урок по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Высоцкая Татьяна Викторовна

Обобщение  знаний учащихся по теме «Местоимение», распознавание лексико-грамматических разрядов местоимений.

                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок - обобщение знаний63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:         «Местоимения»                                        10 класс

Цель урока: способствовать обобщению  знаний учащихся по теме «Местоимения», распознаванию лексиго-грамматических разрядов местоимений;

                     создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти обучающихся;

                      формировать способность сопереживать товарищам, ответственно относится к дружбе.

Форма урока: обобщение изученного.

Средства обучения: листы с уровневыми заданиями

                                           Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке и надеюсь, что это взаимно.

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Прочитайте, пожалуйста строчки из какого-либо стихотворения, которые отражали бы ваше настроение.

  1. Мобилизующий этап.

- Прочитайте предложения, записанные на доске в том порядке, который показывал бы последовательность действий.

Возьми себя в руки.  Держи себя в руках.  Ты не владеешь собой.

- Сгруппируйте все слова этих предложений по частям речи. Ответ обоснуйте.

II.        Формулирование темы и цели урока.

- Определите, слова какой части речи встречаются во всех  предложениях, а в одном из них даже два раза. Сформулируйте тему урока. (Записать в тетрадь)

- Сформулируйте цель урока, используя опорные слова, учитывайте, что это завершающий урок .

1) Систематизировать…….;

2) совершенствовать умение  отличать ….и правильно …. .

Цель урока: систематизировать полученные знания о местоимении; совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи и правильно их писать.

- А для чего вообще необходимо изучение местоимения в разделе «Морфология»?

- Прочитайте запись на доске,  что объединяет все выражения? Исходя из цели урока, придумайте задание.

Кое(на)кого надеялся, в чём(то) ошибаться, кто(либо) из вас, что(нибудь) нужно, н..чего не изменилось, не(с)кем поговорить, н..чего сказать.

- Необходимо списать выражения, раскрывая скобки и деля их на группы по виду орфограмм. Какие правила вам необходимо вспомнить, чтобы записать правильно  предложенные выражения?

- А чем отличаются местоимения от существительного, числительного, прилагательного?

- Назовите постоянные морфологические признаки местоимения.

- У вас на столе есть карточки с заданиями. Найдите в них упр. 1.

- Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу, сформулируйте задание.

(В левую графу таблицы выпишите названия разрядов местоимений. В правую – примеры местоимений каждого разряда, их надо взять из предложений. Раскройте скобки.)

Это задание выполните в парах, затем проверьте правильность выполнения по ключу и выставьте оценки в оценочный лист.

                                   Упражнение 1.

  1. Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  2. Доплясались, что без хлеба остались.
  3. К кому(то) принесли от мастера ларец.
  4. Что посеешь, то и пожнёшь.
  5. На всякое хотенье есть терпенье.
  6. Здоровье не уродит – (ни)кто не наградит.
  7. Не суди по себе.
  8. Я за Фому, а он за Ярёму.
  9. – Собака, что лаешь?

Название разрядов местоимений

Примеры местоимений

-Назовите местоимения из таблицы, в которых звуков больше, чем букв. Аргументируйте свой ответ. (Своё, всякое)

- Продолжим разговор о местоимении. Для этого вам надо разделиться на 3 группы. Каждой группе необходимо подготовить небольшое сообщение об указанных в карточке разрядах местоимений по плану. Оцените работу в группах.

               Карточка 1.

Возвратные, вопросительные, относительные местоимения.

                               План:

  1. Значение местоимений.
  2. Грамматические признаки:

а) общее;

б) различие

Карточка 2.

Отрицательные и притяжательные местоимения.

                         План:

  1. Значение местоимений.
  2. Грамматические признаки:

а) общее;

б) различие

Карточка 3.

Личные, указательные, определительные, неопределённые местоимения.

                                             План:

  1. Значение местоимений.
  2. Грамматические признаки:

а) общее;

б) различие

- А теперь пришло время  выбрать задание по силам, применяя при выполнении знания теоретического материала. Правильность выполнения задания проверьте по кючу. Оцените свою работу.

                     Уровневые задания

«3» - упр. 231, с. 153 – 154

«4» - Спишите пословицы, ориентируясь на количество местоимений. Принцип записи предложений: от большего количества местоимений к меньшему. Раскройте скобки.

  1. Сам  (ни)чего (не)научишься, (ни)кто (не)научит.
  2. Что (у)кого болит, тот (о)том и говорит.
  3. Тот (не)ошибается, кто (ни)чего (не)делает.
  4. Худо тому, кто добра (не)делает (ни)кому.
  5. Сын (у)меня мой, а ум (у) него свой.
  6. Храни себя от бед, пока их нет.
  7. (Ни)чего я (не)боюсь, но (ни)(с)кем и (не)бранюсь.
  8. На каждый роток (не)накинешь платок.

         4 м.

                   1, 2 -----------------  .

                                         3 м.

                    З, 4, 5, 6  ------------------ .

                                 2м.

  1. ---------------  .

                                            1м.

  1. ---------------  .

                    «5» - Спишите 3-ю часть текста полностью.  1 и 2 части – в    сокращённом виде. Озаглавьте текст. Напишите ответ дуба ветру. Укажите разряды местоимений. Расставьте знаки препинания.

Могучий и (не)обыкновенный дуб рос на высокой горе. (Н..)у кого (не)было сил покорить его. Однажды налетел (на)него ветер. Дунул с одной стороны, с другой, стараясь пригнуть его к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листочком. Кто(то) подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать её на помощь.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба Почему я (не)могу погубить тебя? Дуб ответил что (не)ствол его держит. Сила его в том, ………

  1. Итог урока.

- Скажите, над чем мы сегодня работали? (повторяли материал о местоимении, совершенствовали умение отличать местоимение от других частей речи и правильно их писать.)

- Очень коротко расскажите о местоимении как части речи.

-  Выведите средний балл за работу на уроке.

- С помощью «шкалы успеха» покажите оценку, которую вы получили.

«3»- сидите;  «4» - встаёте;  «5» - встаёте, поднимаете руки вверх.

Д/З  с. 157 – вопросы (для всех)

«3» - упр. 232;      «4» - упр. 234 (письменно);    «5» - упр. 236 – (письменно)

                 Ключ к уровневым заданиям.

«3» - упр. 231.

1. Ничто (отр.) не двигалось. 2. Всем  (опр.) стало скучно и грустно. 3. Ему (личн.) захотелось выйти наружу. 4. Кто-то (неопр.) стонал на чердаке под крышей. 5. Работа всякого (опр.) нужна одинаково. 6. Что (относ.) такое (опр.): побежали все (опр.) сломя голову прочь. 7. Им (личн.) оставалось лишь несколько (неопр.) десятков шагов до выхода, как вдруг в большой пещере блеснули чьи-то (неопр.) страшные глаза. 8. И вы (личн.) не смоете  всей (опр.) вашей (прит.) чёрной кровью Поэта праведную кровь. 9. Егор с удивлением  перехватил обращённый на себя  (возвр.) взгляд попутчика.

              «4»      Что у кого болит, тот о том и говорит.

                           Сын у меня мой, а ум у него свой.

                           Тот не ошибается, кто ничего не делает.

                           Худо тому, кто добра не делает никому.

                          Ничего я не боюсь, но ни с кем и не бранюсь.            

                         Сам  ничего не научишься, никто не научит.

                          Храни себя от бед, пока их нет.

                          На каждый роток  не накинешь платок.

                «5»  Могучий и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Никому (отр.) не удавалось покорить его (личн.), даже ветру.  Обратился ветер за помощью к молнии.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Но даже и ей (личн.) не удалось покорить дуб.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я (личн.) не могу погубить тебя (личн.)?» Дуб ответил,  что не ствол его (личн.) держит. Сила его (прит.) в том (указ.), что он (личн.)  глубоко и прочно врос в родную землю,  корнями за неё (личн.)  держится.

                         

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...