Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.                                                             .
      Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного.

      Чистописание.

      Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями:

      Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолет, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

    Региональный компонент   реализуется через знакомство с  особенностями   происхождения и произношения слов,   лексическое значение которых отражает краеведческую направленность.

     3. Основные требования к уровню освоения предмета.

 К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • изученные части речи, их признаки и определения;
  • однородные члены предложения, их признаки.

      Учащиеся должны уметь:

  • орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
  • производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
  • производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
  •  производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
  • определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
  • определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
  • писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно на уроках русского языка.

       4. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. 

 
     Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. 

 
     Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. 


Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).


За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
  • две негрубые ошибки.


Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
  • при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
  • дважды написано одно и то же слово в предложении;
  • недописанное слово.


     
Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение    написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.


За ошибку в диктанте не считают:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
  • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

         Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
         Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

      В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).


Организация и проведение диктанта.

      Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.

      Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

            На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится   35-40 минут.


Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
    умение приводить свои примеры на данное правило или определение.

    Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

     В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
     В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность.

При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.

Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.

      Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Словарные диктанты  проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов,
  • 3 класс 10 - 12слов,
  • 4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Оценка устных ответов.

     Устный ответ является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
  • последовательность изложения и культура речи.

     Полный ответ ученика, особенно 4-го класса, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, части слова, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила, умения объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

      Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • дает полный и правильный ответ;
  • обнаруживает осознанное усвоение программного материала;
  • подтверждает ответ своими примерами;
  • самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания;
  • отвечает связно, последовательно, без недочетов в речи.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка "3" ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но:

  • отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
  • затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
  • допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя;
  • излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

    Оценка тестов.

      Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
     Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;

"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;

"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.


      Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень   0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Итоговая оценка знаний, умений и навыков.


      Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

Список используемой учебно-методической литературы.

Учебно-методический комплект:

  1. Сборник программ для начальной школы. Система «Школа 2100». - Москва: Издательство «Баласс», 2011.
  2.  «Русский язык»  4 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина;
  3. «Тетрадь по чистописанию»  4 класс М.А..Яковлева;
  4. «Орфографическая тетрадь» 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.А.Фролова
  5. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. Л.Ю.Комиссарова  - М.: «Баласс», 2011.
  6.  «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»  Е.В.Бунеева (вар.1 и 2) для 4 класса. М. Баласс 2011.

 Печатные издания

  1.  «Русский язык 3-4 классы»  Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева                     Методические рекомендации для учителя.
  2. «Словарные слова» 4 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Электронные справочники и учебные пособия.

   СОГЛАСОВАНО                                                                               СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                   Заместитель директора по УВР

методической кафедры                                                                _____________  В.И. Баша

учителей начальных классов                                                     «    __   » августа  2013 года.                               от      29 августа      №   _1                                                                   

Руководитель МК

учителей начальных классов                                    

___________________   Л.А.Варганова  

подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы,   нормы оценок по предмету, требования к...

Рабочая программа по русскому языку для школы VIII вида.

Данная программа составлена для учащихся 7 класса, обучающихся по программам школы VIII вида....

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по русскому языку для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа разработана на основе  программы «Русский  язык» для  4 класса общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...