Русский язык.Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ханбекова Лариса Константиновна

Технологическая карта по русскому языку. Тема: Род имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Аттестуемый педагог: Ханбекова Лариса Константиновна.

Предмет: русский язык                        Класс: 3а

Тема: Род имён существительных.   

Цель: отработка алгоритма определения рода имён существительных

Задачи урока:

-учить  приёмам распознавания  рода неизменяемых  имен существительных, уметь работать с толковым словарём;

-Развивать орфографическую зоркость, словарный запас;

-Воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели.

Планируемый результат: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Основные понятия: неизменяемые имена существительные, заимствованные слова.

Ресурсы :учебник русского языка  для 3 класса УМК «Начальная школа 21 века». С. В. Иванова,  рабочая тетрадь.

Организация пространства: фронтальная, групповая.

п/п

Этапы работы

Содержания этапа

Цели, задачи, результаты этапа урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный.

Цель :Подготовка обучающихся к учебной деятельности.

Задача учителя: создать условия для эффективной работы на уроке. Настроить учащихся на работу.

Задача учеников: организовать рабочее  пространство. Настроиться на работу.

Методы: Метод стимулирования.

Результаты этапа: Эмоциональный настрой учащихся на предстоящий урок. Организовать рабочее место.

Регулятивные:

Уметь ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Личностные:

Осознать необходимость учения.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность  к уроку.

Прозвенел звонок весёлый

Мы  начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Я вижу, что все вы готовы к уроку.

Покажите. с каким настроением вы пришли на урок?

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

-Откройте тетради. Запишите число и  классная работа.

-Минутка чистописания закрепит ваш каллиграфический навык.

-Какие цели вы ребята поставите перед собой?

-Прочитайте буквы, записанные на доске. Запишите их в тетрадь.

С а м й л и к

-Какое слово можно составить из этих букв?

-Ребята, сегодня нам поможет учиться «Смайлик» и своё восхождение по «Лесенке знаний» начнёт издалека- из Австралии.

Слайд с изображением кенгуру.

 -Он хочет скорее попасть к нам на урок и открыть один секрет, для этого мы успешно должны пройти все этапы урока, Рядом с ним кенгуру из её кармашка «Смайлик» будет доставать название этапа урока, к которому мы в свою очередь будем ставить цели и затем работать.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

-Работать активно, стараться,  внимательно слушать ответы товарищей, следить за порядком на рабочем месте.

-Писать красиво в тетрадке, следить за осанкой.

2.

Словарная работа.

Цель: актуализация знаний о имени существительном.

Цель для учащихся- повторить изученные слова.

Метод: репродуктивный (на основе полученных знаний)

Регулятивные

Достанем из кармашка кенгуру

1 этап урока – словарная работа.

-Поставим цели.

Картинный диктант.

-К какой части речи относятся записанные слова?

-Что вы знаете о имени существительном?

Запись слов

- Повторить изученные слова.

-Имена существительные.

-Самостоятельная часть речи.

 -Отвечает на вопросы кто? что?.

-Обозначает предмет.

-Бывают одушевлёнными  неодушевлёнными.

-Изменяется по родам.

-В предложении чаще всего бывают подлежащими или дополнением.

3.

Актуализация знаний.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу упражнение № 3, стр. 162 р.т.

 

Цель учителя: выяснить степень усвоения учащимися заданного на дом материала.

Задача:1. выявить возможные затруднения и помочь им ликвидировать обнаруженные  недочёты.

2.подготовить учащихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного дома материала.

3.Закреплять умение находить род существительного, отработка алгоритма определения рода имён существительных

Цель для учащихся: Убедиться в значимости изученного материала и оценить степень своей готовности к работе на уроке.

Методы: репродуктивный: опора на полученные знания ранее, метод проверки и оценки знаний, умений и навыков, наглядный, рефлексивно-  оценочный.

Личностные: 

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;;

Регулятивные: контроль-соотнесение с образцом, коррекция.

- Достанем из кармашка кенгуру  2этап урока- проверка домашнего задания. Поставим цели.

-Проверим  домашнее задание-упражнение № 3, стр. 162

Дети по желанию читают предложения и определяют род существительных.

-Как вы определяли род имени существительного?

-На полях поставьте значок «л»,»т», «с».

Кто поставил «л» -хлопает в ладоши, «т»-большой палец вниз, «с»-ладошки внутренней стороной к учителю.

 

Ответы детей.

-Проверить правильность выполненного нами задания и подготовиться к усвоению новых знаний.

1. -По алгоритму:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

2.-По прилагательному, которое связано с существительным.

4.

Физкультурная минутка.

Цель: разминка для мышц спины, позвоночника, костей.

Результат этапа: дать детям отдых.

Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнёра.

Смайлик достаёт следующий 3этап:

Физминутка.

-Поставьте цели к следующему этапу урока.

-Немного отдохнём.

Один учащийся выходит к доке рассказывает стишок, показывает движения, а остальные повторяют.

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх

Кто поднимет выше всех

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?

5.

Изучение нового учебного материала.

Цели: учить  приёмам распознавания  рода неизменяемых  имен существительных, уметь работать с толковым словарём;

Задачи:

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;

Методы: проблемно-поисковый, практический, репродуктивный, формирования  познавательного интереса.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Регулятивные:

умение формулировать тему и цели урока

Коммуникативные: инициативное сотрудничество. Личностные:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Познавательные

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

Достаём следующий

4 этап:

Изучение нового учебного материала.

-Определите тему урока.

-Работая в группах вы выясните, что нового мы узнаем на уроке.

-Назовите правила работы в группах c помощью слайда.

-Задание такое: вам нужно распределить слова по родам:

1 столбик женский род,

 2 столбик- мужской род,

3 столбик- средний род.

 

- Что это за слова? (неизменяемые)

-Почему ?(нет окончания)

-Что бы вы могли предложить?

-Как вы будете решать проблему?

-С чего бы вы начали рассуждать?

-Я даю вам пять минут.

-Какой же мы сделаем вывод?

-В тетрадях записываем тему урока

-Род неизменяемых имён существительных. Поставьте цель к нашей теме урока.

-Подберите прилагательные к существительным. Слайды.

-Запишите существительные вместе с прилагательными –колибри, пони.

  • Колибри, пони… неизменяемые имена существительные, называющие животных- мужского рода.

-Подберите прилагательные к существительным- пальто, пианино. Запишите.

пальто, пианино… неизменяемые имена существительные, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

-Сделаем вывод.

-А для чего на столах лежат орфографические словари?

Рассмотрим слово какао   (открыть слайд  с изображением какао) в  словаре .

-Какого рода?

Дополнительные сведения о какао из толкового словаря и заранее подготовленным учеником.

Другие слова тоже поискать по словарям и почитать их происхождение.

Вывод

-Прочитаем правило на стр. 163.

Понаблюдаем как  в предложении можно определить род .

-Найдите упр. №2, стр. 163

-Прочитайте задание.

-Рассмотрим  первое предложение.

-Найдите неизменяемое слово (метро).

-Подумайте , какое слово может помочь определить его род.(Московское)

-Продолжим учиться определять  род существительных.

Называют  правила работы в группах по слайду.

Работают в группах.

Выступления детей.

Обсуждение ответов.

-У нас проблема!

Мы не смогли определить род слов: колибри, пони, пальто, какао.

Ответы детей.

-Надо подобрать прилагательные к словам и по ним определить род, т. к. имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное.

- На основе наблюдений сделать вывод и научиться определять  род неизменяемых имён существительных.

  • На род неизменяемых имен существительных  здесь указывают соседствующие с ними имена прилагательные.

-По толковому словарю так же можно выяснить род неизменяемых существительных.

Физкультурная минутка.

6.

Закрепление учебного материала.

Цели:  применение знаний в сходной ситуации.

Цели для учителя:1. установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами содержания новых понятий, закономерностей.

2.организовать деятельность школьника самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Цели для учащихся: должны уметь применять знания в сходной ситуации.

Метод: практический- работа с учебником, рабочей тетрадью.

Личностные: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Следующий 5 этап –  Закрепление учебного материала.

Постановка целей.

Упражнение №2, стр. 163-самостоятельно.

1группа- списывает второе предложение, надписывает род над словом кенгуру.

2 и 3 группа – то же задание и дополнительно работают над третьем предл. во втором, третьем предложении подчёркивают основу предложения.

3 группа- дописывает свои примеры неизменяемых слов.

Проверка работы.

-Какие слова в предложении помогли определить род слов кенгуру, метро, кофе? (прилагательные)

Работа с карточками

-Обведите кружочком нужное окончание.

Проверка по слайдам.

-Должны уметь применять знания на практике.

Выполнение №2, с.163-самостоятельно.

Проверка работы.

-Имена прилагательные.

т. к. имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное.

Работа с карточками.

7.

 Итог урока. Рефлексия. 

Цель :оценить работу.

Домашнее задание.

Упражнение №5, стр. 164.

 

Личностные:

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

--И вот последний6 этап –Итог урока.

«Смайлик» обещал открыть нам секрет.

-Побывав в Австралии, он выяснил, что все слова неизменяемые имена существительные- заимствованные. И он хочет рассказать, что узнал  о происхождении слова кенгуру.

Доклад Чамышевой Марины.

-Подведём итог.

-Назовите тему урока.

-Назовите цели поставленные вначале урока.

-Какие цели достигнуты, какие нет?

-Кому сегодня было всё понятно и интересно поднимите зелёный кружок. Кому ещё нужно поработать над этой темой- жёлтый кружок.

-На шкале самооценки  оцениваете свою работу на уроке.

Оценки выставленные учителем .

Дети определяют качество своей работы.

Запись в дневники домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Технологическая карта урока Повторение изученного в 1 классе

Данная методическая разработка урока русского  языка по теме "Повторение изученного в 1 классе" УМК "Школа России"...

УМК 21 век. 4 класс. Русский язык. Технологическая карта урока по теме " Связь слов в словосочетании. Управление"

Это технологическая карта открытого урока ( районный методист). Тема урока -  " Связь слов в словосочетании. Управление." Отзыв положительный....